Получи документы

Физкультминутка как средство развития пальцевой моторики и становления речи у дошкольников

Наталья
Физкультминутка как средство развития пальцевой моторики и становления речи у дошкольников

Известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Учитывая важность проблемы, а также высокую плотность занятий логопеда, мы стали заниматься с детьми индивидуально, в свободное от занятий время. Однако такая эпизодическая деятельность не могла дать заметного положительного эффекта. Поэтом возникла необходимость выделить время в занятиях воспитателя, чтобы сделать роботу по развития пальцевой моторики регулярной и результативной. Оптимальным, по нашему мнению, оказалось использование в этих целях физкультминуток на занятиях с детьми. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением (пусть даже с непродолжительным). Если проводить пальцевую гимнастику стоя примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени.

Публикация «Физкультминутка как средство развития пальцевой моторики и становления речи у дошкольников» размещена в разделах

Традиционные физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Это вызывает необходимость составить для каждого из пальцевых упражнений наиболее подходящий по смыслу стихотворный текст. Проговаривание стихов одновременно с движениями дают ряд преимуществ для детей. Их речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие ритмы положительно влияет на слуховое восприятие детей.

Обучающий эксперимент, проводимый нами, воспитателями, позволил выделить несколько задач, которые заключаются в следующем:

1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для неё оптимальное время.

3. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями логопедических групп.

4. Установить, влияет ли развитие пальцевой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей.

5. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Известно, что длительность физкультминутки в одном занятии составляет 2 – 3 минуты. Мы проводили наши физкультминутки на каждом из трёх занятий воспитателя. Таким образом, общая сумма времени для развития пальцевой моторики составила для каждого ребёнка 6 – 9 минут в день. Поводили физкультминутки примерно в середине занятий, дети при этом стояли около своих стульчиков и вместе с воспитателем проговаривали стихотворный текст, сопровождая его определёнными движениями пальцев рук.

Текст необходимо подобрать такой, чтобы в одной физпаузе содержалось большее количество разнообразных пальцевых движений, и они сочетались бы с произносимыми стихами. Наблюдения показали, что у большинства детей возникают трудности: пальцы малоподвижные, движения неточные, темп даже самых лёгких упражнений замедленный. Но уже к концу четвёртого месяца ребята, с которыми проводились физкультминутки для развития пальцев рук, овладели самыми сложными упражнениями. И ещё важно то, что они быстрее овладевали правильным произношением звуков. Дети при обучении элементом письма вели более уверенные линии, ровнее держали строку, сохраняли наклон. Надо отметить и тот факт, что ребята стали лучше справляться с программными требованиями по изодеятельности.

В ходе физкультминуток ребятам предлагалось как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображали зайцев, собак, кошек, птиц, деревья, цветы… Такая необычная игровая деятельность вызывала у них интерес и яркий эмоциональный настрой, что позволило предельно мобилизировать их внимание. Желание быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулировало запоминание. Разученные сценки – упражнения дети уже по собственной инициативе воспроизводили в самостоятельных играх. Таким образом, включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутке играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи. Такой подход позволяет следующее:

1. Регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

2. Совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью.

3. Облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам.

Приведём примеры некоторых физкультминуток, используемых нами, воспитателями, для развития пальцевой моторики детей с нарушениями речи.

Цветок

Вырос высокий цветок на поляне (Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их.)

Утром весенним раскрыл лепестки (Развести пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питание (Ритмичное движение пальцами вместе – врозь)

Дружно дают под землёй корешки (Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

В гости

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний… (Выставляем вверх большие пальцы. Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук. Поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно)

Безымянный и последний,

Сам мизинчик – малышок (Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы)

Постучался на порог (Кулаки стучат друг о дружку)

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга им нельзя! (Ритмичное сжатие пальцев в кулак на обеих руках)

Человечки

Побежали вдоль реки

Дети наперегонки (Движение указательного и среднего пальцев обеих рук по поверхности стола от себя к краю. Повторить несколько раз).

Публикации по теме:

Бисероплетение как средство развития мелкой моторикиБисероплетение как средство развития мелкой моторики Сроки реализации, продолжительность проекта Продолжительность с сентября 2019 по март 2020 года. Долгосрочный. Тип проекта Творческий Участники.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Фотоотчёт «Волшебные пальчики как средство развития мелкой моторики рук и речи детей»Фотоотчёт «Волшебные пальчики как средство развития мелкой моторики рук и речи детей» 6 января День пальчиков на маам, вот я и решила вспомнить, что же мы с детьми делали для развития мелкой моторики пальцев рук, и вот что.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги! Цель мастера класса. Применить степ - логоритмику, как средство коррекции речи дошкольников. Задача. Познакомить.

Дидактическое пособие для развития речи и развития моторики рук «Закрути-раскрути»Дидактическое пособие для развития речи и развития моторики рук «Закрути-раскрути» Как известно по утверждению Сухомлинского В. А., "ум ребенка находится на кончиках его пальцев", а с другой стороны, речевое развитие - показатель.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развивающие игры как средство развития ручной моторики у дошкольников» Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс самореализации, устанавливается.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Техника «изонить» как средство развития мелкой моторики у старших дошкольниковТехника «изонить» как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физкультминутка как средство развития пальцевой моторики и становления речи у дошкольников
Опубликовано: 10 сентября 2022 в 20:17
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД