МААМ-картинки

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ

елена якушенко
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ

Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детского сада. Полноценное психолого-физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – вот главная цель сотрудников Репьевского детского сада. Наш детский сад ведет работу по этому направлению. Из года в год мы организуем оздоровительные мероприятия, которые постоянно совершенствуем. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Публикация «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» размещена в разделах

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия:

спортивный зал, оснащенный спортивным инвентарем;

спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;

существует кабинет медицинского работника.

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, психологом, логопедом, инструктором по физическому воспитанию.

В своей работе инструктор по физическому воспитанию используют различные виды занятий, среди которых преобладают:

сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;

занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;

занятия-тренировки основных видов движений;

занятия по традиционной схеме: водно-подготовительная часть, общеразвивающие упражнения, подвижные игры;

занятия-зачеты, на которых дети сдают физические нормативы на время.

В систему оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика, профилактический массаж ног, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, фитобар.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

п/п Формы и

методы Содержание Контингент

детей

1. Обеспечение здорового ритма жизни - щадящий режим

- гибкий режим

Все группы

2. Физические упражнения - утренняя гимнастика

- физкультурно-оздоровительные занятия

- подвижные игры

- профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения)

- спортивные игры

- оздоровительная ходьба Все группы

3. Гигиенические и водные процедуры - умывание

- мытье рук

- обеспечение чистоты среды

- контрастное обливание Все группы

4. Свето - воздушные ванны

- проветривание помещений

- прогулки на свежем воздухе

- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха Все группы

5. Активный отдых - развлечения, праздники

- дни здоровья Все группы

6. Фитотерапия чай, отвар Все группы

7. питание Сбалансированное питание Все группы

8. Свето- цветотерапия

- цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса Все группы

9.

Спецзакаливание - босоножье,

- дыхательная гимнастика Все группы

10. Включение элементов психологии сказкотерапия Все группы

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДЕТЕЙ В ДОУ

Виды занятий и форма двигательной активности Особенность организации

1. Физкультурно-оздоровительные занятия

1.1. Утренняя гимнастика Ежедневно, на открытом воздухе или в зале, длительность 10-12 минут

1.2. Двигательная разминка во время перерыва между занятиями Ежедневно, в течение 7-10 минут

1.3. Физкультминутка Ежедневно 3-5 минут

1.4. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке Ежедневно, во время утренней прогулки, длительность 20-25 минут

1.5. Игры-упражнения на прогулке Ежедневно, во время вечерней прогулки, длительность 12-15 минут

1.6. Оздоровительный бег 2 раза в неделю, группами по 5 человек, проводится во время утренней прогулки, длительность 3-7 минут

1.7. Гимнастика после дневного сна Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей, длительность 10 минут

2. Специально организованные занятия в режиме дня

2.1. По физической культуре 3 раза в неделю, одно в часы прогулки

2.2. Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно, под руководством воспитателя, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей

3. Физкультурно-массовые занятия

3.1. Неделя здоровья (каникулы) 2 раза в год (в начале января и в конце марта)

3.2. Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе 2 раза в год (40 минут)

3.3. Физкультурный досуг 1 раз в месяц (30 минут)

4. Совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи

4.1. Участие родителей в физкультурно-оздоровительных и массовых мероприятиях Подготовка и проведение физкультурных досугов, дней здоровья

Главные «киты», на которых держатся жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно - сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Из этого следует сделать вывод: вся система физического воспитания в детском саду должна быть, прежде всего, ориентирована на развитие и совершенствование сердечно - сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Основным же средством этого развития являются движения.

В содержание оздоровительного физкультурного занятия включаются специальные упражнения, обучающие детей правильно дышать или комплексы дыхательных упражнений.

Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.

Цель: Научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.

Задачи:

1. Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы.

2. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфо - и кровообращение в легких.

Основные правила.

1. Дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.

2. Концентрировать внимание на дыхательном упражнении – это увеличивает его положительное действие.

3. Дышать медленно для насыщения организма кислородом.

4. Дышать носом.

Для профилактики заболеваний верхних дыхательных нами используется фитотерапия (по согласованию с родителями)

Создан фитобар, при посещении которого дети:

1) Прослушивают беседы о пользе лекарственных трав, содержании витаминов и каким действием они обладают.

2) Употребляют:

- фиточаи, которые укрепляю иммунную систему; предотвращают острые вирусные заболевания и грипп, заболевания сердечно сосудистой системы, нарушения функций мочеполовой системы и органов пищеварения. Являются средством мягкой очистки организма.

3) Ароматерапия – дети вдыхают приятные запахи целебных растений – пихты, сосны, мелисы, ромашки, лаванды, лимона, жасмина, шалфея.

Проблемы физического воспитания детей решаются в тесном контакте с семьей. Для этого мы используем следующие методы работы : анкетирование (с целью изучения потребностей родителей по вопросам физического воспитания детей); индивидуальные беседы, консультации.

В нашем детском саду особой популярностью пользуется семейный клуб «Мы вместе» для родителей и детей младшего и среднего дошкольного возраста, посещающих детский сад.

Работа клуба рассчитана на учебный год, занятия проводятся 2 раза в квартал в физкультурном зале, продолжительностью 30 минут, оптимальное количество участников – 4-5 семей.

Педагогическая работа в клубе подразделяется на несколько периодов:

Диагностический период (анкетирование).

Цель – выявить характер эмоциональных отношений родителей и ребенка, уровень заинтересованности в физкультурно-оздоровительном вопросе родителей, уровень физического развития детей.

Основной период.

Цель – организация и проведение совместных физкультурно-оздоровительных занятий с детьми и родителями, в ходе которых решаются следующие задачи:

1. Помочь ребенку и родителям сгладить адаптационный период.

2. Помочь приобрести родителям опыт партнерского доверительного взаимодействия друг с другом в совместной двигательной деятельности.

3. Способствовать обогащению знаний друг о друге (родителя и ребенка.)

4. Расширить у родителей опыт отношения к ребенку.

5. Способствовать развитию и совершенствованию функциональных систем организма, двигательных навыков и качеств, психических процессов.

Заключительный период.

Цель – осмысление, осознание, анализ того опыта, который получили все участники: дети, педагог и родители.

Основой клуба являются совместные физкультурно-оздоровительные занятия, на которых взрослый имеет возможность общаться со своим и чужим ребенком, другими родителями, обсуждать сходство переживаемых ситуаций. Занятия детей совместно с родителями значительно повышают как уровень развития физических качеств, так и скорость формирования жизненно важных двигательных навыков детей. В связи с тесной взаимозависимостью физического и умственного развития ребенка активизация двигательной деятельности ведет к повышению уровня интеллектуального развития. Постоянное наблюдение родителя за своим ребенком и осуществление страховки позволяют предоставлять детям большую свободу двигательной деятельности. Такая свобода приводит к развитию ловкости, освоению ребенком все более сложных движений, к совершенствованию жизненно важных двигательных навыков, что имеет значение не только для физического, но и для общего развития: он становится смелее, увереннее в своих силах, способен преодолевать страх. Наш клуб с помощью занятий осуществляет полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию детей через взаимодействие родителя, знающего индивидуальные особенности своего ребенка.

Совместные занятия детей и родителей существенно влияют на создание и поддержание благоприятного психологического климата в семье. Сами родители показывают ребенку, какую радость доставляют им совместные физкультурные занятия, это способствует тому, что ребенок будет заниматься физическими упражнениями с удовольствием. Совместные занятия формируют у родителей основы физкультурно-оздоровительной грамотности, так как дают элементарные навыки организации двигательной активности детей, знания о физиологических особенностях детского организма, о реакции на физическую нагрузку.

В совместных физкультурно-оздоровительных занятиях используются: парные контактные физические упражнения взрослого и ребенка, подвижные игры, игровые и танцевальные упражнения, элементы массажа, дыхательной и пальчиковой гимнастики, элементы фитбол-гимнастики, соответствующие возрасту и интересам детей, которые проводятся в музыкально-спортивном зале. Физические упражнения и игры доступны для совместного выполнения взрослым и ребенком; разнообразны по своему физическому воздействию; обеспечивают тактильный контакт; направлены на развитие эмоциональной сферы, партнерских и доверительных отношений родителей и детей; решают оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.

Задачи Формы работы Ожидаемые

результаты.

1. Содействовать эмоциональному сближению родителей и ребенка в совместной двигательно-игровой деятельности.

2. Помощь в приобретении практических навыков, приемов и методов сохранения и укрепления здоровья детей

3. Способствовать развитию и совершенствованию функциональных систем организма и физических качеств ребенка, формированию двигательных умений и навыков. Совместные физкультурно-оздоровительные занятия с родителями и детьми младшего и среднего дошкольного возраста, посещающих детский сад, имеющих психологические особенности и низкий уровень физического развития.

Тренинги для родителей.

Устный журнал для родителей.

Повышение уровня физического развития детей.

Заинтересованность родителей в вопросах здоровья и физического развития ребенка.

Повышение педагогической грамотности родителей.

Положительный эмоциональный контакт между детьми, родителями и педагогами.

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. В нашем детском саду одной из форм организоционного обучения на физкультурных занятиях является сказкотерапия.

Физические упражнения в сочетании со сказкотерапией в структуре занятия

располагаются в определённом порядке, который обусловлен физиологическими и

психологическими особенностями детского организма. Важно построить

физическое занятие таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и

выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются

двигательные задачи. Для разнообразия и заинтересованности детей все упражнения объединены в литературные сказки. Все сказки отобраны не случайно, психокоррекционная направленность сказок подчеркивает значимость таких проявлений, как доброта, забота о ближнем, взаимопомощь, дружба и доверие. В практической деятельности с детьми мы используем сказки, написанные авторами А. И. Константиновой и А. Г. Назаровой. Данный материал адаптирован авторами в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей дошкольных групп.

Игры, связанные со сказочными сюжетами, характеризуются не только разнообразием движений, но и свободой их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создаёт большие возможности для проявления инициативы и творчества. Играя, воспитанники испытывают радость от реализации физических и умственных сил. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения согласовывать свои действия с движениями других играющих, ориентироваться в пространстве. Игра помогает ребёнку преодолеть робость, застенчивость.

Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий.

Для разнообразия физических упражнений в своей работе мы используем сказкотерапевтический фитбол – это методика в сочетании с движениями, сказкой и музыкой развивает творческие способности, раскрывает природныйпотенциал детей, формирует положительные эмоционально – волевые качества: саморегуляция, настойчивость, уверенность, аптимизм, смелость, выдержку и справедливость.

Мы используем такие приемы, которые способствуют максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации. Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами, или фитболами.

Гимнастика с использованием фитболов относиться к одному из видов фитнес-гимнастики. Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий. Ведь известно, что цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции ребенка.

Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс.

Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший

мышечный корсет, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый

в обычных условиях навык правильной осанки.

Гимнастикой с мячами дети занимаются индивидуально или подгруппой из трех-четырех человек. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении на ковриках, дети одеты по возможности легко, без обуви (в носках). Это занятие - сказка. Упражнения выполняются детьми по ходу рассказывания сказки. Эти занятия не имеют большой мышечной нагрузки, в них преобладает множество упражнений на развитие мелкой моторики (хватание, бросание, поглаживание предметов разные виды ритмических хлопков, звукоподражание, а также различные игры с развернутым игровым содержанием.

Дети получают удовлетворение не оттого, что научились выполнять то или

иное движение, а от самого процесса игры. Упражнения на мячах могут

проводиться в течение целого занятия, но с детьми младшего дошкольного

возраста используются упражнения на мячах в качестве фрагмента занятии.

Детям дается возможность не только упражняться на мячах, но и ходить, бегать, прыгать, лазать, танцевать.

В младшей группе основное внимание уделяется работе над тонусом,

статистической координацией и сохранением заданной позы, в средней группе

главная задача – обучение технически правильного выполнения

общеразвивающих упражнений и развитие двигательной координации.

Дети шестого года имеют более координированные движения, которые

подконтрольны сознанию и могут регулироваться. Дети понимают пользу упражнений, связь между способом выполнения и конечным результатом, становятся более настойчивы в преодолении трудностей и могут многократно повторять упражнения, работать в коллективе, выполнять все команды, предложенные педагогом, организовано и дисциплинировано. В этой возрастной группе дети уже хорошо соотносят свои действия с музыкой, поэтому вводятся музыкальное сопровождение в серии

упражнений.

На седьмом году жизни проводится переход от игровой деятельности к

учебной. В этом возрасте проводятся различные виды релаксации, которые дают стартовые возможности при подготовке детей к школе. Обучение приемам релаксации помогает детям в дальнейшем самостоятельно регулировать свое психоэмоциональное состояние, процессы возбуждения и торможения, в совершенствове владеть своим телом, различными видами движений. Несмотря на то, что игровая деятельность переходит в учебную, игра для детей этого возраста продолжает занимать очень важное место.

Для формирования психического и физического здоровья в детском саду созданы условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении и снятия эмоционального напряжения. Соблюдается двигательный режим, занятия регулируются с учётом нагрузки, индивидуальных особенностей, проводятся занятия на свежем воздухе.

Вопросы воспитания здорового ребенка решаются в тесном контакте с родителями, это прослеживается в работе нашего семейного клуба «Мы вместе», что позволяет родителям по иному взглянуть на здоровье своих детей.

С помощью нетрадиционных методик мы пытаемся разнообразить, работу по психофизическому направлению, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребёнка. Двигательное творчество раскрывает у ребёнка моторные характеристики собственного тела, формирует быстроту и лёгкость в бесконечном пространстве двигательных образов, учит относиться к движению, как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети входят в ситуацию (сюжет, через движения тела учатся передавать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений. Кроме того, в процессе двигательной деятельности формируется самооценка дошкольников: ребёнок оценивает своё «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

Публикации по теме:

Физкультурно-оздоровительная работа в области здоровьесберегающих технологий «Физкультурно-оздоровительная работа в области здоровьесберегающих технологий» воспитатель по физическому развитию Рудева Ольга Николаевна.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ (ранний возраст)Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ (ранний возраст) Физкультурно - оздоровительная работа в нашем дошкольном учреждении,проводится в таких формах работы,как непосредственно - образовательная.

Физкультурно-оздоровительная работа во второй младшей группеФизкультурно-оздоровительная работа во второй младшей группе Вопросы охраны и защиты здоровья детей в настоящее время являются первостепенной задачей государства. Главнейшим определяющим фактором здоровья.

Консультация для родителей «Физкультурно — оздоровительная работа с детьми раннего возраста» Дети - будущее общества, здоровые дети - надежное будущее. Здоровье детей – богатство нации. Этот тезис не утратит актуальности во все времена,.

Консультация для воспитателейна тему: «Физкультурно — оздоровительная работа с детьми в зимний период» В зимний период предоставляются прекрасные возможности для организации разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.

Мастер-класс «Физкультурно-оздоровительная работа экологической направленности» Слайд 1. Мастер – класс «Физкультурно-оздоровительная работа экологической направленности» Слайд 2. Связь физической культуры непосредственно.

Неделя здоровья во второй младшей группе. Физкультурно-оздоровительная игра «Лягушки и цапля»Неделя здоровья во второй младшей группе. Физкультурно-оздоровительная игра «Лягушки и цапля» Предварительные беседы: Как мы умываемся; польза зарядки и физической культуры Воспитательные задачи - воспитывать доброжелательное отношение.

Педагогическая концепция «Физкультурно-оздоровительная работа с использованием технологии Н. Н. Ефименко» «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Ж. Ж. Руссо. Великая ценность каждого человека-здоровье.

«Неболейка». Оздоровительная работа в ДОУ Презентация «Неболейка» 1 слайд. Представляю вашему вниманию презентацию на тему «Неболейка». 2 слайд. Человеку, для того, чтобы не болеть,.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ Выдающийся педагог В. А. Сухалимский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить : забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
Опубликовано: 18 марта 2017 в 22:17
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД