елена якушенко
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детского сада. Полноценное психолого-физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – вот главная цель сотрудников Репьевского детского сада. Наш детский сад ведет работу по этому направлению. Из года в год мы организуем оздоровительные мероприятия, которые постоянно совершенствуем. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Публикация «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» размещена в разделах
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия:
спортивный зал, оснащенный спортивным инвентарем;
спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;
существует кабинет медицинского работника.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, психологом, логопедом, инструктором по физическому воспитанию.
В своей работе инструктор по физическому воспитанию используют различные виды занятий, среди которых преобладают:
сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
занятия-тренировки основных видов движений;
занятия по традиционной схеме: водно-подготовительная часть, общеразвивающие упражнения, подвижные игры;
занятия-зачеты, на которых дети сдают физические нормативы на время.
В систему оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика, профилактический массаж ног, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, фитобар.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
№
п/п Формы и
методы Содержание Контингент
детей
1. Обеспечение здорового ритма жизни - щадящий режим
- гибкий режим
Все группы
2. Физические упражнения - утренняя гимнастика
- физкультурно-оздоровительные занятия
- подвижные игры
- профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения)
- спортивные игры
- оздоровительная ходьба Все группы
3. Гигиенические и водные процедуры - умывание
- мытье рук
- обеспечение чистоты среды
- контрастное обливание Все группы
4. Свето - воздушные ванны
- проветривание помещений
- прогулки на свежем воздухе
- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха Все группы
5. Активный отдых - развлечения, праздники
- дни здоровья Все группы
6. Фитотерапия чай, отвар Все группы
7. питание Сбалансированное питание Все группы
8. Свето- цветотерапия
- цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса Все группы
9.
Спецзакаливание - босоножье,
- дыхательная гимнастика Все группы
10. Включение элементов психологии сказкотерапия Все группы
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДЕТЕЙ В ДОУ
Виды занятий и форма двигательной активности Особенность организации
1. Физкультурно-оздоровительные занятия
1.1. Утренняя гимнастика Ежедневно, на открытом воздухе или в зале, длительность 10-12 минут
1.2. Двигательная разминка во время перерыва между занятиями Ежедневно, в течение 7-10 минут
1.3. Физкультминутка Ежедневно 3-5 минут
1.4. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке Ежедневно, во время утренней прогулки, длительность 20-25 минут
1.5. Игры-упражнения на прогулке Ежедневно, во время вечерней прогулки, длительность 12-15 минут
1.6. Оздоровительный бег 2 раза в неделю, группами по 5 человек, проводится во время утренней прогулки, длительность 3-7 минут
1.7. Гимнастика после дневного сна Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей, длительность 10 минут
2. Специально организованные занятия в режиме дня
2.1. По физической культуре 3 раза в неделю, одно в часы прогулки
2.2. Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно, под руководством воспитателя, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей
3. Физкультурно-массовые занятия
3.1. Неделя здоровья (каникулы) 2 раза в год (в начале января и в конце марта)
3.2. Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе 2 раза в год (40 минут)
3.3. Физкультурный досуг 1 раз в месяц (30 минут)
4. Совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи
4.1. Участие родителей в физкультурно-оздоровительных и массовых мероприятиях Подготовка и проведение физкультурных досугов, дней здоровья
Главные «киты», на которых держатся жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно - сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Из этого следует сделать вывод: вся система физического воспитания в детском саду должна быть, прежде всего, ориентирована на развитие и совершенствование сердечно - сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Основным же средством этого развития являются движения.
В содержание оздоровительного физкультурного занятия включаются специальные упражнения, обучающие детей правильно дышать или комплексы дыхательных упражнений.
Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.
Цель: Научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.
Задачи:
1. Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы.
2. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфо - и кровообращение в легких.
Основные правила.
1. Дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
2. Концентрировать внимание на дыхательном упражнении – это увеличивает его положительное действие.
3. Дышать медленно для насыщения организма кислородом.
4. Дышать носом.
Для профилактики заболеваний верхних дыхательных нами используется фитотерапия (по согласованию с родителями)
Создан фитобар, при посещении которого дети:
1) Прослушивают беседы о пользе лекарственных трав, содержании витаминов и каким действием они обладают.
2) Употребляют:
- фиточаи, которые укрепляю иммунную систему; предотвращают острые вирусные заболевания и грипп, заболевания сердечно сосудистой системы, нарушения функций мочеполовой системы и органов пищеварения. Являются средством мягкой очистки организма.
3) Ароматерапия – дети вдыхают приятные запахи целебных растений – пихты, сосны, мелисы, ромашки, лаванды, лимона, жасмина, шалфея.
Проблемы физического воспитания детей решаются в тесном контакте с семьей. Для этого мы используем следующие методы работы : анкетирование (с целью изучения потребностей родителей по вопросам физического воспитания детей); индивидуальные беседы, консультации.
В нашем детском саду особой популярностью пользуется семейный клуб «Мы вместе» для родителей и детей младшего и среднего дошкольного возраста, посещающих детский сад.
Работа клуба рассчитана на учебный год, занятия проводятся 2 раза в квартал в физкультурном зале, продолжительностью 30 минут, оптимальное количество участников – 4-5 семей.
Педагогическая работа в клубе подразделяется на несколько периодов:
Диагностический период (анкетирование).
Цель – выявить характер эмоциональных отношений родителей и ребенка, уровень заинтересованности в физкультурно-оздоровительном вопросе родителей, уровень физического развития детей.
Основной период.
Цель – организация и проведение совместных физкультурно-оздоровительных занятий с детьми и родителями, в ходе которых решаются следующие задачи:
1. Помочь ребенку и родителям сгладить адаптационный период.
2. Помочь приобрести родителям опыт партнерского доверительного взаимодействия друг с другом в совместной двигательной деятельности.
3. Способствовать обогащению знаний друг о друге (родителя и ребенка.)
4. Расширить у родителей опыт отношения к ребенку.
5. Способствовать развитию и совершенствованию функциональных систем организма, двигательных навыков и качеств, психических процессов.
Заключительный период.
Цель – осмысление, осознание, анализ того опыта, который получили все участники: дети, педагог и родители.
Основой клуба являются совместные физкультурно-оздоровительные занятия, на которых взрослый имеет возможность общаться со своим и чужим ребенком, другими родителями, обсуждать сходство переживаемых ситуаций. Занятия детей совместно с родителями значительно повышают как уровень развития физических качеств, так и скорость формирования жизненно важных двигательных навыков детей. В связи с тесной взаимозависимостью физического и умственного развития ребенка активизация двигательной деятельности ведет к повышению уровня интеллектуального развития. Постоянное наблюдение родителя за своим ребенком и осуществление страховки позволяют предоставлять детям большую свободу двигательной деятельности. Такая свобода приводит к развитию ловкости, освоению ребенком все более сложных движений, к совершенствованию жизненно важных двигательных навыков, что имеет значение не только для физического, но и для общего развития: он становится смелее, увереннее в своих силах, способен преодолевать страх. Наш клуб с помощью занятий осуществляет полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию детей через взаимодействие родителя, знающего индивидуальные особенности своего ребенка.
Совместные занятия детей и родителей существенно влияют на создание и поддержание благоприятного психологического климата в семье. Сами родители показывают ребенку, какую радость доставляют им совместные физкультурные занятия, это способствует тому, что ребенок будет заниматься физическими упражнениями с удовольствием. Совместные занятия формируют у родителей основы физкультурно-оздоровительной грамотности, так как дают элементарные навыки организации двигательной активности детей, знания о физиологических особенностях детского организма, о реакции на физическую нагрузку.
В совместных физкультурно-оздоровительных занятиях используются: парные контактные физические упражнения взрослого и ребенка, подвижные игры, игровые и танцевальные упражнения, элементы массажа, дыхательной и пальчиковой гимнастики, элементы фитбол-гимнастики, соответствующие возрасту и интересам детей, которые проводятся в музыкально-спортивном зале. Физические упражнения и игры доступны для совместного выполнения взрослым и ребенком; разнообразны по своему физическому воздействию; обеспечивают тактильный контакт; направлены на развитие эмоциональной сферы, партнерских и доверительных отношений родителей и детей; решают оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.
Задачи Формы работы Ожидаемые
результаты.
1. Содействовать эмоциональному сближению родителей и ребенка в совместной двигательно-игровой деятельности.
2. Помощь в приобретении практических навыков, приемов и методов сохранения и укрепления здоровья детей
3. Способствовать развитию и совершенствованию функциональных систем организма и физических качеств ребенка, формированию двигательных умений и навыков. Совместные физкультурно-оздоровительные занятия с родителями и детьми младшего и среднего дошкольного возраста, посещающих детский сад, имеющих психологические особенности и низкий уровень физического развития.
Тренинги для родителей.
Устный журнал для родителей.
Повышение уровня физического развития детей.
Заинтересованность родителей в вопросах здоровья и физического развития ребенка.
Повышение педагогической грамотности родителей.
Положительный эмоциональный контакт между детьми, родителями и педагогами.
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. В нашем детском саду одной из форм организоционного обучения на физкультурных занятиях является сказкотерапия.
Физические упражнения в сочетании со сказкотерапией в структуре занятия
располагаются в определённом порядке, который обусловлен физиологическими и
психологическими особенностями детского организма. Важно построить
физическое занятие таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и
выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются
двигательные задачи. Для разнообразия и заинтересованности детей все упражнения объединены в литературные сказки. Все сказки отобраны не случайно, психокоррекционная направленность сказок подчеркивает значимость таких проявлений, как доброта, забота о ближнем, взаимопомощь, дружба и доверие. В практической деятельности с детьми мы используем сказки, написанные авторами А. И. Константиновой и А. Г. Назаровой. Данный материал адаптирован авторами в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей дошкольных групп.
Игры, связанные со сказочными сюжетами, характеризуются не только разнообразием движений, но и свободой их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создаёт большие возможности для проявления инициативы и творчества. Играя, воспитанники испытывают радость от реализации физических и умственных сил. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения согласовывать свои действия с движениями других играющих, ориентироваться в пространстве. Игра помогает ребёнку преодолеть робость, застенчивость.
Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий.
Для разнообразия физических упражнений в своей работе мы используем сказкотерапевтический фитбол – это методика в сочетании с движениями, сказкой и музыкой развивает творческие способности, раскрывает природныйпотенциал детей, формирует положительные эмоционально – волевые качества: саморегуляция, настойчивость, уверенность, аптимизм, смелость, выдержку и справедливость.
Мы используем такие приемы, которые способствуют максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации. Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами, или фитболами.
Гимнастика с использованием фитболов относиться к одному из видов фитнес-гимнастики. Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий. Ведь известно, что цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции ребенка.
Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс.
Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший
мышечный корсет, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый
в обычных условиях навык правильной осанки.
Гимнастикой с мячами дети занимаются индивидуально или подгруппой из трех-четырех человек. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении на ковриках, дети одеты по возможности легко, без обуви (в носках). Это занятие - сказка. Упражнения выполняются детьми по ходу рассказывания сказки. Эти занятия не имеют большой мышечной нагрузки, в них преобладает множество упражнений на развитие мелкой моторики (хватание, бросание, поглаживание предметов разные виды ритмических хлопков, звукоподражание, а также различные игры с развернутым игровым содержанием.
Дети получают удовлетворение не оттого, что научились выполнять то или
иное движение, а от самого процесса игры. Упражнения на мячах могут
проводиться в течение целого занятия, но с детьми младшего дошкольного
возраста используются упражнения на мячах в качестве фрагмента занятии.
Детям дается возможность не только упражняться на мячах, но и ходить, бегать, прыгать, лазать, танцевать.
В младшей группе основное внимание уделяется работе над тонусом,
статистической координацией и сохранением заданной позы, в средней группе
главная задача – обучение технически правильного выполнения
общеразвивающих упражнений и развитие двигательной координации.
Дети шестого года имеют более координированные движения, которые
подконтрольны сознанию и могут регулироваться. Дети понимают пользу упражнений, связь между способом выполнения и конечным результатом, становятся более настойчивы в преодолении трудностей и могут многократно повторять упражнения, работать в коллективе, выполнять все команды, предложенные педагогом, организовано и дисциплинировано. В этой возрастной группе дети уже хорошо соотносят свои действия с музыкой, поэтому вводятся музыкальное сопровождение в серии
упражнений.
На седьмом году жизни проводится переход от игровой деятельности к
учебной. В этом возрасте проводятся различные виды релаксации, которые дают стартовые возможности при подготовке детей к школе. Обучение приемам релаксации помогает детям в дальнейшем самостоятельно регулировать свое психоэмоциональное состояние, процессы возбуждения и торможения, в совершенствове владеть своим телом, различными видами движений. Несмотря на то, что игровая деятельность переходит в учебную, игра для детей этого возраста продолжает занимать очень важное место.
Для формирования психического и физического здоровья в детском саду созданы условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении и снятия эмоционального напряжения. Соблюдается двигательный режим, занятия регулируются с учётом нагрузки, индивидуальных особенностей, проводятся занятия на свежем воздухе.
Вопросы воспитания здорового ребенка решаются в тесном контакте с родителями, это прослеживается в работе нашего семейного клуба «Мы вместе», что позволяет родителям по иному взглянуть на здоровье своих детей.
С помощью нетрадиционных методик мы пытаемся разнообразить, работу по психофизическому направлению, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребёнка. Двигательное творчество раскрывает у ребёнка моторные характеристики собственного тела, формирует быстроту и лёгкость в бесконечном пространстве двигательных образов, учит относиться к движению, как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети входят в ситуацию (сюжет, через движения тела учатся передавать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений. Кроме того, в процессе двигательной деятельности формируется самооценка дошкольников: ребёнок оценивает своё «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.