Приложение МААМ

Физкультурно-экологическая работа в дошкольном образовательном учреждении

Петрунина Ольга Викторовна
Физкультурно-экологическая работа в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

Семья и детский сад играют решающую роль в становлении личности ребенка, при этом важно обеспечить преемственность формирования основ физической и экологической культуры ребенка в условиях детского сада и семьи. Наиболее целесообразно комплексное использование различных форм работы с семьей : родительские собрания, беседы с родителями, наглядные пособия и рекомендации для родителей, совместного участия детей и родителей в мероприятиях активного отдыха.

Основные воспитательные методы работы с детьми

Публикация «Физкультурно-экологическая работа в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

Метод разъяснения, влияющий на сознание детей, реализуется при проведении занятий с физкультурно-экологическим уклоном. Для этого применяются беседа, экскурсия, рассказ, обсуждение книги, составление текста на экологическую тему.

Метод приучения, используемый для формирования волевых качеств ребенка, содействует формированию определенного стиля общения ребенка с объектами природы, совместного труда родителей и детей по охране природы, специальных упражнений на воздухе, игр.

Метод стимулирования, оказывающий влияние прежде всего на эмоциональную сферу, чувства ребенка. Применение метода стимулирования возможно с помощью различных поощрений и наказаний, личного примера родителей.

В физкультурно-экологическую работу был включен значительный объем сведений как по физической культуре, так и по экологическому воспитанию, особенности работы, проводимой в дошкольном учреждении, ее результаты и пути улучшения.

Родительские собрания, проводимые на базе дошкольных учреждений, предполагают обсуждение основных вопросов физкультурно-экологической работы с конкретными детьми и становятся тем самым более интересны для родителей. В результате этого сплачивается коллектив родителей, педагогов, что позволяет им более полно узнавать особенности взаимоотношений детского сада и семьи, знакомиться со взглядами родителей на проблемы воспитания и образования, в частности, на формирование у дошкольников знаний об экологических проблемах.

Содержанием физкультурно-экологической работы с родителями является беседа как наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, которая информирует их об основных целях и задачах проблемы. Беседы проходят более результативно, так как имеют вопросноответную форму, в ней принимают активное участие все присутствующие родители и члены педагогического коллектива. Беседы с физкультурно-экологическим содержанием расширяют теоретические знания родителей и педагогов, устанавливают более близкие доверительные отношения между ними.

Беседа помогает познакомить родителей с наиболее эффективными формами работы семейного воспитания, дать практические советы и рекомендации ведущих специалистов дошкольного учреждения по распространенным методам и формам работы физкультурно-экологического образования. В процессе беседы педагоги ближе узнают жизнь семьи и побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, задумываться над тем, какими путями их лучше всего воспитывать. В ходе беседы ни один родитель не остается в стороне, а принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая деловые предложения и советы. Результатом родительских собраний, бесед физкультурно-экологического содержания является доведение до родителей информации об экологических проблемах, об укреплении и сохранении здоровья детей и в конечном итоге повышения экологической грамотности и экологической культуры взрослого населения, а именно родителей, имеющих детей дошкольного возраста.

Рекомендации для родителей представлены в виде наглядных пособий, выставляются в групповой комнате, где родители получают практические советы физкультурно-экологической направленности. Все запланированные формы работы с родителями учитывают специфику образовательного процесса в дошкольном учреждении. Наглядные пособия разработаны в виде материалов информационного характера экологической направленности и выставляются в групповой комнате как папки -передвижки в течение одного года.

Перечень факторов, влияющих на здоровье детей и взрослых

• Озоновый слой, который, словно щит, оберегает все живое от солнечной радиации. Задерживая самую губительную ее часть — ультрафиолетовые лучи, он предотвращает их отрицательное воздействие на организм человека. В последнее время отмечается сокращение озона в стратосфере. Это связано с чрезмерным поступлением в атмосферу хлора, хлорсодержащих соединений, в частности фреона, использующегося в холодильных установках. Сокращение уровня озона также тесно связано с использованием азотных удобрений, производством дезодорантов, лаков для волос, освежителей воздуха, различных ядовитых веществ. Вредно для здоровья то, что они выделяют определенные вещества — газы, которые разрушают озоновый слой. Тем самым солнечные лучи свободно проникают в атмосферу, а в большом количестве они вызывают болезни, из-за этого дети рождаются ослабленными и подвержены различным инфекциям.

В настоящее время для защиты здоровья людей предложено исключить применение фреонов в бытовой химии, холодильниках, нельзя пользоваться дезодорантами в присутствии детей. Разрабатываются установки, которые помогли бы восполнить содержание озона в атмосфере.

• Кислотные дожди. Известно, что из труб заводов, которые используют в процессе производства серу, фосфор, происходит выброс в атмосферу газообразных веществ и пыли. Во влажном воздухе они, соединяясь с водой, образуют кислоту, которая с дождями выпадает на землю. Такие кислотные дожди снижают плодородие почвы, губительно воздействуют на все живое. Туман, содержащий кислоту, поражает дыхательные пути человека.

• Смог — это смесь дыма и парообразной воды, которые образуются при горении топлива. Смог нередко делает воздух непригодным для дыхания, приводит к нарушению состава крови, вызывает приступы удушья, снижает устойчивость к заболеваниям. Из-за загрязнения воздуха у человека появляются слабость, рассеянность, бессонница.

• Выхлопные газы автомашин содержат канцерогенные вещества, которые могут вызвать даже развитие раковых клеток. Необходимо, чтобы все заводы, фабрики имели специальные уловители газов, пыли, частиц угля. Повсюду необходимо применять испытанный метод очищения воздуха — насаждение деревьев. В настоящее время делаются попытки использовать в качестве горючего для автомобилей газ водород.

• Современная мебель. Использование пластика в производстве мебели (кухонные гарнитуры, столы в детских садах) оказывает пагубное влияние на здоровье человека. Известно, что в основе пластика, а также линолеума, мебельных стенок, каркасов кроватей (из спрессованных стружек, опилок) часто применяется фенол, формальдегиды, которые являются канцерогенными веществами, которые не выводятся из организма человека и могут вызвать болезни. Поэтому мебель лучше использовать из цельного дерева, застилать пол паркетной доской. А если постелить линолеум, то в этом помещении не рекомендуется быть в течение полгода.

• Нитраты. Важно знать, что избыток минеральных удобрений в почве особенно опасен для здоровья, так как при этом в растениях накапливаются вещества, вредные для организма, например нитраты. Нитраты нарушают активность ферментов пищеварительного тракта, деятельность щитовидной железы. Как же уберечь детей от нитратов? Нитраты хорошо растворяются в теплой воде. Чтобы «вымыть» их из продуктов, например из картофеля, необходимо порезать его на мелкие части и несколько раз залить теплой водой, можно добавить соль, потом варить. Нельзя готовить овощи в алюминиевой кастрюле, так как алюминий — катализатор превращения нитратов в нитриты.

• Загрязнение воды. Во многих городах ежедневно в воду поступают отходы промышленности, сельского хозяйства, содержащие ядовитые вещества. Некоторые из них накапливаются в теле рыб, птиц и вообще в питьевой воде. Употребление в пищу мяса таких животных и птиц, а также употребление воды, непригодной для питья, может привести к различным отравлениям.

• Мусор. Тоже является серьезным экологическим фактором, влияющим на здоровье человека. В любой семье ежедневно что то выбрасывают. Часть мусора сжигают, часть — закапывают. И то и другое — не лучший выход из положения. При сжигании мусора, особенно пластиковых бутылок, образуются вредные вещества, загрязняющие воздух. При закапывании часто происходит отравление почвы и подземных вод. Сейчас часть мусора перерабатывают: оказывается, из него можно получить немало полезного, например полиэтиленовые пакеты. Самыми серьезными экологическими факторами в нашей местности, влияющими на здоровье наших детей и на наше здоровье, являются заводы, где перерабатывается ракетное топливо, ядерные центры, химические заводы.

Практический материал физкультурно-экологической работы для родителей разработан и апробирован нами в педагогических экспериментах.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ № 1

Тема: «Физкультурно-экологическое занятие — основное средство сохранения, укрепления здоровья и приобретения необходимых знаний в условиях неблагоприятной обстановки нашего региона (г. Арзамаса)».

Цель: познакомить родителей с назначением физкультурно-экологических занятий; раскрыть влияние данных занятий на организм детей и актуализировать воздействие физкультурно-экологических занятий в условиях неблагоприятной экологической обстановки.

План проведения собрания

1. Ознакомление родителей с важностью физкультурно-экологических занятий — ведущий.

2. Демонстрация физкультурно-экологического занятия детьми старшей группы.

3. Обсуждение ключевых вопросов с педагогами, медицинской сестрой, инструктором по физической культуре и родителями.

Ход собрания.

1. Выступление ведущего.

— Здоровье человека — одна из сложнейших комплексных проблем современной науки, которую по праву следует отнести к одной из самых главных среди всех существующих наук, ибо здоровье населения определяет состояние общества и государства в целом.

Здоровье ребенка — самая главная ценность для родителей. В наше время эта проблема имеет серьезное значение. Кризисное социально-экологическое положение нашего общества и все большее нарастание социальной и экологической напряженности приводит к усугублению имеющихся и возникновению лишних новых проблем детства.

В основе катастрофического ухудшения здоровья лежит комплекс социальных, экономических и конечно же экологических факторов. К ним относятся: ухудшение качества питания, «свертывание» материально-технической базы для физического воспитания детей, детского спорта, несовершенство системы медицинского обслуживания, увеличение числа платных услуг в детских профилактических, лечебных, оздоровительных, санаторных учреждениях, «техногенные» перегрузки в результате промышленного загрязнения окружающей среды, увеличение стрессовых ситуаций в повседневной жизни, и список этот можно продолжать до бесконечности.

По нашему мнению, наиболее серьезный и опасный фактор, который отрицательно влияет на здоровье наших детей, — это экологический. Поэтому, изучая и анализируя состояние здоровья наших детей, мы пришли к выводу, что оно очень низкое, слабое. Дети не могут защитить свой организм от неблагоприятного воздействия загрязнения окружающей среды.

Нами была предложена для работы с дошкольниками методика физкультурно-экологических занятий, где бы дети получали не только двигательный опыт по приобретению навыков владения физическими упражнениями, но и получили бы необходимый набор экологических знаний.

Большое значение физической культуры и двигательной активности для здоровья и развития растущего организма признавали уже с древнейших времен. В процессе сложного взаимодействия человека с окружающей средой (биологической и социальной) двигательная активность играла огромную роль, являясь одним из важнейших пограничных звеньев, связывающих различные функции в организме человека.

По нашему мнению, физкультурно-экологическое занятие — это новая форма проведения физической культуры в дошкольном образовательном учреждении. Они должны быть обязательными в каждом дошкольном учреждении. Полученные знания должны служить обязательным условием формирования всех систем и функций организма и нести обязательную информацию экологического порядка.

Физические упражнения оказывают существенное влияние на жизнедеятельность человека. Сама природа дает в руки человека ни с чем не сравнимое и не заменимое по своему воздействию средство укрепления здоровья. Только от нашего желания и воли зависит, будем ли мы их использовать сознательно, совершенствовать потенциал своих возможностей и тем самым творить свое здоровье.

Публикации по теме:

Специфика наставничества в дошкольном образовательном учреждении В современных условиях реформирования национальной системы образования особую роль играет тот факт, что молодой педагог должен в короткие.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 - в системе духовно-нравственного воспитания. Как и ранее.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Мини-музей «Моя любимая сказка» в дошкольном образовательном учрежденииМини-музей «Моя любимая сказка» в дошкольном образовательном учреждении Мини – музей в дошкольном учреждении делает окружающую образовательную среду для детей притягательной, интересной, обогащающей мир детства.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физкультурно-экологическая работа в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 18 марта 2024 в 22:07
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Физкультурно-экологическая работа в дошкольном образовательном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Петрунина Ольга Викторовна (УИ 477827) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД