Екатерина Большакова
Физкультурные занятия как эффективное эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Изучая вопрос физкультурных занятий как эффективной формы физкультурно – оздоровительной работы, мы выделили ряд проблем возникших в воспитании детей.
повышение образовательной нагрузки
пристрастие к компьютерным играм и телепередачам
у некоторых детей наблюдается негативное отношение к физической культуре
Все эти проблемы составляют одну наиболее общую и важную проблему как недостаточная активность детей.
К основным задачам физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ относится :
Публикация «Физкультурные занятия как эффективное эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
-охрана и укрепление здоровья детей;
-совершенствовать физическое развитие детей;
-формировать у детей двигательных умений и навыков;
-системе знаний об организме, роли физических упражнений;
-воспитывать привычки соблюдать режим дня;
-воспитывать интерес к занятиям спортом.
Эти задачи решаются с помощью с помощью таких форм физкультурно-оздоровительной работы
• НОД по физической культуре в спортзале
• физкультурные занятия на воздухе
• утренняя гимнастика
• физкультминутки
• гимнастика после сна
• подвижные игры
• физкультурные праздники
• дни и недели здоровья
Одна из эффективных форм работы являются игровые физкультурные занятия на воздухе.
На занятиях данного типа решается задача совершенствования двигательных навыков, развития психофизических качеств, приобретённых детьми в процессе опосредованного обучения.
Структура занятий соответствует традиционной.
1. Вводная часть, содержанием которой являются игры малой подвижности, направлена на повышение эмоционального настроя детей, активизацию их внимания, постепенную подготовку организма к выполнению более сложных упражнений и интенсивной работе в основной части занятия. Вводная часть может состоять из различных построений, разных видов ходьбы.
2. Основная часть решает комплекс программных задач: совершенствование двигательных навыков и физических качеств, тренировку функциональных возможностей организма. В её содержание включены народные игры, игры – хороводы, игры – эстафеты, игры – соревнования, игры в парах, воспитывающие у детей чувство взаимопомощи.
3. Заключительная часть направлена на обеспечение постепенного перехода от повышенной двигательной активности к её снижению, на снятие общей возбуждённости и приведению частоты сердечных сокращений ребёнка в норму, при этом сохраняя бодрое, жизнерадостное настроение. В эту часть занятия вошли игры малой подвижности: «Молчанка», «Узнай по голосу», «Потянемся к солнышку», «Лови – не лови» и др.
Физические упражнения, применяемые на занятиях, оказывают разностороннее влияние на организм детей: содействуют
развитию опорно-двигательного аппарата,
формированию хорошей осанки,
повышают дееспособность кардиореспираторной системы,
стимулируют обмен в соответствии с потребностями растущего организма,
укрепляют нервную систему.
Положительно влияют на эмоциональное состояние детей.
При выборе и проведении занятий на улице мы сталкиваемся с рядом особенностей физкультуры на воздухе :
• Время года. Под разное время года подбираются разные виды подвижных игр и упражнений
• Метеорологические условия. Осадки, гололед, сильный ветер, высокая низкая температура воздуха
• Время проведения упражнений
• Форма одежды
Физкультурные занятия лучше проводить перед прогулкой или В конце ее, чтобы увеличить время пребывания детей на свежем воздухе. В дни физкультурных занятий воспитатель должен правильно распределить двигательную деятельность детей. Если занятие проводится в начале прогулки, надо тщательно проверить, чтобы все дети после него насухо растерлись; переоделись и вышли на прогулку. Дети, которые потеют, должны после переодевания побыть 10-15 мин в помещении, а затем выйти на прогулку. После высокой двигательной активности на занятии в плане прогулки нужно предусмотреть спокойную деятельность детей. Но, как показали наблюдения, физкультурные занятия в начале прогулки стимулируют самостоятельную деятельность детей: они чаще используют физкультурные пособия на участке, организуют подвижные игры.
Если занятие проводится в конце прогулки, воспитатель должен предложить детям в эти дни на прогулке менее подвижные игры. Занятия в конце прогулки рекомендуется проводить в холодное время года. Это целесообразно потому, что дети после активной мышечной деятельности остаются в помещении.
В холодную погоду в начале занятий дается бег, который усиливает кровообращение и согревает детей, однако при этом нагрузка и темп движений должны быть умеренными, чтобы не вызвать сразу перегревания и потения детей. Слишком интенсивная нагрузка в начале занятия или даже в середине его с последующим ее снижением может вызвать, особенно в ветреную погоду, охлаждение. так как влажное тело быстрее и в большей степени отдает тепло, чем сухое. Поэтому в зимние месяцы нагрузка на занятии должна быть равномерной, с некоторым увеличением в конце основной части (при проведении подвижной игры). В связи с этим подвижные игры зимой должны строиться на доступных и знакомых детям движениях - бег, ходьба, прыжки, перемещения: они вовлекают в действие все мышечные группы и тем самым согревают весь организм. Содержание игр должно быть таким, чтобы все дети действовали активно; менее пригодны игры В которых подвижность ребенка зависит от его активности или правила предусматривают выход пойманного из игры на продолжительное время.
В морозную погоду важно чередовать бег с ходьбой и в процессе занятий использовать различные виды бега - медленный и со средней скоростью. Большое внимание в зимнее время следует уделить эстафетам: при проведении эстафет дети оживлены, подбадривают товарищей, находятся в движении, подпрыгивают, хлопают в ладоши; задания в эстафетах не сложны, дети их выполняют быстро и не ждут долго своей очереди.
Виды физкультурных занятий на прогулке с детьми дошкольного возраста
1. Игровые занятия.
Построены на основе народных подвижных игр, игр-эстафет с включением игр-аттракционов и игр на основные виды движения.
2. Занятия-тренировки. Направлены на обучение спортивным играм и элементам легкой атлетики.
3. Прогулки-походы. Это длительная спортивная ходьба по длительному маршруту. Воспитатель рисует несколько маршрутов. Детей знакомят со странами света. Протяженность каждого маршрута 4-5 км туда и обратно. Маршрут делится на несколько этапов. Первый – 200-300 м для малышей, 500-600 – для старших дошкольников. Постепенно расстояние увеличивается. Дети доходят до намеченной цели, освоив другой маршрут. Это занятие позволяет укрепить свое здоровье, увеличить знания по окружающему миру. У детей должно быть все необходимое: питье, игрушки, средства для оказания первой медицинской помощи. Дойдя до намеченной точки, детям дают отдохнуть и расслабиться. Подвижные игры не проводятся.
4. Сюжетно-игровые занятия. Такие занятия сочетаются с задачами по обучению спортивному ориентированию, развитию речи и т. д.
5. Самостоятельные занятия. Собственно вся система физкультурных занятий должна быть направлена на то, чтобы дети научились самостоятельно делать гимнастику, разминаться. Поэтому по мере накопления от возраста к возрасту двигательного опыта, таких занятий становится все больше.
Если чередовать все предложенные виды занятий, то план получается разнообразным по направленности и интересным для детей.