Получи документы

Групповая работа как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания (1 фото)

Фотима Туламатова
Групповая работа как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания

Конференция МАН

Групповая работа как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания

«Любое обучение человека есть нечто иное,

как искусство содействовать, стремление природы

к своему развитию».

И. Г. Песталоцци

Стремительно летит время, вместе с тем меняется мир, совершенствуется техника, наука, а так же образование и нас, учителей,очень радует, что правительство нашей Республики Казахстан во главе с Президентом Н. А. Назарбаевым принимает конкретные шаги в сторону изменения системы школьного образования через внедрения Программы курсов повышения педагогов общеобразовательных школ, основанной на конструктивистских взглядах на обучение. Цель конструктивистского преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение приобретенных знаний в жизни. Критически мыслящий учитель стремится оценить свою педагогическую деятельность,ее результаты, сделать выводы и найти пути усовершенствования своей педагогической практики. Данная Программа позволила изучить теоретические аспекты, на которые можно опереться при выборе стратегий и походов к преподаванию и обучению с целью самосовершенствования и улучшения обучения.

Публикация «Групповая работа как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания» размещена в разделах

Меняется образовательная система XXI веке, меняется ученик и меняется учитель. Теперь учитель должен применять инновационные методы в своей работе, быть творчески ищущим человеком. Для мировой педагогики нового столетия характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями,разворачиваются дискуссии. Переход классно-урочной системы от фронтальной к индивидуальным и групповым формам работы -это требование времени, а не дань моде. И в этой связи представляется не совсем оправданным то скромное место, которое пока еще занимает в школе групповая работа.

Для нас учителей, окончивших курсы по Обновленной программе системы образования, именно групповая форма работы является приемлемой формой организацией урока, т. к. она изменила функцию учителя: если на традиционном уроке мы передавали знания, в основном,в готовом виде, то при групповой форме работы становимся организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Следуя принципам конструктивистского преподавания, используя новые подходы к обучению, действия учителя сводятся к следующему:

*объяснение цели предстоящей работы;

*формирование учащихся на группы;

*комментарии к заданиям для групп;

*участие в работе групп, с целью побуждения к активному поиску.

В чем же заключаются положительные моменты групповой работы?

1)Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства,делать выводы.

2) Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно,сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т. е. не предлагать детям работу для контроля знаний,если тема еще не усвоена или качественно не отработана.

3)Развивается самостоятельность, повышается работоспособность,вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же - повышается творческий потенциал.

4)Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя.

5)При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления- контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе.

Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.

Итак, можно сделать вывод, что при организации учебной деятельности по группам, каждый обучающийся вовлекается в учебный процесс, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой, умения общаться,сотрудничать и решать учебные задачи.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную деятельность на любых этапах урока создает групповая форма работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик не просто сидит на уроке, а мыслит, предлагает свое мнение, пусть оно и неверное. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идет взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.

Использование разных видов деятельности на своих уроках (обсуждения в группах, использование приемов, способствующих развитию критического мышления, составление кластеров, флипчартов, презентации)облегчает запоминание изучаемого материала. Процесс выполнения заданий в группах осуществляется на основе обмена мнениями, высказыванием суждений. Выработанные в группах решения обсуждаются всем классом. Во время рефлексии ученики подводят итоги своей работы : что понравилось, что получилось, что еще хотели бы узнать,над чем нужно поработать.

Используя групповую форму работы, мы заметили, что при совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах- там им комфортнее, что в классах есть учащиеся, которым по разным причинам тяжело публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем. Но зато в группе они занимают активную позицию, обсуждают наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Ученики в такой ситуации чувствуют себя увереннее.

Эффективность групповой работы во многом зависит от усилий и мастерства учителя. Анализ результатов работы в группах показал, что чем яснее полученные от учителя указания, тем выше продуктивность высказываний и тем чаще в обсуждении звучат свободные высказывания детей. С другой стороны, ученики охотнее и свободнее высказываются, когда учителя нет рядом.

И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения. При такой форме менее быстрый ученик получает эмоциональную поддержку группы, добывает знания при взаимодействии с одноклассниками. Хочется отметить и то, что именно групповая форма работы ведет к интеллектуальному и творческому развитию ребенка, заставляет думать критически, проявлять креативность, а учителю дает возможность выявить одаренность и талант у ребенка, развивать его в нужном направлении, при совместном обучении учащихся.

Кроме того, групповые формы работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснить и постоянно контролировать знания,умения и навыки у ребят всего класса.

На своих уроках я использую разные виды групповой работы. Например игра «Продолжи» можно использовать на уроках по разным предметам. Каждая группа должна составить связанный текс на заданную тему. Текст создается по цепочке, каждый участник составляет одно предложение.

«Лови ошибку» учитель дает каждой группе несколько грамматических (синтаксических или других) правил. Одно или несколько из них неверны. Нужно найти и доказать ошибочность. Группа выполняет задание вместе, спикер группы представляет решение на весь класс.

«Водоворот» используется при закреплении материала. Каждая группа получает карточки с разными заданиями, выполнив которые передает на проверку другой группе. Группа получив карточку с заданием и его решением, ничего не исправляя, проверяет и выставляет оценку. Таким образом, каждая группа знакомится со всеми выполненными заданиями. Учитель озвучивает правильное решение для каждой карточки, выставляются оценки каждой группе.

Одно из важных условий эффективной организации групповой работы- правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп на своих уроках я использую следующим образом.

№ Способ деления Описание способа

1 Деление детей по их общим интересам Учащиеся находят общие интересы (не менее 3-6) и объединяются в группы.

2 Деление по счету Учитель каждому называет число от 1 до4-6

3 Деление по цвету Учащиеся выбирают стикеры, бумажные фигурки и т. п. разных цветов

4 Деление по форме Учащиеся выбирают стикеры, бумажные фигурки и т. п. разных форм : круглые, треугольные, квадратные, овальные, звездчатые.

5 Деление по вкусовым предпочтениям Учащиеся выбирают одну из 4-6 видов конфет, или одну из 4-6 фигурных печенья (буквы, животные)

6 Деление по строчкам песен Дети берут одну строку известной всем песни; ищут друг друга, чтобы составить куплет песни. Можно пропеть каждой группе свою песню.

7 «Сложи мозаику» Учащиеся выбирают один фрагмент фото (картины, рисунка, ищут друг друга, чтобы составить общее.

8 По картинкам, рисункам, фото и…. Учащиеся выбирают одну из 4-6 картинок или рисунков, формул, единиц измерения и т. д

9 По результатам примеров (расчетов). Учащиеся выбирают один из стикеров с примерами (3+7, 2+5, 8+2, 12-2, 4+3, 1+4, 7-2 и т. д.

По одинаковым ответам примеров учащихся идет объединение в группы.

10 Деление по списку Ф. И. учащихся По алфавитному порядку Ф. И. учащихся в школьном журнале.

11 Деление «по цепочке» Учитель выбирает 4-6 учеников (по числу организуемых групп, они в свою очередь выбирают по одному человеку,с кем бы они хотели; выбранные в свою очередь определяют, кого они хотят видеть в своей группе и т. д.

12 По желанию учащихся По личным симпатиям учащихся сами объединяются в группы.

Групповая форма работы позволила осуществлять дифференцированный подход, т. е проводить работу на уроках с одаренными и талантливыми учениками, а также способствует активизации мыслительных процессов, развитию критического мышления, вовлечению всех учащихся в учебную деятельность, развитию речи детей и их познавательных способностей, обогащению словарного запаса. Ученики имеют возможность самостоятельно оценивать свою работу или взаимооценивать друг друга. Я увидела эффективность данного вида работы и ее положительное влияние на успешность учащихся.

Я пришла к мнению, что необходимо создавать такие условия при работе над проблемой, которые способствовали бы вовлечению всех учащихся в совместную деятельность. Так как только в группе ученику придется не только исполнять, но и участвовать в планировании, реализации и обсуждении деятельности.

В процессе использования групповой работы как одного из способов развития коммуникативных компетенций учащихся, я увидела ряд преимуществ:

*Возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;

*На формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

*Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;

• Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности.

Таким образом, групповая работа требует от учащегося учитывать большое количество факторов. Он вынужден приспособиться к темпу работы других членов группы, а также правильно понимать их, ясно формулировать свои мысли и желания, соотносить их с задачами, выбранными группой. Работа в группе развивает у учеников умение учиться друг у друга, ценить и уважать идеи других учеников, также осуществляется диалог «ученик-ученик» и при презентации своих проектов «ученик- аудитория».

Результат апробации показал, что опыт организации групповой формы деятельности помогает на уроке поддержать у детей инициативность, самостоятельность, повышает самооценку, формирует навыки сотрудничества, общения, развивает критическое мышление, учит делать формы работы велик, поэтому, и в дальнейшем, буду использовать и развивать такой вид деятельности на своих уроках.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача- помочь им раскрыться, развить собственные идеи».

И. Г. Песталоцци.

Список литературы:

1.«Руководство для учителя». www.cpm.kz

2. Хуторский А. В. «Развитие одаренности школьников» // Научно-методический журнал «стаз», №3- 2006г.

3. Ресурный материал, www.cpm.kz

4. Развивающее обучение и подготовка к школе – iddrive.kz

Групповая работа как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания
Публикации по теме:

Методическая работа как фактор повышения качества образования в ДОУ На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с предъявляемыми.

Роль дидактических игр при обучении грамоте как условие повышения качества образования дошкольника Игра как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В.

Спортивные праздники и физкультурные развлечения как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУСпортивные праздники и физкультурные развлечения как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ «Спортивные праздники и физкультурные развлечения, как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы и активного отдыха детей дошкольного.

Детско-родительский проект по театрализации как эффективная форма работы в период адаптации Детско-родительский проект по театрализации как эффективная форма работы в период адаптации Представляю вашему вниманию опыт работы в рамках.

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования.Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьей Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьей. Еще совсем недавно все детские сады в нашей стране были практически.

Школа начинающего педагога как эффективная форма повышения профмастерства педагогов ДОУ в условиях в ведения ФГОС Школа начинающего педагога как одно из эффективных форм повышения квалификации и профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях.

Статья «Повышения качества образования на основе совершенствования профессионального мастерства педагогов в инновационной» Повышения качества образования на основе совершенствования профессионального мастерства педагогов в инновационной деятельности. Реализация.

Управление инновационной деятельностью в МБДОУ как средство повышения качества образования Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования.

Выбор диагностических методик как основополагающий фактор повышения качества образования В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется чрезмерное внимание, как в сфере.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Групповая работа как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания
Опубликовано: 7 апреля 2017 в 13:16
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД