Лучший педагог года

Формировании и развитии коммуникативных навыков дошкольников

Ольга Бакшанова
Формировании и развитии коммуникативных навыков дошкольников

формировании и развитии коммуникативных навыков дошкольников

Еще в 30-е годы XX века А. С. Выгодские утверждал, что ребёнок является социальным существом с самого момента рождения. Исследования показали, что стремление ребенка к общению с другими людьми является врожденным, коммуникативная способность записана в его генетическом коде. Речь идет не о формировании новой способности, а об её развитии.

Публикация «Формировании и развитии коммуникативных навыков дошкольников» размещена в разделах

В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка - в его коммуникативном развитии расширяется круг общения. Т. к. в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются и совершенствуются качества, которые подготавливают переход детей к новой школьной деятельности.

Коммуникативные потребности у детей могут удовлетворяться различными способами. Среди них важными являются жестовые, мимические, речевые, интонационные. К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово.

Однако современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство вторглись компьютеры, телевизоры, секции, увлечение которыми не оставляет времени для общения со сверстниками.

Воспитатель, который знает как построить процесс общения, организовать игру, умеет создать хорошую атмосферу и заинтересовать ребенка, всегда авторитет для него. С помощью коммуникативного упражнения можно корректировать действия ребенка (агрессию, нетерпимость, истерику ребенка). В таких упражнениях и играх воспитатель не только тот человек, который может все организовать, но и друг, готовый помочь, поддержать, похвалить.

Упражнение «комплимент»

Дети садятся в круг и каждый участник говорит соседу комплимент начиная со слов: «Мне нравится в тебе…». Упражнение помогает почувствовать ребенку, что его принимают другие дети и увидеть положительные стороны.

В любой игре необходимо наличие трех компонентов: действия, знания и общения. Действия несут преобразующий характер: ребенок в игре- исследователь, он узнает свойства и качества предметов, способы действия с ними в зависимости от роли игры, заменяет предметы, комбинирует, переплетает реальность с фантазией. Игра же эта, показатель того, как ребенок усвоил эти знания, насколько интересно он преобразует полученную информацию в связи с усвоением.

Самое сложное и важное в игре- это общение. Как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами, доводить задуманное до конца?

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте появляются различные взаимоотношения: дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для её выполнения. С возрастом отношения дошкольников со сверстниками меняются, они оцениваются не только по делвым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углубленным в понимании содержания нравственных качеств.

Именно игра направлена на развитие коммуникативных качеств ребёнка. Например, игра «Мост дружбы»- на развитие коммуникативных навыков. Воспитатель просит детей придумать какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища, например, соприкоснуться головами или ладонями. Затем узнать, кто из детей хочет построить мост втроем, вчетвером и т. д. пока будут находиться желающие. Закончив игру общим кругом, взявшись за руки и изображая «мост дружбы».

Игра «Давайте поздороваемся»

Цель: снять мысленное напряжение, развить умение переключать внимание. Дети по сигналу хаотично двигаются по группе и здороваются со всеми (даже с теми, кто не является их друзьями). Здороваться надо определенным образом- один хлопок- здороваемся за руку, два хлопка- здороваемся плечами, три хлопка- здороваемся спинами. Такие тактильные ощущения дают ребенку почувствовать свое тело, смена партнеров по игре помогает избавиться от ощущения отчужденности. Игру следует проводить в тишине.

Благодаря специально разработанным коммуникативным играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим сверстникам и взрослым людям. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способствуют наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Публикации по теме:

Педагогическая модель развития коммуникативных способностей дошкольников в театрализованной деятельности в детском садуПедагогическая модель развития коммуникативных способностей дошкольников в театрализованной деятельности в детском саду Жизнь ребенка с момента его появления на свет вплетается в сложную систему социальных связей, где постепенно формируются коммуникативные.

Роль развивающих технологий в коррекции речевых нарушений дошкольников «Роль развивающих технологий в коррекции речевых нарушений дошкольников». Правильная речь сильно влияет на развитие полноценной личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формировании и развитии коммуникативных навыков дошкольников
Опубликовано: 19 января 2014 в 19:39
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД