Лучший педагог года

Формирование ценностно-смысловых ориентаций у дошкольников через ознакомление с произведениями устного народного творчества

Ольга Переяславцева
Формирование ценностно-смысловых ориентаций у дошкольников через ознакомление с произведениями устного народного творчества

Формирование ценностно-смысловых ориентаций у дошкольников через ознакомление с произведениями устного народного творчества

В настоящее время проблема воспитания у детей чувства патриотизма и гражданственности стоит особенно остро. Ведь сами мы, сегодняшнее поколение родителей, выросли «Иванами родства непомнящими». Все те идеалы и духовно-нравственные ориентиры, которыми жили многие поколения наших предков, сначала были заменены, а потом вовсе отброшены, как ненужные при построении нового общества.

Публикация «Формирование ценностно-смысловых ориентаций у дошкольников через ознакомление с произведениями устного народного творчества» размещена в разделах

Но, оглядываясь назад, понимаем, что «не ко двору» пришлись нашим детям эти всевозможные красавицы-Барби, монстры и «человеки- пауки», нет в них той силы, способной заложить в умах и душах маленьких граждан нашей страны те светлые и добрые чувства, которые бы они пронесли через всю жизнь. И невольно задумываешься и отмечаешь для себя насколько велика мудрость народа, которая стремилась объединить несколько поколений людей, живших под одной крышей, общим делом, дело это подчинить законам природы и устроения мира не с точки зрения «Царя природы», а с точки зрения Божественного усроения мира.

Диву даешься насколько всё было гармонично и верно организовано!

Для маленького человека огромный мир – это прежде всего его дом, руки матери, заболиво оберегающие его от опасности. С возрастом границы постепенно расширяются и мир для ребёнка – это уже улица, на которой он живёт, затем город, страна.

Одним из приоритетных направлений работы современных дошкольных учреждений является приобщение детей к традициям и обычаям жизни русского народа. Данное направление призвано помочь детям вернуться к истокам, осознать себя наследниками великой культуры, ощутить себя причастными к истории родной страны. В практике работы учителя-логопеда, педагога психолога и воспитателей групп для детей с нарушениями речи широко рассматривается знакомство детей с произведениями устного народного творчества (потешки, пестушки, скороговорки, загадки, припевки, прибаутки, сказки, пословицы и поговорки) - вот то богатое наследие, оставленное нашими предками, которое мы должны бережно хранить и заботливо оберегать, стремиться понять и почувствовать сердцем голос предков, зовущий к познанию себя и своих корней.

Многие ли из современных родителей способны спеть своему ребенку колыбельную песню, показать красивую книгу с репродукциями, объяснить смысл поговорки или пословицы? Таких взрослых людей всё меньше и меньше, и задача детского образовательного учреждения состоит в том, чтобы донести до детей крупицы народной мудрости, проделать с ребенком путь от знакомства с истоками народного творчества до приобщения его к этому богатому наследию, желанию познавать его и преумножать.

Работа по приобщению детей дошкольного возраста к познанию произведений устного народного творчества и народных традиций в детском саду имеет множество направлений и реализуется всеми специалистами, работающими с детьми. Жизнь ребёнка дошкольного возраста буквально пронизана произведениями устного народного творчества- это пестушки, попевки, поговорки, пословицы, скороговорки, загадки и сказки.

Комплексный подход позволяет использовать различные формы и методы работы в каждом режимном моменте и в специально организованной образовательной деятельности.

Проведение тематических занятий: «В мире сказок», «Русская изба», «Сундук бабушки Арины», «Русская краса- белая берёза», «История русского народного костюма» и др.

Проведение праздников и развлечений «Осенины», «Рождество», «Святки- Колядки», «Масленица», «Пасха», и др.

Проведение ознакомительных мероприятий с родителями воспитанников:

«Развитие речи в Древней Руси»

«Воспитательное значение русской сказки», «Народная игра и её значение в формировании личности дошкольника»

«Воспитывающая роль русской пословицы»,

«Попевки, пестушки, прибаутки- их роль в раннем речевом развитии ребенка».

Все произведения устного народного творчества оказывают огромное положительное влияние не только на разум ребёнка, но и позволяют формировать его чувственный мир, будоражат его воображение, заставляют задуматься и поразмышлять. Они легко запоминаются и заключенная в них мудрость легче воспринимается ребенком.

С творчеством русского народа дошкольники активно знакомятся через чтение книг. Литература для детей является источником всестороннего воспитания. Она помогает больше узнать об истории своей страны, её народе, его традициях. Широко используются в работе разнообразные жанры детской литературы, но прежде всего- сказка. Сказки помогают детям понять, что такое хорошо и что такое плохо, учат быть их справедливыми, смелыми, трудолюбивыми. Дети эмоционально выражают своё отношение к прочитанному. Читая детям книги, мы учим их сравнивать, выделяя общее и различное в характере героев одного художественного произведения, а также сопоставлять персонажей, их поступки из двух различных произведений. Большое внимание уделяется знакомству детей с тем, как зарождались сказки в народе, как их собирали и записывали.

Невозможно переоценить воспитательное значение произведений устного народного творчества в становлении личности современного дошкольника.

Немалую роль играют и народные игры, особенно игры со звучащим словом

Приобщая детей к национальной культуре, они заражают их положительными эмоциями, учат сплачиваться ради общего дела.

Использование народной игры в воспитательном процессе, позволяет познакомить детей с жизью того народа, в чью игру им предстоит играть. Для воспитанников нашего детского сада особенно интересны игры, отражающие традиции и обычаи русского народа.

Игра является формой творческого отражения ребенком действительности.

На разных этапах развития детям свойственны разные игры.

Широко используем в своей работе народные игры, песни, хороводы. Это такие всем известные игры, песни, хороводы как:«Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Кошки-мышки «Заинька», «Как у наших у ворот», «Тень-тень-потетень», «Горелки», «Жмурки» и др., в которых звучит художественное слово, позволяя ребенку еще раз прикоснуться к богатству родного языка.

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому стараемся создать условия в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, пытаясь максимально реализовать их способности в том числе и к словотворчеству.

Все это дает театрализованная игра: Театральные этюды и игры-драматизации.

.

Проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, обычаями и традициями русского народа формирует у детей интерес к освоению художественного пространства, в котором переплелись прошлое и настоящее, возникло много нового и сохранились различные пласты художественного наследия народа.

Интеграция художественного содержания как путь формирования художественно-творческих способностей детей предоставляет им возможность ярче проявить себя в том, или ином виде детской деятельности.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в ХХ1 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний», - говорит Д. С. Лихачев. Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Публикации по теме:

Доклад «Золотые зернышки устного народного творчества» Махантова Амина Халиловна, Кульзебская СОШ Кизилюртовского района «Основные факторы существования любого народа – это язык, религия и.

Формирование представления у дошкольников о национальной культуре средствами народного творчества в ясельной группе .

Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников» ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С самых ранних лет ребенок сталкивается с произведениями русского народного.

Консультация «Развитие речи детей с помощью устного народного творчества» Важным средством ознакомления с окружающей действительностью, а также словарной работы является использование художественной литературы.

Призентация «Приобщение дошкольников к правовой культуре средствами устного народного творчества» «Дошкольный возраст— особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый, внутренний мир, который.

Проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» Управление образования АДМИНИСТРАЦИИ ВАЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский.

Роль устного народного творчества в воспитании и развитии дошкольников Роль фольклора в воспитании и развитии ребенка трудно переоценить. Особенно это касается малышей. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм,.

Роль устного народного творчества в развитии речи детей 3–4 лет Самый совершенный и интересный инструмент по развитию и формированию речи. Роль устного народного творчества в развитии речи детей 3-4 лет.

Влияние народного творчества на формирование умственной активности и творческих способностей дошкольников Народное декоративно-прикладное искусство одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть.

Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Слово объясняет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование ценностно-смысловых ориентаций у дошкольников через ознакомление с произведениями устного народного творчества
Опубликовано: 18 августа 2019 в 14:01
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД