Лариса АмербиевнаТлюпова
Формирование представления у дошкольников о национальной культуре средствами народного творчества в ясельной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование представления у дошкольников о национальной культуре средствами народного творчества в ясельной группе
Содержание:
Актуальность проекта. 3
Цель и задачи проекта. 3
Планируемые результаты. 5
Информационно аналитический этап. 5
Подготовительный этап. 6
Экспериментальный этап. 7
Обобщающий этап. 9
Проект программы по теме "Формирование представления у детей дошкольного возраста о национальной культуре средствами народного творчества".
Публикация «Формирование представления у дошкольников о национальной культуре средствами народного творчества в ясельной группе» размещена в разделах
Актуальность проекта: В связи с многонациональностью Республики Адыгея формирование представлений у детей дошкольного возраста о национальной культуре средствами народного творчества носит толерантный характер, а также учит быть терпимым и уважительным к разным культурам населяющим нашу Родину.
Цель проекта: творчески обосновать и экспериментальным путем проверить влияние народного творчества на формирование у детей дошкольного возраста системы элементарных представлений о многообразии национальных культур в их зависимости и взаимообогащении.
Объект: формирование представлений детей дошкольного возраста о национальной культуре.
Предмет: влияние народного творчества на формирование представлений дошкольников о национальной культуре.
Гипотеза: формирование у детей дошкольного возраста системы элементарных представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии национальных культур средствами народного творчества возможно, если :
1. В процессе знакомства с различными видами народного творчества (музыкальным, декоративно-прикладным., устным и т. п.) будут устанавливаться связи между творчеством различных народов (истоки возникновения творчества, средства выразительности, содержание народного искусства и т. д.)
2. Виды народного творчества будут представлены интегративно, в различных видах деятельности;
3. Детей будут знакомить с различными видами народов, населяющих республику Адыгея;
4. Знакомство детей с народным творчеством будет осуществляться систематично с постепенным усложнением на протяжении всего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. Создание пакета диагностических методик, на выявления уровня сформированности представления детей дошкольного возраста о взаимосвязи и взаимообогащении национальных культур средствами народного творчества.
2. Создание и методическое оснащение системы работы по формированию представления детей о национальной культуре средствами национального творчества.
3. Апробация национальных программ в педагогическом процессе ДОУ, направленных на знакомство дошкольников с национальной культурой средствами народного творчества «Народное искусство в воспитании детей»- Т. С. Коморова, -«Радость творчества» - О. А. Соломенникова и др.
4. Развитие индивидуальных личностных качеств дошкольника: - положительной мотивации к усвоению знаний о многонациональной культуре нашей Родины;
-Устройство интереса к народному творчеству (устному, декоративно-прикладному, музыкальному и т. д.)
- Расширение понятийного аппарата в сфере народного творчества;
- Уважительного отношения к культуре разных народов;
- Развитие контактов и сотрудничества в учебной группе (умение слушать и слышать партнера, вырабатывать общую точку зрения, обосновывать свою, оказывать взаимопомощь и т. д.)
5. Создание внешних и внутренних условий успешного знакомства дошкольников с национальной культурой:
- создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ;
- создание креативной среды, включающий в себя персонально - личностный, гуманный подход к ребенку, стимулирующий его познавательную деятельность, открытие детских мастерских, студий для свободного ознакомления с народным творчеством (театр, танец, декоративно - прикладное творчество и т. д.)
- удовлетворения потребности ребенка в эмоционально – насыщенных и разнообразных переживаний в процессе интеллектуально – эстетической деятельности;
- обеспечения свободы выражения своих чувств и переживаний в различных видах деятельности.
Планируемые результаты: Реальными показателями экспериментальной работы будут являться:
- повышение уровня интеллектуально – личностного развития детей, состояния из здоровья и эмоционального благополучия;
- повышение интереса т уважительного отношения к многонациональной культуре нашей Родины;
- разработка, внедрение и распространение инновационных программ, технологий, направленных на ознакомление дошкольников с национальной культурой средствами народного творчества;
- повышение профессионального мастерства педагогов, развитие творческого потенциала педагогов ДОУ.
Этапы программы
1 Информационно – аналитический этап
Цель: Получение информации о положении дел и ее анализ.
Программные действия:
1. Изучение нормативно – правовых документов, состояния и возможности материально – технической базы ДОУ.
2. Определения основных направлений в содержании работы по формированию представлений детей дошкольного возраста о национальной культуре средствами народного творчества.
3. Исследование и анализ деятельности педагогов, результатов их работы, выявления потенциальных возможностей и приоритетов в интересах исследуемой проблемы.
4. Выявление эффективности системы управления и определения перспектив ее развития.
Организационное обеспечение
• Создание пакета нормативно – правовых документов.
• Анализ документов детского сада, разработка на их основе аналитических материалов.
• Инвентаризация материально – технической базы детского сада.
• Инвентаризация базовых и специализированных программ в аспекте обозначенной проблемы.
• Проведение педагогического совета по анализу базовых и специализированных программ.
• Создание инновационного фонда идей, разработок, технологий, определяющих возможные пути развития педагогического процесса в МДОУ.
• Изучение инновационного потенциала педагогов.
• Оформление паспорта педагогического коллектива.
• Создание совета экспериментальной площадки.
2 Подготовительный этап.
Цель: Определение основных направлений экспериментально работы детского сада.
Программные действия:
1. Определение нового содержания и технологий формирования представлений о национальной культуре средствами народного творчества. Выбор и научное обеспечение специализированных программ по развитию речи, изобразительной и музыкальной деятельности, театральной деятельности, дизайну.
2. Подготовка педагогов к работе по плану экспериментальной площадки. Определение направлений деятельности каждого педагога.
3. Формирование установки родителей на понимание сущностных основ инновационной деятельности.
Организационное обеспечение
• Установление связей с научными коллективами, образовательными учреждениями, работающими в данном направлении.
• Разработка и утверждение этапов эксперимента по каждому направлению исследования.
• Формирование творческих коллективов и групп по составлению перспективных планов, реализаций программы формирования представлений детей дошкольного возраста о национальной культуре.
• Круглые столы по обсуждению содержания программы воспитания и обучения планов.
• Создание моделей предметно – пространственной среды, способствующих формированию представлений о национальной культуре у детей.
• Оказание консультирования, оказания конкретной методической помощи педагогам.
• Регулярное информирование о ходе эксперимента в детском саду.
• Вовлечение родителей в совместную, познавательную деятельность по ознакомлению с многонациональной культурой.
• Организация отчетов и выставок детских достижений.
3 Экспериментальный этап
Цель: реализация программы эксперимента. Сравнение результатов эксперимента с ожидаемыми. Внесение коррективов в педагогический процесс.
Программные действия:
1. Внедрение, апробация в педагогическом процессе программы «Радость творчества» и «Народное искусство в воспитании детей».
2. Включение в педагогический процесс технологий, предполагающих интеграцию средств народного творчества в организации познавательной деятельности (метод проекта и т. д.)
3. Создание и совершенствование предметно – развивающей среды, способствующей формированию представлений детей дошкольного возраста о национальной культуре.
4. Функционирование системы научно – педагогического обеспечения деятельности ДОУ в рамках эксперимента.
5. Проверка влияния эксперимента удовлетворение потребностей субъектов образовательного процесса.
Организационное обеспечение
• Апробация парциальной программы, регулирование, внесение корректив в реализацию программы.
• Апробация технологий.
• Системное изучение, анализ и оценка хода результатов, нововведений и предполагаемого конечного.
• Внедрение коррективов в содержание программы эксперимента, анализ промежуточных результатов опытно – экспериментальной работы.
• Освоение и использование в педагогическом процессе воспитателями персонально – личностного подхода к ребенку.
• Моделирование и апробация мини – моделей социокультурной, предметно – пространственной, художественно – этической, эмоционально – рефлексивной среды.
• Изучение и обобщение инновационного опыта педагогов.
• Оказание постоянной методической помощи и консультирование педагогов ДОУ.
• Анализ развития профессиональной компетенции педагогов, участвующих в эксперименте.
4 Обобщающий этап
Цель: Закрепление позитивных результатов, определение дальнейших перспектив использования народного творчества как средства формирования у детей дошкольного возраста представлений о национальной культуре.
Программные действия:
1. Организация работы групп по программе эксперимента.
2. Совершенствование технологий формирования представлений о национальной культуре средствами народного творчества.
3. Обобщение и распространение инновационного опыта. Совершенствования научно – методической работы.
4. Проведение итогов экспериментальной работы.
Организационное обеспечение
• Внесение коррективов в нормативно – правовые документы.
• Систематизация нормативно – правовых документов.
• Инвентаризация, анализ внедрения новых технологий образования.
• Отработка интегрированных программ, направленных на знакомство дошкольников с многонациональной культурой.
• Прогнозирование дальнейшего развития ДОУ.