Получи документы

Формирование читательской компетенции и способности осмысленно воспринимать текст в рамках подготовки к итоговой аттестации

Людмила Кайгородцева
Формирование читательской компетенции и способности осмысленно воспринимать текст в рамках подготовки к итоговой аттестации

Формирование читательской компетенции и способности осмысленно воспринимать текст в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации.

Кайгородцева Людмила Алексеевна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ с УИОП г. Нолинска

Задача учителя-словесника — воспитание

компетентного читателя.

Р. И. Альбеткова

Тема моего выступления – «Формирование читательской компетенции и способности осмысленно воспринимать текст в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации». Прежде всего, обратимся к определению.

Публикация «Формирование читательской компетенции и способности осмысленно воспринимать текст в рамках подготовки к итоговой аттестации» размещена в разделах

Читательская компетенцияэто овладение чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. (Определение, данное в ФГОСах).

Выбор данной темы не случаен. К сожалению, не все умеют читать осмысленно. Непонимание прочитанного, неумение общаться с книгой, нелюбовь к серьёзному, вдумчивому чтению порождают бездуховность. Поэтому формирование читательской компетенции школьников становится одной из основных обязанностей учителя. Конечно, нелегко обучить технике чтения школьника, но ещё труднее воспитать грамотного, компетентного читателя. Мы с вами должны доказать нашим ученикам, что грамотно читать – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном. Каждый учитель так или иначе имеет свои приемы и методы, побуждающие учеников к чтению. Одним из них, конечно, является мотивация на получение высокого балла за сочинение на Едином государственном экзамене по русскому языку: именно читательский аргумент дает возможность получить максимальный балл по одному из критериев, допуск к экзамену – тоже с опорой на художественные произведения, да и в 9 классе сочинение-рассуждение С. 1.3 – аргумент приводим на основе прочитанного. Поэтому свой опыт я обобщу с опорой на материалы подготовки к итоговой государственной аттестации. Какие задачи должен решать при этом учитель?

- определять цель чтения;

- отбирать содержание;

- изыскивать способы мотивации;

- адекватно оценивать достижения в читательской деятельности.

В старших классах особенно важной становится задача развития личностного подхода к литературному произведению, самостоятельности эстетических оценок. Но данные виды работы можно использовать с 5 класса, так как читательские интересы формируются не в 9-11 классах, а гораздо раньше.

Первый вид работы - после прочтения рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор» предлагаем старшеклассникам следующую работу:

подтвердить предложенные проблемы аргументами из произведения:

- смысл жизни;

- совесть;

- эгоизм и жестокость;

- праведничество;

- самоотверженность и бескорыстие;

- любовь;

- утрата человеком живой связи с теми, кто рядом;

- нравственная чистота человека;

- доброта, человечность и милосердие;

- взаимоотношения героев

Следующий вид работы – самостоятельно определить темы и проблемы произведений на примере рассказов нашего писателя-земляка В. Н. Крупина. Владимир Николаевич— один из интересных современных прозаиков, произведения которого посвящены решению важнейших нравственных проблем, волнующих общество. Произведения небольшие по объёму, поэтому некоторые произведения читаются и анализируются на уроке. Рассказы: «А ты улыбайся!» (тема добра и зла, людской жестокости, «Сбрось мешок!» (тема красоты, взаимоотношения поколений, проблема воспитания нравственных ценностей, «Мария Сергеевна» (проблема влияния телевидения и книг на нравственный облик человека, проблема совести, проблема нравственной прочности человека, гуманного отношения к больным, проблема отношения отцов и детей, отношения к людям старшего поколения).

Ещё помогает глубоко проникнуть в текст и обратить внимание на детали групповая работа. Мы создаем систему заданий, направленных на формирование понимания вопроса и ответа на вопрос. Учащиеся получают вопросы по тексту и проблемные вопросы, над которыми должны поразмышлять сначала дома, подбирая нужный материал, а затем на уроке и дать полный развёрнутый ответ (развитие монологической речи). После самостоятельного прочтения повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» учащимся раздаются вопросы для работы в группах.

1 группа:

1. Жизнь в подмосковном детском доме.

2. Как спасались дети от голода.

3. Как изображаются детдомовцы в пути на Кавказ.

4. Как себя чувствуют себя дети на чеченской земле?

5. Какую роль сыграл чеченский мальчик в судьбе Кольки?

6. Какие проблемы поднимает автор, рассказывая о детдоме, о пути детей в Чечню и о пребывании на чужой земле?

2 группа:

1. Подберите примеры милосердия и жестокости взрослых.

2. Как изображен директор Таловского детдома Владимир Николаевич Башмаков?

3. Образ Регины Петровны. Какую роль она сыграла в жизни детей?

4. Как заведующая Ольга Христофоровна защищает детей?

5. Как показан мир взрослых в повести?

6. Какими героями представлен в повести мир зла и кто этому миру противостоит?

3 группа:

1. Отношения русских и чеченцев (подобрать примеры жестокости и милосердия)

2. Каких национальностей были дети в приемнике?

3. Как Кузьменыши относились к детям других национальностей?

4. Как ведет себя маленький чеченец по отношению к Кольке?

5. Как противопоставлено отношение взрослых и детей к национальному вопросу.

6. Что такое толерантность, интернационализм. В чём современность и актуальность произведения?

После такого вида работы даются темы сочинений-рассуждений, например: 1)«Плохих народов не бывает, бывают плохие люди», 2)«Она взывает к милосердию в людях. Обращена она и к сегодняшнему читателю и созвучна сегодняшним нашим требованиям, нет ничего более важного, чем сберечь мир от самоуничтожения». Как вы понимаете эти слова А. Приставкина о своей книге?

В 9 классе задание третьей части проверяет умение строить собственное высказывание-рассуждение, при этом уделяется особое внимание умению аргументировать. Именно это необходимо школьникам в дальнейшей образовательной и профессиональной сфере. При подготовке к экзаменам мы работаем с понятиями, например, «выбор», «материнская любовь», «настоящее искусство», «любовь», «дружба» и т. д. Каждый год этот список немного корректируется. Но так или иначе ключевые понятия остаются. И «жизненный опыт» для второго аргумента мы также берём из художественной литературы. Много материала для этой работы нам предлагает Интернет, но мы учимся, что копилка аргументов у каждого должна быть своя, так как читательский опыт индивидуален. Эти копилки аргументов переходят с нами в 10-11 классы и продолжают работать.

Например, задание: 1 шаг – сделать подборку художественных произведений на данную тему, 2 шаг – по каждому произведению написать сочинение-миниатюру, где бы аргументировано было доказано наличие этой темы в произведении.

Материнская любовь –

Паустовский рассказ «Телеграмма»,

Фонвизин комедия «Недоросль»,

Закруткин повесть «Матерь человеческая»,

Н. В. Гоголь повесть «Тарас Бульба» и т. д.

Таким образом, мы идём от поиска информации к её интерпретации и дальше – к творчеству, к умению доказать свою точку зрения.

Поэтому к 11 классу мы должны подойти уже без особого страха к допуску к экзаменам, к самому экзамену по русскому языку. Хочу добавить, что данная работа ведётся в системе в нашей школе МБОУ СОШ с УИОП г. Нолинска. У нас больше 1000 учащихся, у нас 10 учителей русского языка и литературы, в опыте нашей работы существует порядок: если берёшь 5 класс, то доводишь его до выпускного 9 и затем по мере формирования 10 класса идёшь дальше. Все учителя-языковеды выпускали 11 классы уже не по разу, мы работаем в содружестве. Наверное, поэтому результаты выпускных экзаменов достаточно высокие. Перечисленные виды работы приносят свои плоды. Например, в прошлом учебном году ОГЭ в 9 классе в нашей школе сдали со средней отметкой 4,31 (31, 75 баллов из 39 возможных, причём это 91 ученик, выпуск не из простых. ЕГЭ в 11 классе их 8 100-бальников области – 2 ученика нашей школы, в областной список «Высокобальников» вошли 9 учеников из нашей школы (по русскому языку и литературе).

И в заключение хочу ещё раз подчеркнуть, что мы должны донести до наших учеников мысль, что полезное чтение – тяжелый и сложный путь души. Чтение – это доверительный диалог писателя и читателя. Гете писал: «Есть три вида читателей : первые наслаждаются, не вынося суждений, третьи выносят суждения, не наслаждаясь. А те, что между ними, выносят суждения, наслаждаясь, и наслаждаются, вынося суждения. Такие читатели, по сути дела, заново создают художественное произведение". Я вам желаю именно таких талантливых, трудолюбивых, творческих учеников-читателей.

Список литературы

1. Леонов С. А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: Методические приёмы творческого изучения литературы. - М. : Флинта: Наука, 1999.- 224с.

2. Айзерман Л. С. Литература в старших классах: Уроки и проблемы: Книга для учителя. - М. : Просвещение, 2002.- 239с.

3. Граник Г. Г. Дорога к книге. - М., 1996.

Публикации по теме:

Презентация с фотоотчетом о мероприятиях в рамках проекта «Формирование культуры безопасного поведения дошкольников» Цель: Познакомить детей с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта. Задачи: Создавать условия по ознакомлению.

Формирование коммуникативных умений дошкольников в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» ТОГАПОУ «Педагогический колледж» г. Тамбов Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоплановое, сложное и часто отсрочено во времени.

Формирование предметно-игровых действий у дошкольников с интелектуальными нарушениями в рамках сюжетно-ролевой игры «Семья» Игра – особая форма освоения ребенком окружающей действительности во всем многообразии форм и отношений между детьми путем их воспроизведения.

Формирование у дошкольников читательской культуры, через совместную театрализованную деятельностьФормирование у дошкольников читательской культуры, через совместную театрализованную деятельность Значение книги в жизни человека огромно. Её не зря называют источником знаний. Книга даёт возможность домыслить, «дофантазировать». Она.

Формирование у дошкольников системы ценностей в рамках взаимодействия участников образовательного процесса и социума С самого рождения человек находится под влиянием социума, воздействие которого на личность очень велико. Наше окружение влияет на наш выбор,.

Способности. Общие и специальные способности. Развитие и измерение способностей. Интеллектуальные и творческие способности 3. Общие и специальные способности. Существует множество классификаций способностей. Чаще всего способности делят на общее и специальные,.

Текст для песенки к празднику «Первое сентября» Недавно родился вот такой текст для песенки к празднику 1 сентября. Буду рада если кто-то сможет сделать музыкальное оформление. 1. В.

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как основа подготовки к обучению в школе Статья «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как основа подготовки к обучению в школе» Подготовила:.

Нравственно-патриотическое воспитание современного дошкольника в рамках подготовки к Дню снятия блокады Ленинграда Потемкина Д. С, воспитатель первой категории, ГБДОУ детский сад №27комбинированного вида Кировского района, Санкт-Петербурга «Патриотизм,.

Формирование краеведческой компетенции в системе дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Формирование краеведческой компетенции в системе дополнительного образования по духовно – нравственному воспитанию детей старшего.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование читательской компетенции и способности осмысленно воспринимать текст в рамках подготовки к итоговой аттестации
Опубликовано: 11 октября 2019 в 19:35
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД