Светлана Захарова
Формирование доброжелательных отношений у дошкольников старшего возраста посредством игровых проблемных ситуаций
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из задач является «формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, качеств», а одним из целевых ориентиров выступает следующая социально-нормативная возрастная характеристика возможных достижений ребёнка на этапе дошкольного образования : «ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; умеет договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, старается разрешать конфликты.
Публикация «Формирование доброжелательных отношений у дошкольников старшего возраста посредством игровых проблемных ситуаций» размещена в разделах
Дети, которые мало общаются со сверстниками и не принимаются ими из-за неумения организовать общение, быть интересным к окружающим, чувствуют себя уязвлёнными и отвергнутыми, что приводит к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности или, наоборот, к чрезмерной агрессивности в поведении. Всё это имеет отрицательные последствия.
Выявив проблему межличностных отношений, была поставлена цель: формировать доброжелательные взаимоотношения друг к другу посредством проблемных ситуаций.
Также были определены следующие задачи:
Содействовать формированию общей культуры личности детей.
Воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к малышам.
Способствовать развитию добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своём поведении.
Способствовать развитию положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства, желания следовать социально-одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.
Обогащать развивающую предметно пространственную среду по проблеме.
Непосредственное вовлечение родителей в образовательный процесс по проблеме формирования доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Среди круга ценностей, определяющих отношение ребёнка к сверстникам, особое место занимает взаимопонимание. Проблема развития у детей находить пути взаимопонимания со сверстниками подтолкнула к поиску эффективных педагогических форм и методов, которые направлены на формирование дружеских отношений между дошкольниками старшего возраста. Для развития и обогащения практики социального поведения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками были использованы следующие методы.
Организация развивающих проблемно-практических ситуаций, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов;
Личностное и познавательное общение воспитателя с детьми на социально-нравственные темы;
Сотрудничество детей в совместной деятельности гуманистической и социальной направленности (помощь, забота, оформление группы, уход за цветами и прочее);
Совместные сюжетно-ролевые театрализованные игры, сюжетно-дидактические игры и игры с правилами социального содержания;
Этические беседы о культуре поведения, нравственных качествах, и поступках;
Чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, видеоматериалов, рисование на социальные темы
Косвенные воздействия через игру, игровое общение, как показывала практика, наиболее эффективны в этом направлении. Форма и содержание общения воспитателя с детьми определяются задачами, поставленными на решение проблемы.
Для активного общения детей в работе использована такая форма работы с детьми, как игровые проблемные ситуации, направленные на формирование у детей грамотности в общении, умения находить различные способы разрешения конфликтов. В ходе совместной деятельности по решению поставленной проблемы дети учатся применять всевозможные варианты, вести беседы, обсуждать решения. Работа по проблеме выстроена по блочному принципу.
Первый блок «Поделись улыбкою своей»
Цель: развивать социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
Формы работы с детьми в этом блоке направлены на умение выражать дружеские чувства, симпатию друг к другу. Для этого использовались задания и упражнения, которые акцентируют внимание детей на анализе и сравнении эмоций и настроения: «Какие разные рожицы!», «Узнай настроение», «Найди своё настроение». Для лучшего определения внешнего выражения эмоций использовались игры и упражнения с пиктограммами - графическими, схематическими изображениями основных эмоций. «Игра «Лото «Мир эмоций», «Угадай-ка», «Найди братца». Развивая эмоциональную отзывчивость детей, внимание обращалось не только на мимику, но и на проявление эмоциональных состояний, как жесты, позы, интонация речи. Темы: «Мы узнаём язык жестов», «Как понять друг друга без слов? «Прислушайтесь, как звучит наш голос» были предметом игровых импровизаций. Деятельный принцип развития эмоциональной отзывчивости означает, что ведущим способом её формирования у дошкольников является организация активной детской деятельности, в которой активизируются проявления эмпатии. Базовым видом деятельности для развивающей работы с детьми выступает игровая ситуация. «Пришельцы из космоса», «Разговор с инопланетянином», «Немое кино», «Интонационные этюды». При использовании игр и упражнений не только распознаются эмоции, но и умение правильно выражать эмоциональные состояния и реагировать на чувства других людей. Впоследствии у детей возникает эмоциональная близость, которая ведёт к достижению взаимопонимания.
Второй блок «Мы поссоримся, мы помиримся»
Цель: обучение детей навыкам эффективного разрешения конфликтных ситуаций.
Формы взаимодействия с детьми направлены на освоение коммуникативных, эмоциональных и поведенческих способов достижения взаимопонимания, обучение конструктивным способам разрешения конфликтов:
• сюжетно-ролевая игра (с наличием проблемной ситуации) «Больница», «Магазин», «Зоопарк», «Приход гостей» …;
• социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации) «Скажи соседу вежливое слово», «Мы все разные, мы все удивительные», «Добрый взгляд», «Выбросим грубые слова»;
• просмотр и анализ мультипликационных фильмов, с последующим моделированием новых версий;
• психологическая гимнастика;
• сюжетно-ролевая игра (с наличием проблемной ситуации) «Больница», «Магазин», «Зоопарк», «Приход гостей» …;
• обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирования выхода из них «Помоги друзьям помириться», «Чебурашка и Гена поссорились», «Не подели игрушку», «Как быть, что делать»;
• игровые ситуации «Новенькая девочка», «У нас нет равнодушных»;
• Практические ситуации «Что я умею и чему могу научить своих друзей», «Для себя и для других», «Дежурные «, «День рождения»
• интерактивные игры (игры на взаимодействие).
Третий блок «В дружной работе дело спорится»
Цель: обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками.
В совместной деятельности осваиваются разные формы сотрудничества : дети договариваются о совместной деятельности; чередуют и согласовывают действия; обмениваются мнениями; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнёра, исправляют его ошибки; помогают партнёру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнёра, исправляют свои ошибки. Наиболее ярко контакты ребёнка со сверстниками проявляются в игре. Но большое место отводится познавательно-речевой, художественно-творческой деятельности, поэтому эффективным было использование сотрудничество детей, которое строилось на основе разного образовательного содержания. Одновременно с предлагаемыми играми и упражнениями освоены с детьми речевые конструкции, необходимые для установления сотрудничества между ними. «Что надо сделать?», «Мы сделаем это вместе…», «По одному ничего не получится», «Будем это делать дружно, не ссориться»; Создавались «Правила дружных ребят» для группы совместно с детьми и по мере их составления зарисовывались в группе. Освоенные с детьми правила сотрудничества закреплялись и уточнялись пословицами о дружбе в ходе беседы «Как правильно дружить?». Совместно с детьми был создан «Коврик мира», в процессе работы ребята проявляли умение понимать друг друга, договариваться о совместной деятельности, согласовывать действия, обмениваться мнениями. Заключительным мероприятием было развлечение «Мы разные, но такие дружные». Всё это имеет большое значение для социального развития детей и готовности к школьному обучению. В соответствие с проблемой, задачами и целевыми ориентирами, следует отметить положительный эффект использования форм и методов, направленных на формирование доброжелательных отношений между детьми старшего дошкольного возраста.