Лидия Дмитрюхина
Формирование духовно-нравственного воспитания в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. В современном обществе проблема духовности и патриотизма приобретает особую актуальность. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Период дошкольного детства является одним из наиболее значимым в развитии ребёнка. Именно в это время закладываются базовые качества личности. Поэтому я посчитала необходимым донести до знания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков. В работе с детьми я поставила перед собой следующие задачи:
Публикация «Формирование духовно-нравственного воспитания в ДОУ» размещена в разделах
-средствами фольклора сформировать позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям, самому себе;
-воспитание чувств доброты, милосердия, сострадания, патриотизма, честности, справедливости;
-формирование любви к истокам русской культуры, интереса к устному народному творчеству.
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Приобщение детей к народной культуре является средством развития духовности. Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, включая проведение традиционных народных праздников в детском саду.
Народные праздники
Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка Соприкосновение с русскими народными и православными традициями и обрядами, участие в народных календарных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Праздники на Руси всегда играли огромную роль в жизни людей. Каждый праздник имел свои традиции и обычаи, своеобразие которых всегда зависело от идеи. Они сближали людей, живущих одной общиной, в одно целое, способствовали социализации детей, неся в себе также и образовательную функцию. Огромное воспитательное значение на ребенка дошкольного возраста оказывает и праздничная атмосфера народного праздника, в ходе которой дети получают представление о народном танце, русском костюме, народных промыслах, тем самым приобщаясь к истокам этнической культуры. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям. Было бы очень хорошей традицией детском саду отмечать Осенины, Новый год, Масленицу. Для детей старшей подготовительной группы мною была поодготовлена презентация о традиции празднования Рождества, она размещена на моей странице на сайте д/с. Дети узнали историю праздника, разучили колядки. Так же делали рождественских ангелов из кусочка белой ткани (по технологии изготовления тряпичной куклы). Этих ангелов дети преподнести свои близким, что бы украсить новогоднюю елку. Подготовка к развлечениям и сами праздничные обряды доставляют детям огромное удовольствие, что позволяет приобщить детей к культуре народного праздника.
Народные игры. Игры - своеобразная школа ребенка. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным. Народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры, как жанр устного народного творчества, являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей Хорошо известно, что среди различных видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является игра. При этом имеется в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники и др., в том числе и подвижные. Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Приобщение дошкольников к русским народным подвижным играм дает положительный воспитательный и развивающий эффект. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде, которые приобретают в наши дни особую значимость. Ни что не объединяет народ так, как традиции! Они организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали. У меня ведется картотека русских народных игр, которая периодичеки пополняется. Дети любят играть в народные игры.
Создание атмосферы национального быта
Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
В нашей группе в национальном уголке имеется посуда украшенная народной росписью, игрушки: русские матрешки, птичка –свистулька. Так же салфетки вышитые русскими народными узорами, веретено, предметы плетеные из бересты и др.
Имеются куклы в национальных костюмах, журналы, знакомящие детей с историей народных костюмов, иллюстрации. Дети имеют возможность примерить народные костюмы на бумажные куклы и даже самим нарисовать костюм и украсить его национальным узором. Чтобы детально рассказать детям о создании народных костюмов, значении узоров на них мною была подготовлена презентация «Путешевствие в прошлое одежды», она размещена на моей странице.
В уголке ряжения есть русские рубашки – косоворотки, сарафаны, платки, женские рубашки. Костюмы используются как театрализованной деятельности, а так же в самодеятельных, сюжетно-ролевых играх. Примеривание нарядов доставляет детям много радости.
В уголке творчества имеюся раскраки на тему русских народных сказок, предметы с национальной русской росписью, игрушек, русских народных костюмов.
Фольклор
Широкое использование фольклора в повседневной жизни (потешек, прибоуток, пословиц, поговорок) и т. п. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности представления о доброте, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В утренний промежуток времени планируется беседы, разучивание стихотворений, песенок, потешек, игр, направленные на расширение и активизацию словаря детей, кругозора, знакомства с элементами фольклорного жанра
Очень интересно ребятам русские народные сказки, которые шире нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности. Они учат детей сопереживать героям, понять, что такое хорошо и что такое плохо. В сказках добро всегда побеждает зло. Мы с детьми часто читаем русские народные сказки, обсуждаем их содержание, дети ставят себя на место героев сказки, что позволяет им прочувствовать сюжет, принять нужное решение в поставленных вопросах.
Знакомлю с колыбельными песнями, что делают сюжетно-ролевую игру более интересной. Дети не только слушают песенки, но и сами поют куклам. В русском фольклоре к драматическим действиям относятся не только обряды, игры, хороводы, но также сценки и кукольный театр. Для проявления детьми творчества систематически планируются сюжетно-ролевые игры, народные игры, театрализованная деятельность, организуются продуктивная деятельность
В группе имеется уголок театрализованной деятельности (ширма, куклы – герои различных сказок).
В планах по работе с семьями воспитанников спланированы индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформление наглядной информации в родительском уголке, выставки специальной литературы по нравственному развитию и воспитанию детей.
Заключение: народная мудрость гласит: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературы, языке, живописи.