Формирование гражданской принадлежности и патриотизма у детей средствами музейной педагогики

Надежда Мезенцева
Формирование гражданской принадлежности и патриотизма у детей средствами музейной педагогики

Н. В. Мезенцева,

воспитатель дошкольной группы

МКДОУ детский сад с. Среднеивкино

Верхошижемского района Кировской области

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Патриотическое воспитание детей – тонкое, деликатное явление в социальном развитии подрастающего поколения. Патриотизм формируется на определённом содержании, которое ребёнок постигает умом и сердцем. Информация, обогащённая эмоциями, порождает чувства.

Чувство любви к Родине у дошкольников формируется постепенно. В. А. Сухомлинский писал: «Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества».

Всё начинается с семьи малыша, с близких людей, которые окружают его ежедневно. От любви к близким до любви к родному краю и осознания причастности к судьбе страны. Границы социального окружения постепенно расширяются. Появляются друзья, другие взрослые, социальные образования и сообщества: детский сад, двор, поликлиника, магазин, библиотека и т. д. И везде свои правила, свои отношения. Нужно правильно воспользоваться социальным окружением. Только совместное воздействие семьи, детского сада, ближайшего окружения позволит воспитать у ребёнка чувство гражданственности, патриотизма.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики или смене политической системы, а в разрушении личности. В обществе образовался мировоззренческий вакуум, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Дети перестают замечать красоту окружающей природы, не проявляют интерес к красивым предметам и материалам, произведениям изобразительного искусства, музыки.

Необходимо воспитывать детей так, чтобы они осознавали себя, с одной стороны, детьми своих родителей, внуками и правнуками своих предков, а с другой – детьми своего края, страны и, наконец, жителями Земли. Педагоги нашего детского сада используют в своей работе различные формы организации образовательного процесса по данной проблеме и всё чаще стали обращаться к музейной педагогике.

О влиянии музейной педагогики на воспитание детей известно с давних пор. Посещение музея – событие в жизни ребёнка. Непосредственное знакомство с подлинными историческими экспонатами оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей. Такое «живое» общение с подлинником принципиально отличает музей от других институтов образования. Музей является тем духовным «наполнителем», который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах чувство любви, уважения, привязанности к отчему дому, малой родине, Отечеству.

Работа в сельских детских садах по данному направлению имеет свою специфику. Воспитатель не имеет возможности сотрудничества с музеями в связи с их отдалённостью. Вся ответственность ложиться на родителей. Коллективу нашего детского сада, несомненно, повезло. Несколько лет назад в школе был открыт музей истории села Среднеивкино. Тесное сотрудничество педагогов дошкольного образовательного учреждения с руководителем музея помогает сделать мир музейных экспонатов понятным и значимым для каждого ребёнка. Второй десяток лет музей ежегодно раскрывает двери для детей и родителей и становится средством объединения их духовных интересов.

Сложилась определённая система работы: педагогами детского сада совместно с руководителем музея отработан ряд экскурсий на год по каждому возрасту.

Знакомство с музеем начинается с четырёхлетнего возраста. Экскурсия «Здравствуй музей» проводиться для детей средней группы и их родителей. На первом этапе приобщения к музею дети знакомятся с правилами поведения в музейном зале. Учатся «общаться» с музейными экспонатами: внимательно слушать экскурсовода, отвечать на вопросы, любоваться, сравнивать, высказывать своё мнение., ощущать сопричастность к окружению, увидев лица близких или знакомых людей с фотографии и даже предметы, созданные своими руками: глиняные игрушки, т. к. в музее существует постоянно действующая выставка дымковской игрушки, периодически обновляемая экспонатами детей объединения «Дымка», из детского сада. У детей воспитывается уважительное и бережное отношение к историческому памятнику – музейному предмету. Это очень важно для воспитания будущих культурных граждан нашей страны, для которых посещение музея станет неотъемлемой частью их жизни.

Экскурсию «Крестьянская изба в русских народных сказках» проводит воспитатель старшей группы. Предварительная работа перед этой экскурсией включает в себя знакомство с русскими народными сказками, в которых встречаются предметы домашней утвари: «Гуси – лебеди», «Жихарка», «Крошечка – хаврошечка» и т. д. В музее во время экскурсии у детей есть возможность познакомиться с ухватом и чугунком, мутовкой и бураком, символом крестьянского благополучия – самоваром и той же русской печкой, которая в сельских домах уже встречается не всегда, а когда-то была незаменима: «она грела и кормила, хворого лечила, одежду сушила, нянчила детей и растила, спать укладывала и мыла».

Узнать какие животные, птицы встречаются в наших лесах, дети средней и старшей группы со своими родителями могут, придя на экскурсию «Животные и растения нашей местности». Детей завораживает медведь, стоящий в полный рост в зале музея, белочка на ветке дерева. Находясь у этой экспозиции, дети активно отгадывают загадки экскурсоводов – школьников, делятся впечатлениями из личного опыта, учатся не только отвечают на вопросы, но и сами задают их.

«Как в поле рубашка выросла» - экскурсия для детей подготовительной группы. Дети знакомятся с ткацким станком, пряслицей, узнают, что такое холст, что носили их предки.

Ещё одна экскурсия - «Никто не забыт, ни что не забыто». Участники этой экскурсии дети подготовительной группы и их родители. В преддверии праздника Дня Победы проходит знакомство с экспозицией посвящённой воинам - победителям. По возможности, на эту экскурсию, приглашаются гости – люди преклонного возраста, перенёсшие на себе все тяготы войны.

Экскурсии доступны по своему содержанию и длительности для детей конкретных возрастов. Время проведения экскурсий обсуждается и утверждается с руководителем музея. Кроме того, педагоги имеют возможность пользоваться собранной музейной информацией или экспонатами музея из запасников для проведения мероприятий непосредственно в детском саду.

Благодаря этому сотрудничеству с музеем жизнь детей наполняется живыми, яркими и богатыми эмоциями, которые надёжно укрепляют фундамент патриотизма в детских душах.

Публикации по теме:

«Я гражданин России». Модель по развитию у обучающихся активной гражданской позиции и патриотизма Введение …«Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами,.

Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста Актуальность. В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В дошкольном.

Формирование основы патриотизма и начал гражданственности у детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №23" г. Хабаровск Доклад : «Формирование основы патриотизма.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Формирование гражданской принадлежности и патриотизма у детей средствами музейной педагогики
Опубликовано: 23 мая 2019 в 22:25
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июня. Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой

Все мы видели на фото и видео фантастические пейзажи высохшего Аральского моря – с кораблями, ржавеющими посреди пустыни. Это яркий и самый известный нам, жителям бывшего Советского Союза, факт...

17 июня. Смотр экологических троп на МААМ

Далекие и неизведанные края манят путешественников. Особенно если эти путешественники дошкольного возраста. Педагоги знают, как поощрить увлеченность и любознательность детей, не выходя за пределы...

Выпускной бал «Скорый поезд «Детство» мчит в страну знаний 2019». Фотоотчёт
Самый первый выпускной в жизни ребёнка-дошкольника-это серьезное и одновременно волнительное событие. Это расставание и грусть. Вроде бы только совсем...
Аналитический отчет подготовительной группы за 2018–2019 учебный год
Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение Павловский детский сад №7 Общая характеристика группы( сколько детей, мальчиков, девочек; можно...
Фотоотчёт «Празднование дня рождения в детском саду»
Цель: развитие активного общения и игровой деятельности в процессе празднования дней рождения детей в детском саду. Задачи: • Формировать представление у...