МААМ-картинки

Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики

Валентина Коморная
Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики

Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики.

«Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

В. А. Сухомлинский

Актуальность

Публикация «Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики» размещена в разделах

Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи: формирование нравственно-духовных особенностей личности; формирование чувства гордости за свою нацию; формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа; формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

Любовь к Родине начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма, патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города, поселка, села. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.

Формирование исторических знаний по истории родного края - это сложный педагогический процесс, предполагающий деятельность педагога и воспитанников и использование педагогом различных методов педагогического воздействия на ребенка. Педагогический процесс дошкольного учреждения включает много форм, методов, приемов работы в котором большое значение имеет музейная педагогика.

Музейная педагогика является именно тем стержнем, соединяющим детский сад и музей, что оказывает существенное влияние на воспитание детей.

Она дает возможность ребёнку представить целостную картину мира, позволяет раскрыть и развить свои способности, помогает осознать себя гражданином и патриотом, именно она представляет собой конструктивную альтернативу традиционной организации патриотического образовательного процесса в детском саду.

Средства музейной педагогики, взаимное партнёрство, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволяют расширить духовно нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом.

Появляется возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений в творческой деятельности -изобразительной, интеллектуальной, речевой.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому экскурсии в районный краеведческий музей имеют огромное влияние на формирование нравственно-патриотических качеств у воспитанников детского сада.

Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

Цель: Создать условия в ДОУ для развития нравственно-патриотических качеств у детей, посредствам музейной педагогики. Создать систему работы с родителями по формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств. Формирование у дошкольников знаний о Великой Отечественной войне, уважения и гордости к славным защитникам нашей Родины, воспитание патриотических чувств.

Задачи:

- сформировать у детей представления: что такое «Родина», «патриот», «патриотизм»;

- формировать у дошкольников уважения и гордости к славным защитникам нашей Родины;

- воспитывать любовь к семье, родному дому, поселку, малой Родине;

- обогащать духовный мир через обращение к героическому прошлому нашей страны;

- расширять запас слов на военную тематику, заучивать стихи, песни, пословицы и поговорки о Родине;

- развивать творческие способности детей;

- развивать интерес к различным родам войск;

- привлечь родителей к совместным познавательно-тематическим мероприятиям, сформировать активную позицию в патриотическом воспитании детей;

- проявлять уважение к ветеранам и желание оказывать им посильную помощь;

- воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, желание защищать и совершать подвиги во имя Родины.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны) прививаются детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что Родина помнит и чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

В процессе работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.

Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая. Чем интереснее и целенаправленней педагог организует наблюдения окружающего, тем содержательнее становится детское творчество.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников может быть представлена следующим образом: семья-детский сад-Родина; улица-родной город- страна,её столица; символика-права и обязанности- Конституция.

Музей – это фактически исторически сложившийся институт, построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия. Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети.

Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет.

Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества.

Вершиной нравственно-патриотического воспитания является осознание ребенком себя гражданином России.

Прикреплённые файлы:

patriotika_to3uo.pptx | 3747,27 Кб
 
Публикации по теме:

Социально–коммуникативное развитие детей посредством музейной педагогики Выступление на районной педагогической конференции «Социально –коммуникативное развитие детей средствами музейной педагогики» Музей – это.

Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики Аннотация: в данной статье рассматривается проблема формирования духовно-нравственных качеств дошкольников через организацию краеведческой.

Консультация для педагогов «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре» "Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре. " Народная культура является источником развития патриотических.

Консультация для родителей «Использование средств музейной педагогики в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста» Консультация для родителей. Использование средств музейной педагогики в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.

Музыкальное воспитание дошкольников средствами музыки Музыка – это особенная форма художественного отображения реального мира. Она воздействует на чувства людей, способна благотворно сказываться.

Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста Работа по нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников.

СОД на основе музейной педагогики с детьми подготовительной к школе группы «Приключения в музее» СОД на основе музейной педагогики педагога Бойко Н. А. с детьми подготовительной к школе группы «Приключения в музее» Цель для педагога:.

Технологии музейной педагогики в условиях ДОУ Аннотация Данная статья будет полезна и интересна воспитателям ДОУ. Материал направлен на воспитание гражданско – патриотических чувств.

Технология музейной педагогики Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний.

Консультация «Воспитание основ патриотизма у дошкольников средствами эстрадного вокального репертуара» Воспитание основ патриотизма у дошкольников средствами эстрадного вокального репертуара Патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики
Опубликовано: 6 апреля 2019 в 05:14
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД