Папки-передвижки

Формирование гражданственности, патриотизма, развитие интереса к истории своего города в начальной школе

Бабушкина Галина
Формирование гражданственности, патриотизма, развитие интереса к истории своего города в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы

Бабушкина Г. А., учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

г. Тобольск, МАОУ СОШ №17

Классный час «Сын Тобольска»

Цель:

- Создать условия для формирования гражданственности, патриотизма, чувства гордости за свое Отечество и развитие интереса к истории своей страны, своего города, ее памятным датам и выдающимся личностям.

Задачи:

Публикация «Формирование гражданственности, патриотизма, развитие интереса к истории своего города в начальной школе» размещена в разделах

- способствовать повышению интереса к культурному и историческому наследию своего народа, своего города;

- воспитывать патриотизм, гражданственность, чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины;

- повышать мотивацию к изучению героических страниц истории России;

- развивать познавательный интерес к историческому прошлому нашей страны через изучение выдающихся людей страны;

Ход урока:

Учитель: (СЛАЙД 1)

Вот и закончилось лето, остались далеко беззаботные деньки, и мы вновь собрались все вместе, чтобы начать новый учебный год. Я надеюсь, он будет еще более плодотворным в плане учебы и творчества. Вы 3 года штурмовали азы школьных программ, и освоили их успешно!

Теперь вы – четвероклассники и дальше по школьной жизни мы пойдем с вами вместе, я надеюсь, наш путь будет не извилистой тропинкой, а широкой ровной дорогой, по которой мы пойдем взявшись за руки, помогая друг - другу, поддерживая. Поздравляю вас с началом нового пути, с праздником 1 сентября! С Днем знаний!

(СЛАЙД 2)

Ученик 1

Внимание, внимание, по случаю Дня знаний,

Для новых начинаний, минуточку внимания!

По всей земле России особый нынче день,

В столице ли, в Сибири звонок звенит теперь.

2 ученик

Вновь начался учебный год,

И класс родной нас снова ждёт.

Нас ждут учебники и парты,

Тетрадки, ручки, краски, карты.

Мы начинаем вновь учёбу.

Стать образованными чтобы,

Стараться надо каждый день!

- Ребята, сейчас мы посмотрим короткий видеоролик и определим тему классного часа.

(Видеоролик) (СЛАЙД 3)

- Какова тема нашего урока? (СЛАЙД 4)

(СЛАЙД 5)

- Сегодня мы продолжим разговор о нашей замечательной стране – России, о соотечественниках, которые прославили нашу Родину.

-Наша страна – это большое независимое государство с бескрайними степями, плодородными землями, густыми лесами, полноводными реками и необозримыми полями. Но славится страна, в первую очередь, людьми: спортсменами, врачами, поэтами, композиторами, художниками, учеными.

В Тобольске есть улица Знаменского и Тобольский музей-заповедник ежегодно, в мае, проводит праздник, посвященный дню рождения Михаила Степановича Знаменского. В 2023 году, исполняется 190 лет со дня рождения М. С. Знаменского.

Отправляемся на экскурсию по страницам устного журнала.

1 страница

Биография (СЛАЙД 6)

Знаменский Михаил Степанович – сибирский художник-график, общественный деятель, писатель-краевед, археолог и этнограф родился в Кургане 26 мая 1833 года в семье священника Стефана Яковлевича и Александры Львовны Знаменских.

Учился в Ялуторовске в ланкастерской школе и уездном училище, затем – в Тобольской духовной семинарии. В Тобольске был близок к семье декабриста М. А. Фонвизина, а также к другим членам тобольской колонии декабристов.

Учился в Петербургской духовной семинарии. По возвращении в Тобольск, Знаменский преподавал иконописание в духовном училище при семинарии.

В 1859 году Знаменский получил звание учителя рисования от Академии Художеств и смог преподавать в таком светском заведении, как Мариинская женская школа (на данный момент это МАОУ СОШ №1).

В 1864 – 1867 годах служил переводчиком татарского языка.

Современники отмечали, что «Михаил Степанович пользовался заслуженным уважением. Он был приветлив и ласков со всеми. М. С. Знаменский одним из первых стал разрабатывать тобольский пейзаж. Художник запечатлел улицы и отдельные здания Тобольска.

Произведения Михаила Степановича Знаменского хранятся в Государственных исторических музеях России и за рубежом.

М. С. Знаменский скончался в Тобольске 3 марта 1892 года, на 59-м году жизни.

На главной аллее Завального кладбища в Тобольске, около храма спят вечным сном сыны России – декабристы и их любимый воспитанник, художник Михаил Степанович Знаменский.

2 страница

Сын Тобольска (СЛАЙД 7)

Михаил Степанович принимал участие в Тобольском драматическом обществе. Он сыграл несколько ролей в пьесах.

Дружил с П. П. Ершовым, интересовался его произведениями для театра, по его эскизам были созданы декорации к пьесам.

Знаменский активно участвовал в деятельности Тобольского губернского музея. Он является автором рисунков и прозы, посвященных декабристам.

Михаил Знаменский стоял у истоков Тобольского косторезного промысла. Ему принадлежат замечательные по своему мастерству костяные вещи. В последние годы жизни Знаменский находился в тяжёлых материальных условиях. Небольшим подспорьем для него стала резьба по мамонтовой кости.

У художника учились мастера Фурсов и братья Филимоновы, открывшие впоследствии одну из первых косторезных мастерских. Его учеником был знаменитый резчик Порфирий Григорьевич Терентьев.

3 страница

Записки М. С. Знаменского (СЛАЙД 8)

Особый интерес вызывают у тоболяков записки М. С. Знаменского «Исторические окрестности города Тобольска».

Состоит книга из четырех частей, которые приглашают современников и потомков совершить вместе с ним прогулку по окрестностям Тобольска. Его привлекают два места: Чувашский мыс, где было укрепление одного из защитников татарского ханства. И здесь Знаменский предстает в качестве историка и знатока природы.

Нельзя не процитировать слова писателя: «Чувашский мыс - первая историческая окрестность Тобольска. С этой местности и начинается история города…».

Писатель влюблен в свой город. Когда он стоит на Чувашском мысу и смотрит под гору, панорама города, которая открывается отсюда, вызывает у него (как и у нас сегодня) восторг и восхищение.

4 страница

Литературное наследие (СЛАЙД 9)

В литературном наследии М. С. Знаменского особое значение имеют произведения, посвященные декабристам: «Исчезнувшие люди» (1872, «Тобольск в сороковых годах» (1870, «Детство среди декабристов», «Иван Дмитриевич Якушкин» и др.

Знакомство с этими книгами позволяет нам лучше узнать прошлое Тобольска, сравнить его с настоящим и таким образом осмыслить историю родного города на протяжении двух веков. Какими внимательными глазами смотрит М. С. Знаменский на свой город! Как глубоко раскрывает он быт и нравы Тобольска, как тепло рассказывает о его людях! И оживает Тобольск в душе читателя.

М. С. Знаменский, писал еще и стихи. Всё его творчество проникнуто любовью и благодарностью к людям, может поэтому он остался в судьбе Тобольска и в памяти потомков.

За весной приходит лето,

Убирает всю природу

В разноцветную одежду.

Там и липу рядит в зелень,

Куст шиповника душистый.

5 страница

Научно – исследовательская работа (СЛАЙД 10)

Михаил Знаменский занимался научно-исследовательскими работами в области этнографии, археологии и истории.

С личностью М. С. Знаменского связана коллекция «Тобольских древностей», ставшая первой коллекцией в фондах Музея истории, археологии и этнографии Сибири. В 1878-1879 гг. именно М. С. Знаменский производил раскопки. В результате раскопок была создана богатейшая коллекция, около 600 предметов.

В ходе исследований были обнаружены различные металлические предметы, костяные наконечники стрел, фрагменты керамических сосудов. Исторические очерки Знаменского интересны также и тем, что в них много описаний видов Тобольска и его окрестностей, много бытовых подробностей, которые могут служить источником для изучения Тобольска второй половины 19 века.

6 страница

Художник Михаил Знаменский и декабристы. (СЛАЙД 11)

Живя и работая в Тобольске, М. С. Знаменский был тесно связан с тобольским кружком декабристов и с передовой интеллигенцией города. В его памяти остались воспоминания о прекрасных музыкальных вечерах у Муравьёвых. Один из таких вечеров художник изобразил в акварели «Музыкальный вечер у Муравьёвых».

С декабристами, которые жили в Тобольске, художник по-прежнему дружил и чаще всего посещал Башмакова и Свистунова.

М. С. Знаменский был автором целого ряда портретов декабристов.

Итог урока

Ребята, предлагаю проверить свою внимательность. Решите кроссворд. Первое слово по горизонтали мы отгадаем вместе, а потом вы начнете работу в группах.

1. Кому посвящен 2023 год в нашем городе? (Михаилу Степановичу Знаменскому)

Учитель открывает кроссворд с ответом на первый вопрос.

(СЛАЙД 12)

А теперь продолжите работу в группах и отгадайте слова по вертикали. Если встретится очень трудный вопрос, то можно сделать «звонок» другу (обратиться к родителям, которые пришли на наш классный час).

Работа в группах. Проверка ответов на вопросы кроссворда.

Ответы кроссворда (СЛАЙД 13)

1. 2. 3. 4. 5. 6.

1. З н а М е н с К и й

а р а в у к

в х р я р о

а е и щ г н

л о и е а о

ь л н н н п

н о с н и

о г к и с

е а к а

я н

и

е

Книга + аплодисменты (СЛАЙД 14)

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием!

Смело шагаем вместе в новый учебный год!

Разгадай кроссворд

1. 2. 3. 4. 5. 6.

1.

По горизонтали

1. Кому посвящен 2023 год в нашем городе?

По вертикали

1. Название места захоронения Михаила Степановича?

2. Какая профессия помогла Михаилу Степановичу для проведения раскопок?

3. Как называлась женская школа в г. Тобольске, где Михаил Степанович преподавал рисование?

4. Кем был отец Михаила Степановича?

5. Город, в котором родился Михаил Степанович?

6. какой предмет преподавал Михаил Степанович в духовном училище при семинарии в г. Тобольске?

Публикации по теме:

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Формирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей РодиныФормирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей Родины Целью современного дошкольного образования является воспитание «человека культуры», развитие личности ребёнка, способного к свободному творчеству.

Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет «Блокадный Ленинград»Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет «Блокадный Ленинград» Цель: ознакомление детей с историческим моментом нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда (Санкт – Петербурга).

Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет «Мы разные, но мы вместе»Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет «Мы разные, но мы вместе» Цель: формировать у детей дошкольного возраста интерес и уважение друг к другу; развивать речь, внимание, память, мышление, любознательность;.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

Развитие критического мышления в начальной школе, характерное для каждой стадии урока проводимого с детьми с ОВЗ Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с задержкой психического развития предполагает разработку.

Стенгазета к 23 февраля. Формирование чувства патриотизма у детейСтенгазета к 23 февраля. Формирование чувства патриотизма у детей СТЕНГАЗЕТА К 23 ФЕВРАЛЯ. Рисует Алёнка машинку для папы, А брату подарит она экскаватор, А дедушке песню красиво споёт, Ведь праздник.

Воспитание у старших дошкольников гражданственности и патриотизма в процессе подготовки к празднованию 70-летия Победы в ВОВВоспитание у старших дошкольников гражданственности и патриотизма в процессе подготовки к празднованию 70-летия Победы в ВОВ Уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на своей страничке и представляю вашему вниманию ПРОЕКТ Участники проекта: дети, воспитатели,.

Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет «День народного единства»Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет «День народного единства» Цель: расширять представления детей о национальных праздниках, познакомить с историей возникновения Дня народного единства; углублять знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование гражданственности, патриотизма, развитие интереса к истории своего города в начальной школе
Опубликовано: 10 февраля 2024 в 16:27
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование гражданственности, патриотизма, развитие интереса к истории своего города в начальной школе» (включая файлы) размещена пользователем Бабушкина Галина (УИ 1637019) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД