Приложение МААМ

Формирование и развитие графомоторных навыков у дошкольников со зрительной патологией

Екатерина Якунина
Формирование и развитие графомоторных навыков у дошкольников со зрительной патологией
▼ Скачать + Заказать документы

Графомоторный навык – это набор автоматизированных положений и движений пишущей руки, которые дают возможность изображать письменные звуки и их соединения. Недостаточная сформированность данных навыков у дошкольников может вызвать ряд трудностей при овладении письменной речью в подготовке к школе. Если не проводить коррекционную работу в дошкольном возрасте, то данное нарушение может вызвать трудности обучения в школе.

Публикация «Формирование и развитие графомоторных навыков у дошкольников со зрительной патологией» размещена в разделах

Уже к концу дошкольного возраста у ребенка должны возникнуть следующие предпосылки для овладения письмом, которые выделила Л. С. Цветкова:

1) Сохранная устная речь: речь у детей сформирована полностью фонетически, лексически, грамматически, они владеют ее в полном объеме;

2) Сформированность процесса восприятия : зрительно-пространственного и слухо-пространственного гнозиса, сомато-пространственных ощущений, знаний и ощущение схемы тела;

3) Сформированность мелкой моторики : подвижность, переключаемость с одного движения на другое;

4) Способность к абстрагированию: выделение существенных признаков, свойств предметов или явлений;

5) Контроль собственного поведения: контроль за своими действиями. У детей со зрительной патологией данные предпосылки нарушены, поэтому коррекционная работа по формированию и развитию графомоторных навыков у дошкольников с данным дефектом является актуальной. Дошкольникам данной категории в связи со снижением остроты зрения, нарушениями зрительно-моторной координации, бинокулярного зрения трудно различать цвета и их оттенки, определять форму предмета и его размер, узнавать предметы сходные по форме. У них также недостаточно развита мелкая моторика, детям трудно выполнять тонко координированные движения кистями рук, владеть предметами, удерживать карандаш правильно, регулировать нажим на него. Пространственные отношения недостаточно сформированы, дошкольники путают понятия право-лево, верх-низ, с трудом ориентируются в схеме собственного тела, теле соседа, на листе бумаги, в комнате. Все вышеперечисленные компоненты входят состав графомоторного навыка. В своей работе для устранении данных трудностей мы предлагаем следующие направления:

Блок 1: Развитие мелкой моторики

1) Игры со шнуровкой, мозаикой, прищепками, мелкими предметами;

2) Игры с сыпучими материалами;

3) Упражнения с использованием су-джок;

4) Пальчиковая гимнастика;

5) Лепка из пластилина;

6) Самомассаж кистей рук.

Данный блок направлен на улучшение двигательной координации, снижение мышечного тонуса рук, устранение их скованности и зажатости. Представленные задания также способствуют созданию положительной атмосферы на занятии, развитию творческих способностей детей, развитие чувства ритма.

Блок 2: Развитие зрительно-моторной координации. Данный блок включает в себя следующие задания:

1) «Лабиринт»;

2) Отработка и дифференциация пространственных отношений, понятий «право-лево», «верх-низ». Например, здесь просят детей показать правую руку, левую ногу и так далее. Данные задания можно проводить в качестве динамической паузы под веселую музыку.

3) Ориентировка на листе бумаги;

4) Задание «Соедини по точкам»;

5) Графические диктанты;

6) «Путаница»;

7) «Зеркало», «Что перепутал художник?», «Найди отличия»;

8) «Расставь значки», «расставь по образцу, словесной инструкции».

9) Различение предметов по форме, величине, цвету;

10) Составление из счетных палочек фигурок и букв.

Данный блок способствует развитию зрительного праксиса и гнозиса. Представленному разделу уделяется особое внимание, так как детям со зрительной патологией эти задания даются с трудом.

Блок 3: Развитие двигательных графических навыков. Данный блок включает в себя следующие задания:

1) «Нарисуй горизонтальную/вертикальную линию»;

2) «Заштрихуй фигуры»;

3) Лабиринты;

4) «Продолжи цепочку»;

5) «Скопируй фигуры по клеткам»;

6) Графический диктант.

Задания из данного блока непосредственно подготавливают руку ребенка к письму, формируют правильный нажим на карандаш, тренируют тонкую мускулатуры пальцев рук, развивают усидчивость.

Подводя итог всего вышесказанного, можно отметить, что для слабовидящих дошкольников необходима комплексная работа по развитию графомоторных навыков в качестве профилактики трудностей, которые могут возникнуть при чтении и письме в период школьного обучения.

Список литературы:

1. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие / [Текст] / — М. : Издательство «Экзамен», 2006. — 159

2. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи [Текст] / авт. -сост. Н. Л. Стефанова. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 261 с.

3. Консультация для педагогов: Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-pedagogov-razvitie-grafomotornih-navikov-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-1351507.html

4. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. [Текст] / Л. И. Плаксина. – М. : Издательство «ГороД», 1998. – 262 с.

5. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. [Текст] / – М. : «Юристъ», 1997. – 256 с.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными.

Использование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыковИспользование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыков Что такое лэпбук (лепбук? Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Технология.

Мастер-класс «Развитие графических навыков у дошкольников в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности» Мы вас приветствуем и рады видеть на сегодняшней встрече. Разрешите представиться, я. У всех педагогов есть профессиональное кредо.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Развитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группыРазвитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группы Представляю опыт работы по развитию графических навыков письма у дошкольников. Современная школа предъявляет большие требования к детям,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование и развитие графомоторных навыков у дошкольников со зрительной патологией
Опубликовано: 11 мая 2020 в 11:42
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование и развитие графомоторных навыков у дошкольников со зрительной патологией» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Якунина (УИ 1058059) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД