Получи документы

Формирование КГН у детей

Кристина Трубачева
Формирование КГН у детей

Формирование КГН у детей

Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Публикация «Формирование КГН у детей» размещена в разделах

Цель - формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

• учить самостоятельно, умываться;

• пользоваться туалетом;

• воспитывать желание быть аккуратным, замечать неполадки в своем виде;

• активизировать речь детей, используя слова, обозначающие выполняемые действия, а так же используем художественное слово;

формировать умения и навыки опрятности; положительного отношения к сверстникам;

• культуры поведения в коллективе; скромности, вежливости, сдержанности.

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.

Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.

Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде.

Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности.

Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, формируется правильная самооценка. Ребёнок постепенно начинает следить за своим внешним видом.

Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника.

Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия вместе с взрослым, а потом самостоятельно.

В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия.

Оценить действие и только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!"

К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.

Условия должны быть постоянными, а методические приемы, которые использует педагог, необходимо менять.

«Будем умываться»,— говорит в начале года воспитатель и показывает все: и как завертывать рукава, и как намылить руки, и как вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют под наблюдением и контролем взрослого. И так изо дня в день. В этой каждодневной деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки, формируются привычки : мыть руки перед едой и после загрязнения, следить за своим внешним видом. Но дети становятся старше.

И воспитатель постепенно предоставляет им все больше самостоятельности. Он переходит от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам,— убеждению, разъяснению смысла правил. Только тогда, когда педагог учитывает постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение все более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формируются устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается лишь умение подчиняться требованию взрослого.

Но правильная организация умывания — это не только условие формирования культурно-гигиенических навыков (особенно в старших группах) : старший дошкольник может вполне самостоятельно тщательно умыться, привести себя в порядок, однако важно воспитывать при этом положительные взаимоотношения между детьми. В умывальной комнате дети всегда находятся в окружении сверстников. И воспитатель учит их проявлять внимание к тем, кто рядом, быть вежливыми, предупредительными. Например, посторониться, чтобы дать пройти товарищу, поднять упавшее полотенце и повесить на место, не отвлекаться, помня, что другие дети тоже должны своевременно умыться и сесть за стол, пропустить вперед дежурного, чтобы тот вовремя начал выполнять свои обязанности.

Воспитывая нормы поведения за столом, педагог также учитывает, что, помимо привития детям культурно-гигиенических навыков, перед ним возникает целый ряд задач: формирование положительного отношения к сверстникам, культуры поведения в коллективе, скромности, вежливости, сдержанности. Для этого он использует разные ситуации.

В воспитании навыков следует опираться и на хороший пример самих детей.

Воспитатель обращает внимание малышей на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это.

В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет педагогическая оценка, т. е. положительное иди отрицательное суждение педагога об отдельных поступках и поведении ребенка. Более широко воспитатель пользуется в своей работе положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.

Положительная оценка дается и в том случае, когда нужно показать успехи в овладении новыми навыками.

Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.

Используя малые формы фольклора, мы и в повседневной жизни в качестве ласки и шутки:

• Расти коса до пояса не вырони ни волоса…

• Водичка, водичка умой мое личико…

• Права ножка, лева ножка - поднимайся понемножку.

• Что поставят, то и кушай.

• Хлеб - соль кушай, а добрых людей слушай.

• Ешь больше, проживешь дольше.

• Мило не мыло, а беленькое личико.

Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.

Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.

Критерии опрятной еды включают умение:

1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;

2. Не крошить хлеб;

3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;

4. Не разговаривать с полным ртом;

5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

6. Благодарить;

7. Пользоваться только своим прибором.

Мытья рук и личной гигиены включают умение:

1. Мыть лицо, уши, руки

2. Закатать рукава;

3. Смочить руки;

4. Взять мыло, намыливать до появления пены;

5. Смыть мыло;

6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;

7. Пользоваться расческой.

Снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

1. Расстегнуть пуговицы;

2. Снять платье (брюки);

3. Аккуратно повесить;

4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;

5. Снять обувь;

6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье);

7. Надеть в обратной последовательности.

Для привития культурно-гигиенических навыков педагоги применяют показ, пример, объяснение. Очень редко используют игровые приемы, а ведь содержание культурно-гигиенических навыков у детей этого возраста осваивается, прежде всего, в дидактических играх и игровых ситуациях.

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:

1) организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т. д.);

2) разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;

3) многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;

4) индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;

5) организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;

6) безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

Одним из ведущих приемов, которые мы использовали, явился прием повторения действий, упражнений. Например, попросили перед мытьем: "Покажите, как вы засучили рукава" или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки.

Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании.

В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали опрятнее одеваться, следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Некоторые заметно улучшили свое поведение во время приема пищи свои знания, за счет общения с другими детьми. Малыши стали больше проявлять инициативы в подготовке к занятиям или приему пищи. Дети начали замечать неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок.

Художественные слова к режимным моментам.

Ко сну:

Тает вечер. Сутки - прочь!

Снег по переулку.

Там сегодня кошка-ночь

Вышла на прогулку.

* * *

Баю, баю, баеньки.

Спи мой птенчик маленький,

Спи мой маленький внучек.

Ляг в кроватке, на бочек.

* * *

Доброй ночи! Спи, малыш!

Спит у озера камыш,

Спят с лисой лисята,

Зайки и ежата.

* * *

Спать пора, малыш, пойдем!

Мы посмотрим сон вдвоем.

Одевай свою пижаму,

Обними покрепче маму.

* * *

Бом-бом, бом-бом,

Постучался кто-то в дом.

Это старый добрый гном,

Ходит в гости перед сном.

К кормлению:

Решил я сам сварить обед.

На стол поставил винегрет,

Тарелки, ложки разложил.

На больше. не хватило сил!

* * *

Мы за столиком сидим,

Вкусный завтрак мы едим.

Постарались повара,

Приготовили с утра

* * *

А у нас есть ложка

Волшебная немножко.

На тарелочке – еда.

Не оставит и следа!

Кликнем ложку нашу –

Подберет всю кашу!

* * *

Нет, не каша,

нет, не каша,

и не угадали!

Села Маша,

съела кашу

всю,

сколько дали!

* * *

Мышка в кружечке зеленой

Наварила каши пшенной.

Ребятишек дюжина

Ожидает ужина.

Всем по ложечке досталось.

Ни крупинки не осталось!

К одеванию:

Потерялась варежка

Маленькая Варюшка

Потеряла варежку –

Варежку пуховую,

Совершенно новую.

* * *

Плачет девочка Иринка:

-Пяткам больно! Трут ботинки!

-Мы снесём их в огород,

Пусть их ночью дождь польёт!

* * *

Мяу-мяу! - плачет кошка. -

У меня озябли ножки.

Сделай, бабка, валенки,

Как у внучки Галеньки.

* * *

Новые порвал штаны,

В этом нет моей вины,

Лез по дереву с утра,

Разодрала их кора!

* * *

Попрошу я - папу, маму

Чтоб купили мне пижаму.

В старой, целый год спала

Стала мне она, мала.

К расчесыванию:

На месте сестричка

Сидеть не умеет -

Летают как птички

Косички за нею.

Два банта с косичками

В небе порхают

И, вместе с сестричкой,

Покоя не знают!

* * *

Две сестрички, две лисички

С белым бантом на хвосте.

Две красивые косички,

Заплетает мама мне.

* * *

У девчонки – две косички!

Те косички – две сестрички,

Рыжим цветом отливают,

Солнце всем напоминают!

Две пушистые резинки,

Как весенние травинки,

Яркой зеленью сверкают,

И косички обнимают!

* * *

Моей маленькой сестричке,

Мама заплела косички.

Закрепила их бантами,

С блёстками и кружевами.

Очень ей они по нраву,

Получились ведь, на славу.

И теперь всегда сестричка

Ходит с бантами в косичках.

* * *

Ветерок порхал как птичка

Без хлопот и без забот.

Угодил в мои косички-

Заблудился в них на год!

Так кружился он в косичках,

Что кружилась голова.

Эти чудные косички

Тетя Маша заплела.

У меня их ровно двести.

Посчитай-ка, вот висят…

Посмотреть мои косички

Прибегает весь детсад!

К умыванию:

Рано утром каждый день

Умываться нам не лень

Зубы, волосы, ногти и уши

Почистим, помоем мы и посушим

С мылом, расческой, шампунем и пастой

Будешь ты чистым, пушистым, гривастым.

* * *

Умывается ТИГРИЦА,

и тигрята моют лица.

Моет уши папа,

А мочалка - лапа.

Ежик в бане вымыл ушки,

Шею, кожицу на брюшке.

И сказал еноту еж:

„Ты мне спинку не потрешь?"

* * *

Мою ручки, мою ножки,

Мою спинку нашей кошке.

Кошка очень рассердилась —

Я сама уже умылась.

* * *

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу,

Оба глаза!

Мойтесь, уши,

Мойся, шейка!

Шейка, мойся

Хорошенько!

Мойся, мойся,

Обливайся!

Грязь, смывайся!

Грязь, смывайся!

* * *

Моем, моем малыша,

Потихоньку, не спеша,

Носит воду черпачок,

Льёт на спинку, на бочок,

На живот, головоньку.

Расти, малыш, здоровеньким!

Для привития культурно-гигиенических навыков педагоги применяют показ, пример, объяснение. Очень редко используют игровые приемы, а ведь содержание культурно-гигиенических навыков у детей этого возраста осваивается, прежде всего, в дидактических играх и игровых ситуациях.

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:

1) организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т. д.);

2) разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;

3) многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;

4) индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;

5) организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;

6) безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

Одним из ведущих приемов, которые мы использовали, явился прием повторения действий, упражнений. Например, попросили перед мытьем: "Покажите, как вы засучили рукава" или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки.

Рекомендации родителям:

ДЕЛАЙТЕ!

1. Радуйтесь вашему ребенку.

2. Разговаривайте с вашим ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.

3. Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.

4. Установите четкие и жесткие требования к ребенку.

5. В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.

6. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

7. Будьте терпеливы.

8. Говорите медленно.

9. Спрашивайте «что» и «почему».

10. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

11. Если ребенок не умеет еще читать или читает плохо, каждый день читайте ему.

12. Не скупитесь на похвалу или поцелуй.

13. Поощряйте любопытство и воображение вашего малыша.

14. Поощряйте игры с другими детьми.

15. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

16. Старайтесь, чтобы малыш вместе с вами готовил обед. Гуляйте с ним, играйте. Пусть он поможет вам ухаживать за цветами, вешать полки и др.

17. Приобретите кассеты с записями любимых песенок, стихов, сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.

18. Помогите ребенку выучить его имя, фамилию, адрес, домашний телефон, день рождения, а также сведения о маме, папе, бабушке, дедушке, сестрах и братьях.

19. Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится делать ребенку.

20. Будьте примером для малыша: пусть он видит. Какое удовольствие вы получаете от чтения газет, книг.

21. Не теряйте чувство юмора.

22. Играйте с ребенком в разные игры.

23. Проблемы отцов и детей не существуют там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

НЕ ДЕЛАЙТЕ!

1. Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.

2. Не задавайте слишком много вопросов.

3. Не принуждайте делать ребенка то, к чему он не готов.

4. Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен. Займитесь чем-то другим.

5. Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно наводить порядок.

6. Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это!»

7. Не говорите: «Нет, она не красная». Лучше скажите «Она синяя».

8. Не надо критиковать ребенка с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии других людей.

9. Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на вас внимание.

10. Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т. д.

11. Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания всех логических связей, абстрактных рассуждений и объяснений.

12. Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.

13. Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.

Прикреплённые файлы:

moja-komnata_fm1ni.pptx | 847,28 Кб
 
Публикации по теме:

Образовательная ситуация по формированию КГН «Да здравствует мыло душистое» Образовательная ситуация по формированию КГН Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми первой младшей группы. Тема.

«Воспитание КГН у детей младшей группы»«Воспитание КГН у детей младшей группы» Известно, что привычки, как полезные, так и вредные формируются в детстве. Культурно – гигиенические навыки- это не что иное, как привычки.

Конспект НОД по формированию КГН в первой младшей группе Цель: Способствовать воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. Задачи: Обогащать представления.

Конспект НОД по физическому воспитанию и формированию КГН «Путешествие на планету здоровья» для детей 3–4 лет Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60» Конспект НОД «Путешествие на планету здоровья».

Непрерывная образовательная деятельность с детьми в старшей группе «Уроки Мойдодыра». Формирование ЗОЖ и КГН Цель: Расширение и закрепление знаний дошкольников о здоровом образе жизни. Задачи: - Формировать у детей представления о зависимости здоровья.

НОД по КГН «Карлсон в гости к нам пришел» Ход непосредственно образовательной деятельности. Раздается звук пропеллера. Воспитатель: — Ой, ребята. что это за звук. Влетает Карлсон.

Конспект режимного момента в младшей группе. Формирование КГН у дошкольников Конспект режимного момента в младшей группе. тема: «Надо, надо умываться.» провела : Власова Т. Н Тема Цель Задачи Материалы и оборудование;.

Оздоровительный проект по формированию КГН в средней группе «Чистюлька» Вид проекта: краткосрочный, групповой. Участники проекта: дети, родители, педагоги. Возраст детей: вторая средняя группа. Актуальность проекта:.

Проектная деятельность по формированию КГН «В гостях у Мойдодыра» Проектная деятельность «В гостях у Мойдодыра» Воспитатель МБ ДОУ детский сад № 29 Чичулина О. В. Проект на формирование КГН у детей раннего.

Конспект занятия по формированию КГН «Мойдодыр» Станция Мойдодыр. Цель: Закреплять знания детей о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым. Задачи: Соблюдать правила личной гигиены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование КГН у детей
Опубликовано: 5 января 2018 в 11:11
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД