Елена Пивоварова
Формирование коммуникативной готовности к школе детей старшего возраста по итогам диагностики в коррекционной группе.
▼ Скачать + Заказать документы
«Научить наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом» - так В. А Сухомлинский определил главную задачу начальной школы.
Под готовностью к школьному обучению в аспекте коммуникативной деятельности понимается:
1. Сформированность определенных учебных навыков (навыков чтения и письма);
Публикация «Формирование коммуникативной готовности к школе детей старшего возраста по итогам диагностики в коррекционной группе,» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Диагностика
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
2. Достаточный уровень речевого развития (правильное звукопроизношение, соответствующий возрасту словарный запас, грамматически правильная речь, свободное использование диалогической и монологической речи);
3. Умение владеть собственной речью, включающее умение правильно и точно выразить свои мысли, полно и последовательно передавать содержание прочитанного и воспринятого на слух литературного произведения, отвечать на поставленные вопросы;
4. Способность общаться со взрослыми и сверстниками (готовность и способность ребенка устанавливать новый тип общения и взаимодействия со взрослыми, прежде всего с учителем).
По результатам диагностики особенностью детей с задержкой психического развития является сниженная активность во всех видах деятельности, что в свою очередь, может оказаться существенной причиной низких коммуникативных способностей этих детей.
Речь детей с задержкой психического развития производит впечатление достаточно благополучной, но для дошкольников, более младшего возрастного периода. У детей чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, им трудно грамотно выражать свои мысли, речь их отличается бессвязностью, отсутствием логики, ясности, выразительности.
Речь таких детей отличается бедностью словаря и грамматических конструкций, они неправильно употребляют родовые, числовые, падежные окончания имен существительных, местоимений, прилагательных, допускают стойкие ошибки в согласовании глаголов с существительными и местоимениями, неправильно употребляют предложно-падежные конструкции и т. д.
У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти, которое проявляются в заменах звуков и букв при обучении чтению и письму. Также фонетическая сторона их речи страдает разнообразными нарушениями: нечеткостью произнесения ряда звуков, замена одних звуков другими, более простыми по артикуляции. Это обусловлено:
1. Несформированностью фонематического восприятия;
2. Недостаточной аналитической деятельностью, что не позволяет им в полной мере производить наблюдения над звуками речи;
3. Ослаблением контроля со стороны ребенка за артикуляцией звуков, когда основное внимание его сосредоточенно на смысловой стороне высказывания;
4. Осуществлением одновременного контроля за несколькими действиями (слухового, тактильного) представляет значительную трудность.
Нередко дети стараются избежать речевого общения, у большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным. Это обусловлено рядом причин:
• Быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям;
• Отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа, бедный словарный запас, препятствующий формированию высказывания;
• Непонимание собеседника – дошкольники не стараются вникнуть в то, что им говорят, поэтому их речевые реакции оказываются неадекватными и не способствуют продолжению общения.
У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность. Отмечается также недоразвитие мелкой моторики зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными. Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.
Так как, у детей с задержкой психического развития интерес к учебной деятельности четко не выражен, познавательная направленность или не обнаруживается, или весьма нестойка, преобладает игровая мотивация, плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя и соблюдать школьный режим, что мешает нормальному осуществлению учебной деятельности.
Поэтому с детьми проводится коррекционная работа в нескольких формах :
1. Фронтальная непосредственно образовательная деятельность направлена на активизацию познавательной деятельности и подготовке к обучению грамоте, обогащению словаря и совершенствованию грамматических средств языка, развитию навыков связной речи и обогащению коммуникативного опта.
2. Индивидуальная образовательная деятельность направлена на формирование произносительных умений и навыков, развитию и совершенствованию общей и мелкой моторики, развитию слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти.
Поскольку работа с родителями значительно влияет на успешность коррекционно-воспитательной работы, то главная задача:
• Сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками, активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми.
Поэтому используются в работе с родителями такие приемы:
• Консультации по индивидуальным проблемам каждого ребенка;
• Тематические консультации;
• Беседы по запросу родителей;
• Открытые занятия («день открытых дверей»);
• Практические консультации с участием родителей («неделя педагогического мастерства»);
• Собрания;
• Индивидуальные тетради для домашних рекомендаций.