Папки-передвижки

Формирование коммуникативных качеств посредством театрализованной деятельности

Нина Дементьева
Формирование коммуникативных качеств посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Дементьева Н. Я – музыкальный руководитель,

МДОУ «Детский сад комбинированного вида

№ 32 «Журавушка» г. Губкина. Белгородская область.

Посещение театра всегда праздник. Это - радость, веселье и, самое главное, уход от обыденности. В процессе ознакомления детей дошкольного возраста с театром и воспитания эмоционально-положительного отношения к нему необходимо формировать представление о разных видах театрального искусства, правилах поведения в театре, театральных профессиях. Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием дошкольника.

Публикация «Формирование коммуникативных качеств посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах

Театральная деятельность интересна всем – и детям, и взрослым. В ней есть общая цель, которая реализуется как в спектакле, так и самом процессе подготовке к нему, в непредсказуемых, спонтанных импровизациях.

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, мною накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально- игровой деятельности. По вопросам связанным с организацией и методикой театрализованной деятельности обращаюсь к работам педагогов, методистов: А. Антипиной, Т. Дороновой, Н. Карпинской и другим.

Разновозрастные дети создают своего рода сложности в педагогическом процессе. Значимость проблемы сделала необходимым поиск системы и методики коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Именно по этому, встал вопрос занятия с детьми театрализованной деятельностью. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованную деятельность использую для развития общей и речевой моторики, как средство коррекции речи и психотерапии.

Театрализованные игры – это мощный психотренинг, который развивает эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Поэтому в работе с детьми над сценическим образом включаю фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра : театр на пяти пальцах, театр мягкой игрушки, кукольный, настольный, театр живой руки, сценические постановки и другие.

Театрализованные игры отличаются от сюжетно – ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Они являются играми – представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах с помощью мимики, интонации, жеста, создающие конкретные образы.

Известно, что у детей с нарушением зрения и ОНР бедная мимика, невыразительные, плохо скоординированные движения, отсутствие чувства ритма. Поэтому предлагаю дошкольникам игровые упражнения, направленные на выработку жестов, мимики и пантомимики:

Игровые упражнения по обучению жестам: «Покажите маленького зайчика, волка, медведя» «высокое дерево», «низкое», «ты», «мы».

Игровые упражнения по развитию мимики: «Встретил доброго человека» - (улыбка, «Обиделся» - (опустил уголки губ, «Съел кислое яблоко» - (морщится).

Игровые упражнения по развитию пантомимики: «Крадется лиса за зайцем», «Цапля на болоте», «Кот-царапка» и другие.

Все эти игровые упражнения применяю при релаксации с целью эмоциональной разгрузки, а так же для снятия напряжения артикуляционного аппарата. При организации и проведении театральной деятельности существуют реальные трудности. В первую очередь это связано с недостатком учебного времени. Именно по этому работа с детьми в данном направлении осуществляется в тесной взаимосвязи с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром.

Эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. Они взаимно дополняют друг друга и делают жизнь ребенка ярче, богаче и разнообразнее. В процессе изобразительного творчества дети имеют возможность подумать и пофантазировать, это влияет на выразительность создаваемых образов. Кое-что для спектакля они могут изготовить самостоятельно, (например, украсить ёлочку и подарить Снеговику).

Изучив литературу отдельных педагогов, и опираясь на собственный опыт, мною установлено то, что самостоятельно в театральные игры даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают игры – драматизации под руководством взрослого. К сожалению, не все педагоги готовы к импровизации, и часто театрализация превращается в подготовку с детьми хорошо отрепетированных представлений. Педагоги стараются, ищут, разрабатывают интересные сценарии, подбирают яркую современную музыку и вроде бы все довольны. Вот только проблемы: дети не всегда талантливы, с большим трудом удается их «натаскать».

Существуют различные способы организации деятельности детей в разновозрастной группе. Наиболее типичный из них – подгрупповая работа с дошкольниками, когда дети одновременно занимаются разными видами деятельности, с различными специалистами: дефектологом, преподавателем ритмики, психологом и другими.

Другой, более сложный способ – включение детей разного возраста в единый проект, в котором для каждого найдется интересная и посильная роль или задание. Такой универсальной деятельностью является театрализованная игра на занятии в кружке «Теремок». Здесь реализуется деятельный подход, в процессе которого обеспечиваются основные этапы и логика любой деятельности :

определение темы и цели игры;

достижение игровой цели;

выбор игровых средств;

распределение ролей;

мотивация к игре;

апробация и корректировка выбранных ролей и путей для достижения цели (апробирование различных вариантов);

осознание результатов игры.

Изучая методику Т. Дороновой, строю работу с детьми по театральной деятельности на занятиях поэтапно:

на первом этапе дети коллективно воспроизводят текст сказки;

на втором этапе предлагаю одному ребенку читать за всех персонажей сказки;

на третьем этапе дети выполняют ряд творческих заданий (выразить радость, страх, гнев и так далее);

на четвертом этапе осуществляется пение сказки по ролям

С большим интересом дети осваивают музыкально-игровое творчество. С первой младшей группы помогаю детям разыгрывать народные песенки, потешки, небольшие сценки. Во второй младшей группе, использую игрушки и фигурки плоскостного театра, готовлю детей к самостоятельной деятельности. И уже в старшем возрасте смело использую самостоятельную театрализованную деятельность. Дети пятого года жизни в процессе театральной деятельности активно стремятся вносить в исполнении ролей «своё», своеобразное, индивидуальное. Только потом становится возможным специальное обучение детей способом художественно-образной выразительности.

Иногда, совместно с детьми, сочиняем сказки самостоятельно. Вокруг игрового сюжета выстраиваю содержание различных видов деятельности, организую совместное творчество с детьми разного возраста (с разным уровнем развития, предлагаю доступные задания в соответствии с возможностями каждого ребенка. В сочинении сюжета, как правило, активное участие принимают дети старшего возраста. Малыши постепенно вовлекаются в игру, в которой им предлагаются посильные задания, связанные с движением, исполнением доступных для них ролей (цыплята, котята, ёжики и так далее)

Под театральными играми подразумеваются «игры в театр», сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям. Что бы научить детей фантазировать, придумывать, помочь почувствовать радость от сделанных открытий, предлагаю составить сказку с использованием методов ТРИЗ. У детей развиваются творческие способности, обогащается круг представлений, растет словарный запас. Они преодолевают застенчивость, робость, замкнутость. Например, как мы играем в пересказывание сказок и историй «наоборот» :

Сочиняем новый сюжет путем пересказывания событий в обратной последовательности, меняем характеристики персонажей, мотивы их поступков. Например, сказка «Репка» : сначала все происходит по тексту сказки, после того, как старик посадил репку, музыкальный руководитель замечает, что старик от работы устал и заснул, репка растет очень слабо, потому что не идет дождь. «Надо репку поливать, надо репке пить давать - поёт музыкальный руководитель. - Репка сохнет, её обижают кроты. На помощь приходят известные персонажи (поют свою песню)». Творческие задачи:

Сочинить лейтмотив Репки.

Придумать песни персонажей (собственную мелодию ответа).

Придумать счастливый конец всей истории.

Если никто из детей не хочет исполнять роль отрицательного персонажа, (Крота, Кротихи, можно заменить её куклой или взрослым.

Задача взрослого – увлечь детей игрой вместе, повести в игре- драматизации за собой, давая возможность сделать что-то по-своему, дать свободу выбора. Детей увлекает и радует, когда взрослый играет вместе с детьми на равных, искренне, по-настоящему. В игре у ребёнка проявляются не только ловкие и сильные движения, драматические действия, пение, но и содержатся сведения о том, что, например, репку надо сеять, полоть, следить за всходами, а затем собрать урожай.

Если дети сложно идут на контакт, не готовы к импровизации, использую такую форму спектакля, когда персонаж не говорит, а только действует, показывает то, о чем рассказывает рассказчик (взрослый, эти дети могут инсценировать только знакомые им стихи, сказки, рассказы. Большое значение имеет правильный подбор музыкального материала, который подчеркивает характер героев и помогает детям передать образ персонажей. При этом совершенствуется их координация движений, вырабатывается чувство ритма, ее выразительность, эмоциональность, пластика. Они приобретают речевой и двигательный опыт. Привычку к выразительной речи можно воспитывать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в этом оказывает театральная деятельность. Выступая на утренниках, досугах, дети не бояться выступать перед зрителем, поют, танцуют, читают стихи, показывают спектакли.

Театральная деятельность направлена на развитие у детей чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, а так же многих умений и навыков (коммуникативных, речевых, организаторских, двигательных). На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Все эти размышления, а так же собственный опыт работы побудил меня сделать выводы:

В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог, прежде всего, должен быть озабочен процессом воспитания, а не обучения.

Воспитание детей включает и воспитание родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.

Не следует бояться неудачи – эти ситуации прекрасно закаляют характер детей, учат переживать свой проигрыш, воспитывает способность уступать другому

Публикации по теме:

«Паучок»«Паучок» Овощные фантазии» Автор: Ольга Михайловна Хмыз, город Алексеевка, Белгородская область, МДОУ детский сад общеразвивающего вида №15..

Положение о смотре-конкурсе театральных уголков муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куртамышского района «Куртамышский детский сад №2 общеразвивающего вида» УТВЕРЖДАЮ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативных качеств посредством театрализованной деятельности
Опубликовано: 2 июля 2013 в 23:21
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование коммуникативных качеств посредством театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Нина Дементьева (УИ 103343) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД