Получи документы

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников

Шарифуллина Альбина Ильгизяровна
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста стоит как никогда остро. Всё чаще у родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций проявляется не просто тревога и озабоченность, но отчаяние и душевная боль за неуклонно ухудшающееся состояние здоровья и морально-нравственное состояние современного подрастающего поколения. Сегодня это угрожает национальной безопасности России.

Публикация «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников» размещена в разделах

Подавляющая часть заболеваний современного ребенка обусловлена, прежде всего, его образом жизни, повседневным поведением и непониманием значимости здоровья в будущем. Поэтому формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста служит принципиальной основой профилактики заболеваний.

Формирование представлений о здоровом образе жизни, как психолого-педагогическая проблема

В формировании представлений о здоровом образе жизни у младших дошкольников деятельность педагога играет значимую роль. Для того, чтобы эта деятельность была продуктивной, педагогу необходимо понимать, что вкладывается в понятие «представление» в психологии и педагогике.

С точки зрения психологии, представление - это образ предмета или явления, которые здесь и сейчас человек воспринимает; а также психический процесс формирования этого образа. Представления формируются на основе восприятий: зрительных, обонятельных, осязательных, слуховых, вкусовых, тактильных и температурных.

Формирование представлений о здоровом образе жизни является психолого-педагогической проблемой, так как поступление ребёнка в дошкольное образовательное учреждение вносит изменения в его образ жизни.

Существенную роль во сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт. Знакомство дошкольников с самими понятиями и основными принципами здорового образа жизни- важная педагогическая цель. Но ее разрешение усложняется малой разработанностью системы педагогических воздействий, средств и условий, присутствие которых гарантирует представление и развитие взглядов об основах здорового образа жизни.

Для того, чтобы эффективно формировать понятия о здоровом образе жизни у дошкольников необходимо взаимодействие взрослого и ребенка. Проблема о содержании взаимодействия взрослых и детей в соответствии с возрастными особенностями дошкольников различных групп в теории и практике дошкольного образования остается недостаточно изученным.

Здоровье нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.

Нет задачи сложнее, а может важнее, как вырастить здорового ребенка. В раннем дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, а также формирование основных движений, осанки, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Забота о здоровье ребенка стала занимать приоритетные позиции, поскольку нужны личности не только творческие, гармонично развитые, активные, но и здоровые. Такой ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению.

Именно в дошкольном возрасте в следствии целенаправленного педагогического влияния формируется здоровье, привычка к ЗОЖ, стойкость, выносливость, работоспособность организма и прочие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Здоровый образ жизни для детей - это необходимость.

Чем раньше ребенок научится заботиться о своем здоровьем, тем легче ему будет в дальнейшем организовывать свою жизнь правильно. Детский ЗОЖ должен начинаться практически с пеленок.

Что включает в себя это понятие? Прежде всего, личную гигиену. Ребенка надо учить, что надо регулярно умываться, чистить зубы, мыть руки после прогулок и перед каждым приемом пищи и многому другому.

Помимо этого, немаловажно следить за чистотой помещения, одежды, обуви. Прививать это ребенку необходимо постепенно и регулярно и тогда подобные гигиенические мероприятия станут для ребенка простыми, а так же важными и необходимыми действиями. Детский ЗОЖ обязательно подразумевает режим дня. Режим дошкольника распределяет время на разные виды деятельности и их смену в течение дня.

Соблюдение режима очень важно для детей. Он дает возможность облегчить процесс обучения, сделать процесс восстановления более эффективным. Так, ребенок должен спать 9-10 часов в сутки, хотя бы два часа проводить на свежем воздухе, употреблять пищу примерно в одно и то же время. Просто необходимо соблюдать баланс между занятиями и отдыхом. Составлять режим дня следует с учетом особенностей и желаний ребенка, а также количеством дополнительных занятий.

Физическая активность нужна для растущего организма. По этой причине всевозможные подвижные игры, прогулки и даже простая утренняя гимнастика будут полезны ребятам. Будет правильно приучить ребенка с раннего детства заниматься утренней зарядкой. Можно подобрать любые упражнения, главное, чтобы они были на все части тела.

Физическая нагрузка - это не обязательно спорт. Можно просто много играть в подвижные игры, бегать и прыгать. Любая физическая нагрузка полезна растущему организму.

Безусловно, здоровый образ жизни невозможно представить без правильного питания. Дошкольнику необходимо питаться 5-6 раз в день, только лишь высококачественной здоровой пищей.

Здоровое питание во многом значимо для ребенка. Для роста и взросления детям требуется много сил, поэтому с пищей они должны получать все необходимые витамины и минералы. Если рацион не сбалансирован, это может повлечь за собой множество проблем со здоровьем. Составлять меню следует с учетом возраста ребенка. ЗОЖ предполагает максимально разнообразное меню, но без экспериментов, которые могут навредить здоровью. И в целом, питание у ребенка любого возраста должно быть максимально разнообразным.

Особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников

М. В. Воробьева в своей статье в журнале «Дошкольное воспитание» утверждает, что дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Эмоциональное перенапряжение связано с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций.

Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги зачастую встречаются с подобными проявлениями в поведении детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, психомоторная возбудимость, плаксивость, мгновенная утомляемость, невнимательность при выполнении заданий.

Подход детей к собственному здоровью напрямую зависит от сформированности в их сознании этого понятия. У детей дошкольного возраста возможно отметить следующие возрастные предпосылки с целью устойчивого развития взглядов о здоровом образе жизни :

- активно развиваются психические процессы;

- заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети стараются сохранять и демонстрировать правильную осанку;

- дети старшего дошкольного возраста способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности.

Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье, как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта.

В их понимании быть здоровым - значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают понимать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк, а также своих личных поступков (есть мороженое, мочить ноги и т. д.).

В старшем дошкольном возрасте, благодаря возрастанию личного опыта, отношение к здоровью существенно меняется. Но, при этом, наблюдается смешение понятий «здоровый» - как «большой, хороший» (вот здорово) и «здоровый» - как не больной.

Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой развития у детей необходимости в здоровом образе жизни.

В свою очередь, существование данной необходимости помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.

Таким образом, активность, любознательность, подвижность, с одной стороны, а с другой - подвижность нервных процессов, склонность к инфекционным и простудным заболеваниям, аллергическим реакциям у детей дошкольного возраста считаются значимыми предпосылками формирования здорового образа жизни, позволяющими знакомить и учить детей правильному отношению к своему здоровью и взаимодействию с окружающим миром. В то же время каждый возрастной период характеризуется отличительными чертами, которые необходимо принимать во внимание в работе по формированию представлений о ЗОЖ.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать.

Здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов (особенности семейного воспитания, наследственная предрасположенность, социальные условия и др.). Работа ДОУ должна способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Задачи работы по формированию представлений о здоровом образе жизни дошкольников :

формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья, о полезных и вредных привычках;

привить необходимые санитарно-гигиенические навыки и знанию о них;

воспитывать навыки здорового поведения : любить двигаться, есть больше овощей, фруктов; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;

развивать умение заботиться о своем здоровье, здоровье близких, на основе определенных знаний;

вырабатывать навык правильной осанки и знания о том, к чему может привести «кривая спина»;

обогащать знания детей о физической культуре в целом.

Каждый ребенок должен понимать, как важно с детства избегать факторов риска для здоровья, выбрать стиль поведения, не наносящий ущерба физическому и психическому состоянию.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

• занятия физкультурой, прогулки;

• рациональное сбалансированное питание, обогащенное природными витаминными комплексами, добавками, соблюдение правил личной гигиены; закаливание, создание условий для полноценного сна;

• организация периода адаптации к ДОУ, щадящего режима за счет сокращенного дня, увеличения времени пребывания на открытом воздухе в форме активных игр, использование общеукрепляющих средств;

• использование немедикаментозных методов профилактики (оптимизация условий воспитания и обучения, питания, физического воспитания, формирование навыков здорового образа жизни и др.);

• профилактические мероприятия в период сезонного повышения острой заболеваемости (кварцевание помещений раз в день, ежедневная влажная уборка с применением дезинфицирующих средств, индивидуальная профилактика);

• организация летнего оздоровительного отдыха с максимальным пребыванием на улице и использованием природных источников здоровья (открытые водоемы, разнообразные циклические упражнения в облегченной одежде в оптимальном двигательном режиме и др.);

формирование понятия "не вреди себе сам".

Правильная организация воспитательно-образовательной и оздоровительной работы предусматривает строгое соблюдение возрастного режима занятий, построение занятий с учетом динамики работоспособности детей, рациональное использование наглядных пособий, обязательное выполнение гигиенических и санитарных требований, предъявляемых к помещениям образовательных учреждений (режимы - световой, звуковой и воздушный, цветовое оформление).

В режиме дня рекомендуется использовать физические нагрузки различной интенсивности. Нагрузки большой интенсивности должны занимать 10-15% от всего времени двигательной деятельности детей. Все физические упражнения проводятся в основном в режиме средней интенсивности. В первой половине дня рекомендуется шире использовать подвижные игры, элементы спортивных игр, пешеходные прогулки, экскурсии, в ходе которых, дети будут получать некую информацию о значимости ЗОЖ.

Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву.

Воздух – самый доступный закаливающий фактор. Способствуют закаливанию и циклические упражнения на открытом воздухе, хождение босиком, адекватная температурному режиму одежда детей.

При наличии чистого травяного покрытия или гладкого грунта дети могут принимать воздушные ванны и играть в подвижные игры босиком, что не только оказывает существенное закаливающее действие, но и является профилактикой плоскостопия.

На активную двигательную деятельность детей должно отводиться не менее 3,5-4 часов в день.

Но, прежде чем вводить элементы закаливающих процедур, дети должны знать, зачем им это необходимо.

В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического, приобщения их к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберегающими технологиями, является одной из значимых и приоритетных.

Если научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Формы, методы и приемы работы с детьми самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия-беседы познавательного характера, разнообразные дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, тесты, ИКТ.

Педагоги и воспитатели ДОУ должны проводить занятия, направленные на формирование у детей знаний о здоровом образе жизни. Задача родителей и педагогов - воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанности его беречь. И начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников необходимо с получения знаний, и как можно раньше.

Главным образом в формировании представлений об основах здорового образа жизни у дошкольников и правильного отношения к своему здоровью являются соответствующие игры, просмотр фильмов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы, викторины, пешие прогулки, дни здоровья, спортивные праздники. Именно такие мероприятия являются наиболее интересными для детей, и в этом процессе продуктивней формировать нужное отношение к здоровому образу жизни у дошкольников.

Необходимо уделить серьезное внимание культурно-гигиеническим навыкам, сформировать привычки правильного умывания, вытирания, ухаживания за полостью рта, пользования носовым платком, правильного поведения при кашле и чихании, чего невозможно сделать без определенных знаний детей дошкольного возраста.

Необходимо, чтобы дети имели возможность систематически двигаться, заниматься физкультурно-оздоровительной деятельностью и имели желание на это. Для этого нужно способствовать развитию основных двигательных качеств, поддерживать в течение всего дня работоспособность на высоком уровне.

Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:

• утренняя гимнастика (ежедневно);

физкультурные занятия (3 раза в неделю);

• музыкально - ритмические занятия (2 раза в неделю);

• прогулки с включением подвижных игр;

• пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов);

• зрительная, дыхательная гимнастика;

оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);

физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);

• эмоциональные разрядки, релаксация;

• ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);

• спортивные досуги, развлечения (1 раз в месяц).

При формировании представлений о здоровом образе жизни, педагог предлагает детям в игровой форме ответить на вопросы о физической культуре и тем самым проверяет знания ребенка, представления о полезности физической активности, личной гигиене, о видах и способах закаливающих процедур.

Однако нужно учитывать, что здоровый образ жизни дошкольников предполагает чередование активных и спокойных игр, так что разумный баланс между двигательной активностью и отдыхом должен быть сохранен.

В ДОУ могут использоваться следующие формы работы по формированию начальных представлений у дошкольников о здоровом образе жизни :

- подвижные игры;

- этюды и упражнения, игры-имитации ( Например: «Запомни движение»);

- экскурсии ( Например: в медицинский кабинет);

- сюжетно-ролевые игры ( Например: «Поликлиника»);

- образовательная деятельность ( Например: «Как устроен мой организм»);

- опыты и эксперименты ( Например: «Органы чувств»);

- беседы ( Например: «Здоровая пища»);

- рассматривание иллюстраций, картинок ( Например: «Полезные фрукты и овощи»);

- развлечения ( Например: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»);

- дидактические игры ( Например: «Что такое хорошо и что такое плохо»);

-чтение художественной литературы ( Например: А. Барто «Девочка чумазая»);

- консультации групповые и индивидуальные ( Например: «Вместе растим здорового ребенка»).

Таким образом, реализация работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей в условиях ДОУ осуществляется через разные формы работы с детьми.

Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме формирования представлений о здоровом образе жизни дошкольников

Одной из главных задач детского сада является усиление связи между повседневной воспитательно-образовательной работы с детьми и процессом воспитания ребенка в семье.

Очень важными для формирования личности ребенка являются отношения дружбы и взаимоуважения между родителями, умение родителей организовывать содержательную жизнь и деятельность детей. На этой основе создается педагогически ценное общение взрослых и детей.

Содержание работы детского сада с семьей должны быть тесно связано с содержанием воспитательно-образовательной работы с детьми.

Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков.

Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместных физкультурных мероприятиях : физкультурные досуги и праздники, походы.

Важным условием эффективной воспитательно-образовательной работы с целью повышения уровня знаний родителей о ЗОЖ, обучения методам и приемам формирования представлений детей о ЗОЖ, вовлечения в досуговые и оздоровительные мероприятия детского сада является реализация специальных мероприятий: изучение представлений родителей о ЗОЖ, консультации, практические занятия, наглядная агитация, открытые Дни здоровья.

Для обучения родителей способам организации совместной деятельности детей и взрослых предусмотрено знакомство родителей с различными методическими приемами и особенностями педагогического воздействия на ребенка; организация и проведение специальных практических занятий для родителей: «Играем вместе с ребенком», «Читаем детям о здоровье», «Наблюдения и опыты с целью формирования представлений о здоровом образе жизни». В ходе этих занятий в качестве наглядного материала могут быть использованы видеозаписи – наблюдения за разнообразной деятельностью дошкольников в детском саду.

Родителям необходимо успешнее организовать двигательную деятельность своих детей в соответствии с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Родители должны занимать позицию активного участника, своим примером показывать детям, что занятия физическими упражнениями необходимы для здоровья.

Со стороны сотрудников ДОУ необходимо передавать родителям способы организации физического воспитания дошкольников в домашних условиях. [

Таким образом, данная система работы по взаимодействию ДОУ с семьей, по оздоровлению детей обеспечит ее эффективность:

- рост воспитательного и оздоровительного потенциала семьи;

- характер обращения родителей к воспитателю как показатель роста интереса к оздоровлению детей;

- рост посещаемости родителями и старшими членами семьи мероприятий, активность в выполнении домашних заданий по программе;

- рост спектра совместных дел родителей и педагога;

- положительное мнение родителей о компетентности педагогов и руководителей детского сада в вопросах оздоровления, удовлетворенность оказанной помощью;

- осознанное использование педагогической литературы по оздоровлению.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.

Дидактическая игра «Чтобы зубы были здоровыми и красивыми» в старшей и подготовительной группахДидактическая игра «Чтобы зубы были здоровыми и красивыми» в старшей и подготовительной группах Дидактическая игра "Чтобы зубы были здоровыми и красивыми"Задача: Рассказать детям, что полезно, а что вредно для зубов. Оборудование:.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни»Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников»Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников» Педсовет Тема "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников" Цель: объединить усилия коллектива для повышения.

Формирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизниФормирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизни Доклад на тему: "Формирование у детей старшей группы знаний о себе и своем организме в направлении здоровья и здорового образа жизни. " Воспитатель.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников
Опубликовано: 19 мая 2021 в 19:42
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД