Папки-передвижки

Формирование личности дошкольника средствами физической культуры

Ольга Винникова
Формирование личности дошкольника средствами физической культуры

Формирование личности дошкольника средствами физической культуры имеет характер педагогической системы, стратегической целью которой выступает воспитание творческой личности, проявляющей субъектность, а тактические задачи тесно согласуются с содержанием образования дошкольников в области физической культуры.

Управляемый характер образовательному процессу придает реализация трех его составляющих:

• воспитание у дошкольников ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности;

Публикация «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры» размещена в разделах

• ориентация физического воспитания на формирование физической культуры личности;

• самореализация ребенка в двигательной деятельности.

В качестве отправной платформы формирования личности дошкольника выступают : физическая подготовленность (совокупность основных двигательных навыков, физических качеств); физкультурные знания, являющиеся условием формирования представлений ребенка о том, как сохранить и укрепить собственное здоровье; мотивационно-ценностная ориентация (эмоционально-положительное отношение к занятиям физическими упражнениями).

Условиями определяющими факторами развитие физической подготовленности дошкольников, являются: вариативность образовательного процесса; учет индивидуальных возможностей и потребностей ребенка; дозированная помощь детям, требующая от них дополнительного волевого напряжения; поисковая деятельность; анализ и самоанализ собственных действий. Усвоение детьми физкультурных знаний происходит на основе личных наблюдений, анализа собственного поведения, словесной информации взрослого или сказочного героя. Наличие специальных знаний, а также связанных с ними идей и понятий способствует образованию в сознании дошкольника ориентировочной основы действий, образца поведения.

На этом уровне развивается способность к саморегуляции, самопознанию и самоконтролю. Мотивы положительного отношения к занятиям физической культурой формируются на основе активизации эмоций ребенка, развития его высших психических функций (мышление, память, внимание, воображение и др., создания условий для проявления рефлексивного компонента самосознания, развития способности управления собой в процессе освоения ценностей физической культуры.

Педагогическая технология развития творчества дошкольников в двигательной деятельности направлена на переосмысление ребенком двигательного материала, выработку собственной стратегии поведения. Специальное построение процесса обучения творчеству ориентировано на использование детьми известных способов выполнения движений в различных ситуациях (двигательные инсценировки) и приобретение умений самостоятельно выдвигать двигательные проблемы, создавать новые двигательные решения (проблемно-двигательные ситуации и задачи). Процесс создания нового движения определяется интеллектуальной активностью ребенка, эмоциональным отношением к объекту, наличием знаний и характерных мыслительных способов (анализ, сравнение). В результате их взаимодействия появляется продукт, который обладает субъективной новизной. Основной критерий эффективности педагогической технологии – возрастание способностей ребенка к творческой самореализации в двигательной деятельности.

Цель педагогической деятельности – формирование гармонично развитой личности. Она достигается с помощью конкретизированных задач обучения – воспитание творческой личности, проявляющей субъектность. В качестве основного механизма формирования личности выступало функционирование системы физического воспитания в дошкольном учреждении, в рамках которой проектировались и создавались благоприятные условия для физического и личностного развития детей. Такими условиями явиляется: целостное видение ребенка в ситуацииях проектирования единого педагогического процесса; нахождение способов интеграции разных видов детской деятельности; вариативность образовательного пространства, обеспечивающая ребенку возможность выбора и проявления самостоятельности в соответствии с интересами и склонностями; наличие комплекса достоверной информации о состоянии физической подготовленности, развития психических процессов у дошкольников; учет индивидуальных возможностей, потребностей, интересов каждого; организация педагогического процесса способами поддержки и сопровождения.

Средствами развития творчества является: физические упражнения, подвижные игры, двигательные инсценировки, проблемные ситуации и задачи. Они применялись как в самостоятельной двигательной деятельности детей, так и в процессе проведения физкультурных занятий. Широко используются сюжетно-игровые физкультурные занятия, построенные на материале подвижных игр, по сюжету сказки, литературного произведения. Игра особенно сюжетная, позволяет ребёнку входить в мир людей, приобретать опыт социальной ориентации, занимать позицию взрослого и обживать мир взрослых из нутрии, самовыражаться. Игра расширяет границы повседневной реальности и опыта детей, позволяет ребёнку ощущать свою социальную позицию. Цель таких занятий - раскрыть ребенку моторные характеристики собственного тела, сформировать быстроту и легкость ориентировки в бесконечном пространстве двигательных образов, научить относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. К экспериментированию детей побуждали двигательные инсценировки (двигательная творческая экспрессия, дающие ребенку возможность использовать известные способы выполнения движений в разных ситуациях; проблемно-двигательные ситуации и задачи, способствующие самостоятельному нахождению детьми новых способов двигательных действий. Привлекательность сюжета двигательных инсценировок обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям создаётся своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству. При конструировании нового движения основными приемами творческого воображения выступает комбинирование и аналогизирование, при этом прием комбинирования являлся ведущим. Двигательные проблемные ситуации и задачи стимулируют развитие творческого интеллекта ребенка и его важного компонента – дивергентного мышления (Дж. Гилфорд). Многовариативность действий в одной и той же проблемной ситуации, характерная для задач дивергентного типа, создаёт благоприятные условия для реализации творческого потенциала ребенка, даёт ему возможность постоянного совершенствования. Примеры использования в физкультурных занятиях двигательных проблемных ситуаций и задач следующие: придумать и показать движения для необычной ситуации; придумать движения на предложенную тему; придумать к движению как можно больше его аналогов; найти варианты демонстрируемому движению. Оригинальность творческого воображения закрепляется в подвижных играх, которые учат детей выдвигать новые, неожиданные задачи, устанавливать ассоциативные связи и переходить в мышлении и поведении от явления одного класса к другим.

Такая педагогическая технология требует от детей новой модели поведения – правдивости, искренности, содержательности действий, сформировала способность выстраивать свой способ решения двигательной задачи, умение проектировать, создавать, преобразовывать движение, изменять его структур. Критериями эффективности такой технологии выступает: увлеченность детей двигательной деятельностью, стремление действовать самостоятельно; готовность искать новые варианты двигательных действий, сочетать, комбинировать известные движения; способность удачно подбирать движения, воплощающие игровой образ; способность проявлять оригинальность при принятии двигательных решений. Данные показатели позволяют рассматривать двигательное творчество как фактор самореализации ребенка и как важнейшее условие становления его творческой индивидуальности.

Воспитание ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности определяется возможностью приобщения ребенка к ценностям физической культуры и самоопределения в ней. Формирование физической культуры личности было связано с заботой о поддержании в норме и совершенствовании своего физического состояния. В качестве отправной платформы формирования физической культуры личности принимается : физическая подготовленность (совокупность сформированных двигательных навыков, основных физических качеств); уровень специальной образованности (физкультурные знания); мотивационно-ценностные ориентации (эмоционально-положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями). Использование современных технологий, требующих интеллектуального и волевого напряжения, анализ и самоанализ собственных действий, поисковая деятельность, «мягкое консультирование», идущее от запросов ребенка, совершенствовали физическую подготовленность детей. Основой физкультурных знаний, позволяющих целенаправленно корректировать представления дошкольника об окружающем и за счет этого изменять свое поведение, выступили: знания и представления ребенка о своем организме, физических возможностях, физическом состоянии, правилах сохранения и укрепления здоровья; знания о физических упражнениях, их назначении, способах использования в жизни людей; знания основ личной гигиены. Формирование физкультурных знаний первоначально осуществлялось на уровне представлений. В представлениях фиксировались конкретные образцы поведения, положительные и отрицательные действия по отношению к собственному здоровью.

Наличие специальных знаний, а также связанных с ними идей и понятий способствовало образованию в сознании дошкольника ориентировочной основы действий, образца поведения. Воспитание мотивов положительного отношения к занятиям физическими упражнениями осуществлялось на фоне активизации эмоций ребенка. В дошкольном возрасте эмоциональные переживания успешно формируются в таком виде деятельности, как игра (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Д. Кошелева, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин). Использование игры и игровые упражнений, включающих имитацию действий, действия от лица «героя», мнимую, воображаемую ситуацию. Образцы, соответствующие характеру разучиваемого двигательного действия, помогают создать о нем правильное зрительное представление, побуждает повторять двигательное действие много раз, формировали положительное отношение к двигательному образу. Важным условием развития детской игры является наличие у педагога «игровой позиции». «Игровая позиция» инструктора основывается на общих принципах игры (прежде всего – самоценности, внеутилитарности, добровольности, игровом равенстве и др.) и предполагала овладение внутриигровым языком, выраженном в слове, жесте, мимике. Сформированная игровая позиция воспитателя (позиция «партнера», «режиссера», «соигрока») обеспечивает включение ребенка в игру, оказывает позитивное влияние на ее развитие. Усиливает желание ребенка двигаться включатся в процесс физкультурно-оздоровительной работы, заданий направленных на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия). Выполнение таких заданий перестраивает моторику ребенка, обеспечивает осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решение, действовать в условиях быстро меняющейся окружающей среды.

Особым направлением педагогической деятельности выступает работа по развитию самооценки дошкольников. С этой целью используются задания, в которых существует определенная иерархия задач различной степени трудности, причем результаты их достижения (успехи и неудачи) легко определяются самими детьми. Детям предлагается: создать первоначальный образ двигательного действия; перенести двигательные навыки в новую двигательно-игровую ситуацию; соотнести характер выполнения движения с конкретной ситуацией; рассказать о том, как будет выполняться упражнение; найти отличие и сходство в выполнении упражнения двумя детьми; сравнить свои действия с прежними собственными результатами. В старшем дошкольном возрасте на основе самооценки возникала саморегуляция собственной деятельности (контроль над своим поведением).

Основными способами формирования самоконтроля выступает: акцентированный показ двигательного действия с выделением ведущих элементов движения и контрольных точек самоконтроля; широкое использование наглядных средств обучения (рисунки, схемы); исполнение вариативных действий по образцу; обсуждение способов выполнения двигательного действия; восприятие двигательного действия в медленном темпе; выполнение двигательного действия с проговариванием ведущих элементов и точек самоконтроля; оценка действий другого, а потом своих. Самоконтроль осуществляется при участии такого важного компонента самосознания, как рефлексия. Большую роль в проявлении рефлексии играют игры физкультурной тематики. С их помощью младшие дошкольники учились узнавать движение на игровой карточке, выполнять упражнение по образцу. В старшем дошкольном возрасте дети обучаются умению выделять технические элементы движений, замечать сходство и различие в технике их выполнения, оценивать знакомое движение. При проведении развивающих игр инициатива и самостоятельность детей не ограничивается. Значимым являлось не прямое, а косвенное обучение. При косвенном обучении педагог намеренно приглушали свою субъектность в пользу ребенка. Это выступает залогом эффективного формирования его объективной самооценки.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Головоломки в развитии личности ребенка дошкольникаГоловоломки в развитии личности ребенка дошкольника ГОЛОВОЛОМКА- это непростая задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности, а не специальные знания. Некоторые.

Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности»Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности» ЕМА «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности». «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому.

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Родительское собрание Тема: «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование личности дошкольника средствами физической культуры
Опубликовано: 16 марта 2022 в 17:10
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД