Мозговая Елена Павловна
Формирование литературоведческой компетентности младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития литературоведческого интереса представляется достаточно актуальной в педагогическом процессе. Педагогической наукой аргументирована значимость теоретической разработки данной проблемы и реализация её практикой обучения. Формирование интереса к художественной литературе у школьников можно назвать одной из важнейших задач для нового времени. Исходя из этого, воспитателю необходимо, прежде всего, сформировать у детей желание читать, используя необходимые для этого методические приемы и методы.
Публикация «Формирование литературоведческой компетентности младших школьников» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Целенаправленное решение таких задач представляется возможным лишь тогда, когда педагог будет понимать природу и происхождение литературоведческого интереса, этапы его формирования, условия, требуемые для гарантированного его формирования у детей.
Именно любовь к чтению позволяет развивать у ребенка осознанный взгляд на жизнь, оказывает влияние на становление личности, формирует социальные и эстетические нормы. С помощью книги школьник развивает воображение, учится, как следует вести себя в различных жизненных ситуациях. Формируя разносторонний литературоведческий интерес, у ребенка появляется неиссякаемый источник развития, из которого он может получать вдохновение и опыт предыдущих поколений всю свою жизнь.
Дети младшего школьного возраста способны достаточно хорошо воспринимать художественное произведение в том случае, когда рассказ им интересен, вызывает сильный эмоциональный отклик, становится им близким, даже если содержание не имеет отношения к личному опыту ребенка. Исходя из вышесказанного, для развития литературоведческого интереса методически верно подбирать тексты, связанные с привычными для школьников ситуациями, или такие, которые способны стимулировать их воображение и оказать влияние на чувства. Вместе с тем работа воображения должна быть обусловлена сформированными у детей представлениями и элементарными понятиями.
Огромную роль имеет интерес педагога к тому, что и как читать детям дети. Подобная заинтересованность взрослого стимулирует у ребенка желание познакомиться с книгой как можно лучше, задавать вопросы по содержанию, познакомить с произведением сверстников или взрослых.
После изучения проблемы развития литературоведческого интереса в младшем школьном возрасте можно говорить об имеющемся противоречии: с одной стороны, имеет место необходимость формирования литературоведческого интереса в младшем школьном возрасте, так как это оказывает существенное влияние на развитие ребенка и активизирует последующие интеллектуальные процессы; а с другой стороны, педагоги и воспитатели не всегда применяют и не учитывают все необходимые способы, средства, методы и инструменты развития интереса к книге.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования [4] приоритетной целью обучения литературному чтению ставится формирование литературоведческой компетентности младшего школьника. ФГОС НОО предполагает ориентацию программ на личностно-ориентированный, компетентностный, деятельностный и культурологический подходы. Личностно- ориентированный подход направлен на осознание школьниками значимости чтения для собственного развития. Культурологический подход отражает понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, как средство передачи традиций и ценностей.
Литературоведческая компетентность напрямую зависит от интереса младшего школьника.
Под литературоведческой компетентностью во ФГОС НОО понимается «совокупность знаний, умений и навыков, которые позволяют ученику отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знако- буквенной форме» [41, c.11].
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования определен портрет выпускника начальной школы, который должен владеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, должен знать книги и уметь их выбирать и иметь потребность в их чтении. ФГОС НОО [41] предполагает осознание младшим школьником себя как грамотного читателя, который использует читательскую деятельность как средство самообразования. Эти умения школьника эффективно формируются на уроках литературного чтения, где предполагается освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста, воспитания интереса к чтению и книге. Решение этих задач сводится к формированию осмысленного литературоведческого навыка, общеучебного умения осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать ее. То есть решением этой задачи является формирование литературоведческой компетентности младшего школьника.
Формирование литературоведческой компетентности, согласно ФГОС НОО [41], осуществляется через личностно-ценностные, информационно- коммуникативные и учебно-познавательные компетенции.
К личностно-ценностным относятся следующие ключевые компетенции :
1. Готовность к личностному восприятию прочитанного произведения, соотношения его с личностным опытом;
2. Способность к использованию дополнительных ресурсов, наличие высокой мотивации к литературоведческой деятельности;
3. Способность самостоятельно приобретать и использовать новые умения и навыки работы с книгой.
Иформационно-коммуникативные компетенции включают :
1. Способность к систематизации, обобщению и интерпретации полученной информации;
2. Способность к выработке полноценного навыка чтения;
3. Готовность к принятию различных форм организации литературоведческой деятельности, владение устным и письменным общением, развитие интереса к диалогизации обучения чтению.
Ценностно-познавательные компетенции характеризуются :
1. Владение рациональными приемами работы с текстом;
2. Способность к пониманию содержания произведения, умения передать события;
3. Наличие знаний компонентов литературного произведения;
4. Способность распознавать жанры произведений.
Формированию литературоведческой компетентности способствуют специально созданные педагогические условия.
Проблема по формированию литературоведческой компетентности младших школьников на уроке литературного чтения является актуальной.
Успешное формирование литературоведческой компетентности у детей младшего школьного возраста возможно при использовании системной, целенаправленной и грамотно организованной работы.