Формирование мотивационной готовности детей 6–7 лет к школе через использование сказок М. А. Панфиловой «Лесная школа»

Елена Широкова
Формирование мотивационной готовности детей 6–7 лет к школе через использование сказок М. А. Панфиловой «Лесная школа»

Готовность ребёнка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребёнка дошкольника и принятию новой позиции - школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. То есть происходит трансформация всей социальной ситуации развития ребёнка.

Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень развития ребёнка для усвоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность складывается из следующих компонентов: интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная.

Вот на мотивационной готовности я и хочу остановиться. Именно отсутствие мотивационной готовности влечёт за собой огромное количество трудностей, которые будут противоречить успешному систематическому обучению ребёнка в школе, поэтому особую роль в подготовке своих воспитанников отвожу повышению интереса к учению.

Что такое мотив?

Мотив - это то, что отражаясь в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя её на удовлетворение определённой потребности.

Среди мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к обучению, можно выделить пять групп:

- социальные - мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника;

- оценочные - стремление получить одобрение взрослого, высокую оценку с его стороны;

- позиционные - проявление интереса к школьной атрибутике;

- игровые - ребёнок считает, что школа - это новая игра;

- учебные - появление интереса к знаниям, желание научиться чему-то новому.

Наибольшее внимание в своей работе я уделяю формированию учебных и социальных мотивов.

Обоснование актуальности:

В своей практике я наблюдаю увеличивающийся рост детей, не желающих идти в общеобразовательное учреждение, среди которых есть дети с достаточно высоким уровнем интеллектуального развития и владеющие навыками чтения и письма ещё до школы. Поэтому самым актуальным на сегодняшний день является направление «Мотивационная готовность ребёнка к школе», которая имеет социальный заказ со стороны педагогов и родителей.

Новизна опыта:

Новизна моего опыта заключается в использовании сказок М. А. Панфиловой «Лесная школа». Сказки «Лесной школы» помогают в формировании мотивации к учебной деятельности. Формируют позитивные модели поведения, помогают избежать негативных эмоций. Они близки и интересны детям, развивают воображение и мышление. Дети с нетерпением ждут встреч с героями «Лесной школы», беседуют об их поступках, учатся прощать и любить.

Целью моей работы является: создание условий для формирования положительного отношения к предстоящему обучению через использование сказок.

Задачи:

- способствовать развитию «Внутренней позиции школьника»;

- способствовать развитию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения;

- создавать положительное эмоциональное отношение к школе;

- способствовать формированию опыта учебной деятельности;

- содействовать развитию чувства ответственности за результаты деятельности.

Принципы работы:

- принцип позитивности - создание доброжелательной атмосферы сотрудничества;

- принцип индивидуального подхода - учитывается индивидуальный опыт каждого ребёнка;

- принцип развития личности ребёнка.

Научное обоснование опыта:

Многие авторы (Л. И. Бажович, Н. И. Гуткина, В. Д. Шадриков и др.) - подчёркивают значимость именно мотивационного компонента в структуре готовности к обучению в школе. Важно, что мотивы, являясь структурно начальным звеном деятельности, обнаруживают своё влияние на всех этапах и во всех структурных единицах деятельности. Так, от характера мотивов зависит и выбор средств достижения результатов деятельности, и характер действий. С мотивами связаны и операции контроля и оценки полученного результата деятельности. Мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребёнка в знаниях, умениях, а также в стремлениях к их совершенствованию.

Н. И. Гуткина подчёркивает, что мотивационная готовность к школе является предпосылкой к успешной адаптации ребёнка к школе, принятию им «позиции школьника», а в случае несформированности мотивов к учению, ребёнок очень трудно привыкает к новым условиям, к коллективу и учителю, недостаточно хорошо воспринимает школьный материал, что приводит к дезадаптации.

Программно - методическое обеспечение:

В основе опыта - Панфилова М. А. «Лесная школа»: Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников. - М. : ТЦ Сфера, 2002;

Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - СПб: Питер, 2004.

Этапы работы:

Организация моей работы проводилась в три этапа:

I этап. Подготовительный (сентябрь – октябрь):

- Экскурсия в школу;

- Изучение опыта по данному вопросу;

- Проведение опроса детей по выявлению уровня сформированности мотивационной готовности к школе:

·Методика исследования мотивации учения М. Р. Гинзбург;

·Внутренняя позиция школьника Н. И. Гуткина;

·Доминирующий мотив: познавательный или игровой Н. И. Гуткина.

- Подготовка литературы для занятий по школьной тематике;

- Составление цикла занятий по подготовке детей к школе, формированию мотивационной готовности.

II этап. Основной (ноябрь – март):

- Чтение сказок из книги «Лесная школа» М. А. Панфиловой;

- Сюжетно – ролевая игра «Школа»;

- Рисование на тему «Я в школе», «Школьные правила»;

- Собрание для родителей «Мотивационная готовность ребёнка к школе»;

- Индивидуальные и групповые консультации для педагогов и родителей.

III этап. Заключительный (апрель – май):

- Выставка детских рисунков «Школьные правила», «Я в школе»;

- Проигрывание ситуаций из школьной жизни;

- Закрепление представлений о школе;

- Выявление уровня сформированности мотивационной готовности к школе.

Формы работы:

1. С детьми:

- групповые занятия продолжительностью 25-30 минут;

- индивидуальная работа включает в себя: входящую диагностику в начале года и контрольную диагностику в конце года.

2. С родителями:

- родительское собрание на тему «Мотивационная готовность ребёнка к школе»;

- индивидуальное консультирование родителей по запросам.

- оформление уголка для родителей.

- изготовление брошюр «Готовность к школе: что мы не понимаем?».

3. С педагогами:

- Консультации «Формирование мотивационной готовности к школе».

Практическая реализация опыта:

Мною разработан тематический план по «Формированию мотивационной готовности детей 6 –7 лет к школе через сказки М. Л. Панфиловой».

План носит рекомендательный характер и может меняться.

Работу по мотивационной готовности к школьному обучению планирую 1 раз в неделю. Длительность занятий 25-30 минут. Наполняемость группы 5 человек.

С детьми проведено 20 занятий по сказкам М. А. Панфиловой «Лесная школа». Они раскрывают пять тем:

·адаптация к школе;

·отношение к вещам;

·отношение к урокам;

·школьные конфликты;

·отношение к здоровью.

Этапы проведения занятия:

На занятиях создаю атмосферу психологического комфорта, доброжелательности. Каждое занятие представляет собой ряд последовательных этапов:

1этап. Приветствие, ритуал «вхождения» в сказку.

Дети выполняют коллективное упражнение, которое помогает создать настрой на совместную работу.

Дети в кругу, приветствуют друг друга и говорят: «Вокруг себя повернись, в Лесной школе очутись».

2 этап. Повторение.

Дети вспоминают то, что делали на прошлой встрече и какие выводы они сделали для себя.

3 этап. Чтение сказки.

4 этап. Закрепление.

После прочтения сказки с детьми провожу беседы - обсуждения, в которой дети выражают свои мысли, своё отношение к раскрываемой теме, к персонажам. Так же применяю: проигрывание ситуаций, рисование, символические упражнения.

5 этап. Ритуал «выхода» из сказки.

Условия реализации опыта:

При организации работы я придерживаюсь требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к развивающей предметно-пространственной среде:

- Среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;

- Должна быть вариативной, доступной и безопасной.

Для формирования у детей познавательной активности необходимо создавать условия, опираясь на их познавательный интерес.

Итоги работы:

Для выявления сформированности мотивационной готовности к школе проведена диагностика в сентябре 2013 года и в марте 2014 года.

Результаты диагностики:

- на начало года из 30 детей у 15 детей (50%) не сформирована мотивационная готовность к школе;

- на конец года из 30 детей мотивационная готовность не сформирована у 3 детей (10 %).

По результатам диагностики эффективность работы составила 80%.

Вывод:

Таким образом, использование сказок М. А. Панфиловой «Лесная школа» положительно влияет на формирование мотивационной готовности к школе:

- Дети получили знания о школьной жизни;

- Появилось положительное отношение к школе, учителям, учебной деятельности;

- Появилось желание идти в школу;

- Дети научились принимать на себя роль ученика.

Распространение опыта:

Опыт работы по формированию мотивационной готовности детей 6-7 лет к школе через сказки М. А. Панфиловой «Лесная школа» распространяется в МБДОУ детском саду № 7.

Представлен коллегам на городском методическом объединении педагогов-психологов.

Литература:

1. Панфилова М. А. Лесная школа: Коррекционные сказки. - М. : ТЦ Сфера, 2002.

2. Давыдова В. И., Трофимова О. М. Подготовка детей к обучению в школе. - Челябинск, 2007.

3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - СПб: Питер, 2004.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Формирование мотивационной готовности детей к школе» Консультация для воспитателей «Формирование мотивационной готовности детей к школе». Достигая возраста 6-7 лет, дошкольники готовятся стать.

Формирование мотивационной готовности к школе у детей подготовительной группы Одним из самых первых трудных периодов в жизни дошкольника является период перехода его к школу. Можно сказать, что именно в этот период.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Формирование мотивационной готовности детей 6–7 лет к школе через использование сказок М. А. Панфиловой «Лесная школа»
Опубликовано: 11 июня 2015 в 09:43
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

23 августа. День рождения знаменитой скульптуры «Русалочка»

Самый известный в мире памятник сказочному персонажу – знаменитая «Русалочка» –появился на родине Андерсена, в Копенгагене, 23 августа 1913 года. В последующие годы эта скульптура стала не только датской...

Детский мастер класс «Флаг России»
Программные задачи: Знакомить детей с символами страны:гербом, флагом, гимном. Учить наклеивать полосы в определенной последовательности-белая, синяя,...
Мастер-класс для педагогов: Сюжетно — ролевая игра «Магазин музыкальных инструментов»
ель: Знакомство детей с музыкальными инструментами и различными составами оркестров. Задачи: Образовательные: 1. Привлекать детей к правильному...
Конспект итогового занятия «Осень»
Конспект итогового занятия "Осень" Задачи:  Закреплять знания детей об осени.  Уточнить знания детей о деревьях, о плодах деревьев,...