Наталья Беркетова
Формирование музыкально-игрового творчества детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование музыкально – игрового творчества детей старшего дошкольного возраста.
«Самое лучшее, что есть в жизни –
это свободное движение под музыку»
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В музыкальном воспитании дошкольников игровая деятельность носит специфический характер. Ведь в музыкальных играх дети не только постигают особенности языка музыки: различают выразительные интонации, форму, смену настроений в произведении и отдельных его частях, фразах, учатся выделять жанровые признаки музыки, изобразительные моменты, но и приобретают исполнительские и творческие умения и навыки.
Публикация «Формирование музыкально-игрового творчества детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
В музыкально-игровой деятельности ребенок может свободно выражать свои эмоции, интересы, желания, в ней происходит творческая переработка пережитых ребенком впечатлений, их комбинирование, на основе чего возникает новый продукт, новая идея, новый образ.
Цель музыкально-игровой деятельности заключается в музыкально-творческом развитии детей.
Задачи данного вида деятельности:
- формировать творческое воображение и мышление детей (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);
- развивать музыкальные способности к спонтанному творческому поведению;
- побуждать к творческому выражению своих музыкальных впечатлений в исполнительской и игровой деятельности
Развитие музыкально-игрового творчества осуществляется на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. Оно заключается в выразительной передаче детьми особенностей образа и во многом зависит от музыки, подсказывающей характерные движения и придающей им своеобразие и выразительность.
Процесс детского музыкально-ритмического творчества может быть представлен схематично: музыка – переживания ребенка – создание им музыкально-игрового образа. В данном случае ребенок сначала выступает «как субъект, который воспринимает музыку, побуждающую его к действию. А затем как создатель новых форм движений, нового художественного образа». Поэтому очень важно научить ребёнка не только слушать, но и слышать музыку, уметь её анализировать, замечать средства музыкальной выразительности, связывать их с характером, названием и образом музыкального произведения. От степени увлеченности ребенка и понимания им поставленной задачи будет зависеть качество создаваемого им творческого продукта.
Развитие музыкально-игрового творчества дошкольников
осуществляется поэтапно:
На первом этапе перед ребенком ставится задача передать не сложный игровой образ в характерных, но однотипных движениях отдельных персонажей (повадки задорных чижей, веселых лягушат, передача образов скачущих зайчика, играющей кошки и т. д.). Сначала детей знакомят с темой игры и предлагают двигаться под музыку. Чтобы помочь создать соответствующее настроение для выразительной передачи образа, можно использовать стихотворные строчки, загадки, которые своим содержанием подсказывают движения персонажей.
Игра «Зима»
Игра «Кот и мыши» Т. Ломовой
Игра «Великаны и гномы»
Игра «Зайцы и лиса»
Игра «Колобок»
Игра «Ворон»
На втором этапе происходит развитие музыкально-игрового образа в действиях отдельных персонажей. Инсценируя знакомые песни, дети самостоятельно ищут характерные движения персонажей. Например, изображают ворона, который двигается, машет крыльями.
Инсценируя белорусскую народную песню «Савка и Гришка» дети передают образы весёлых шаловливых ребят и грозного деда.
Передают образы животных под программную инструментальную музыку – «Два петуха» С. Разорёнова.
Игровое упражнение «Цирковые лошадки» М. Красева
«Роботы и звёзды»
На третьем этапе задания усложняются. Перед детьми ставится задача передать образы персонажей во взаимодействии, найдя характерные движения, присущие тому или иному персонажу.
Инсценировка песни «Как на тоненький ледок»
Инсценировка песни «Как у наших у ворот»
Игровая миниатюра «Три подружки»
Творческая активность детей во многом зависит от тех условий, которые созданы для обучения. Это:
- отбор соответствующего высокохудожественного музыкального репертуара;
-обогащение музыкального и жизненного опыта детей;
- развитие музыкальных способностей.
Творческие проявления могут формироваться не только в условиях обучения на музыкальных занятиях, но и в самостоятельной музыкальной деятельности на основе применения творческих заданий, стимулирующих возникновение музыкально-игровых ситуаций, совместного участия педагога и детей в творческой деятельности.
При формировании музыкально-игрового творчества важным является индивидуальный подход к детям, а также организация и оборудование предметно-пространственной среды, окружающей ребенка. Это применение разнообразных пособий, атрибутов, элементов костюмов и др.
Необходимо установление связей с семьей, поскольку именно в семье возможно продолжение и реализация творческих замыслов ребенка. Родители и педагоги должны вместе поддерживать стремления и интересы детей проявить свои способности в разных видах музыкальной деятельности.
В процессе танцевально-игрового творчества реализуются многие задачи, которые указаны в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» ФОП дошкольного образования: становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений и др., поэтому крайне важно каждому педагогу совершенствовать свои знания и умения в этой области.