Наталья Гингер
Формирование навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Воспитание навыков самообслуживания у старших дошкольников с нарушением интеллекта»
Цель:
• Учить детей обслуживать себя без помощи взрослого (одевание, раздевание, прием пищи, проведение гигиенических процедур)
• Учить детей соблюдать
• Учить детей соблюдать порядок в игровой комнате, спальне, раздевалке;
• Своевременно и сразу убирать каждую вещь на своё место, помогать взрослым и сверстникам в хозяйственно-бытовом труде;
Публикация «Формирование навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
• Развивать умения и навыки самостоятельно и с помощью взрослых и сверстников поддерживать и наводить порядок в группе;
• Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда: умение и желание ценить свой и чужой труд;
Оборудование: Предметы быта и предметные картинки, кукла Маша (одетая по сезону).
Ход занятия.
1. Воспитатель накануне читает детям рассказ Л. Воронковой «Маша-растеряша» и проводит беседу по его содержанию:
-О ком рассказ? Кто будил Машу в детском садике?
-Почему однажды Маша опоздала в детский сад?
-Почему она не смогла найти свои вещи сразу? Где лежали гольфы? Где она нашла туфли? Куда было заброшено платье? Где она встретила детей в детском саду? Кто виноват, что Маша опоздала?
Игра «Чистоплотные дети»
Цель. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что
они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того,
чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об
этом рассказать, тем лучше).
Затем воспитательница говорит: "Руки”. Дети, которых она вызывает,
отвечают: "Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети
реагируют на слова "волосы” (гребень, щетка, ножницы, шампунь,
мыло, "купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и
пр.).
Вариант. Воспитательница задает вопрос: "Что нам нужно, когда мы утром
встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые
используются утром (щетка для рук, паста, мыло, платок и пр.)
Игра «Перемешанные картинки»
Задачи игры. Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.
Пособия Серия больших картин, к которым дети находят соответствующие маленькие картинки. Например, к большой картине, на которой изображена растрепанная девочка, - гребень; к картине, на которой изображен неопрятный мальчик, - мыло и щетку; к картине с изображением девочки в грязных ботинках - щетку и пр.
Ход игры. Воспитательница вешает на доску большую картину, изображающую неопрятного ребенка, а детям раздает маленькие картинки, на которых нарисованы предметы туалета. Дети ищут среди своих картинок предмет, которым необходимо дополнить большую картину. Когда они отдают картинку воспитательнице, то должны объяснить его назначение, например: “Вот мыло и щетка для умывания”. Или: “Вот гребень для того, чтобы девочка причесалась”.
Игра «Найди пару»
Цель: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды — правый.
Оборудование: вырезанные из картона обувь: сапоги, туфли, перчатки, носки, варежки, кукла Маша.
Ход игры: педагог вводит детей в игровую ситуацию : «Маша-растеряша разбросала свою одежду и обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один носок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где и т. д.». Детям предлагается помочь Маше-растеряше найти пару предметов одежды и обуви. Педагог предъявляет правый вариант пары (носок, сапог и т. д.) и предлагает выбрать левый. При этом дается инструкция: «Найди пару». В случае затруднения выполнения задания помогает отыскать пару, обращает внимание ребенка на одинаковый размер и цвет. Через некоторое время взрослый просит отыскать эту же пару самостоятельно.
Занятие 1.. Беседа о грязи и борьбе с нею.
Цель - формирование отвращения к грязи и связи ее с болезнями.
Задачи - сформировать понятие о недопустимости грязи на руках, лице, одежде; привить детям стремление к борьбе с грязью; приступить к формированию навыка мытья рук. Оборудование - доска, наглядные материалы. Рассказываем детям историю: «В одном доме жила девочка-грязнуля. Больше всего на свете она не любила умываться. И у нее на руках поселились микробы, которые всегда старались попасть в рот к девочке. Однажды девочка заболела. Пришел доктор и сказал, что причиной болезни стали микробы. Доктор посмотрел на руки девочки и сказал: «Да здесь же раздолье для микробов!» И дал ей одно средство, которое навсегда избавило девочку от микробов». Как вы думаете, что это за средство? Дети: мыло, вода! Учитель: Правильно, это мыло. Мыло и вода - настоящие друзья! Разыгрываем сценку «Девочка чумазая» (Приложение 4., читаем с листа.. Упражнение «Моем руки вместе» Встаем позади ребенка. Взяв его руки в свои, проделываем следующие действия: Включаем холодную воду. Подставляем обе руки ребенка под воду и произносим: «Вымой руки!» Помогаем взять мыло (одной или двумя руками). Трем мыло между ладонями. Для этого предлагаем детям одной рукой взять мыло, а другой рукой потереть об него. Руки можно менять. Кладем мыло обратно на раковину (в мыльницу). Трем тыльную сторону одной ладони о другую, уже намыленную. То же самое проделываем с тыльной стороной другой ладони. Подставляем под воду обе руки и споласкиваем их, потирая одну о другую, пока не смоется вся пена. Цель - знакомство с понятиями о чистоте и гигиене, формирование навыка вытирания рук. Задачи - привить детям понимание важности соблюдения чистоты в повседневной жизни; сформировать связь между понятиями о чистоте (гигиене) и здоровьем, хорошим самочувствием; приступить к формированию навыка умывания, начиная с вытирания рук. Ход занятия Беседа о чистоте (теоретическая тема) Оборудование - доска, наглядные материалы, плакаты с текстом. Беседа о чистоте. Знакомство с понятиями чистота, здоровье, грязь, вода, мыло, полотенце. Формирование навыка «вытираем руки» (практическая тема). Данный навык рассматривается как элемент общего навыка по умыванию и, в частности, мытью рук. Его целесообразно освоить первоначально, затем в ходе освоения основного навыка по мытью рук навык вытирания рук продолжает осваиваться и закрепляться. Подготовка инвентаря. Используем большие полотенца.
Дошкольников сначала учат выделять людей и их изображения среди объектов живой природы и предметов окружающей среды. С этой целью используются зеркала, фотографии, иллюстрации, различные видеоматериалы, позволяющие детям сконцентрировать внимание на фигуре и лице человека и на своей собственной внешности. Детям можно предлагать такие игры, задания и упражнения, как: «Покажи, где люди», «Кого ты знаешь из людей?», «Что или кого ты видишь в зеркале?», «Зачем нужна человеку голова?», «Какого цвета могут быть глаза?», «Чем ты дышишь?», «Как ты улыбаешься?», «Для чего нам нужны зубы?», «Какого цвета твои волосы?», «Что делают ноги?», «Для чего нам нужны руки?», «Что умеет делать твое тело?»; «Лицо в зеркале», «Погляжу на ручки», «Что умеют делать мои ножки», «Улыбнись — поклонись» (перед зеркалом).
В формировании умений сопоставлять, соотносить и сравнивать с детьми проводятся игры, задания и упражнения: «Кто из вас выше, кто ниже?», «Найди самого высокого мальчика в группе», «Чьи руки сильнее?» «У кого в группе самые светлые (темные) волосы?», «Чьи зубы самые белые?», «Как узнать, здоров ребенок или нет?»
При знакомстве детей с потребностями человеческого организма (любовь, жилище, еда, детская деятельность — игра) рекомендуется проводить следующие игры, задания и упражнения: «Кто на свете всех милее?», «Улыбнись маме», «Строим дом», «Домики для животных», «Что стоит на столе?», «Что ты любишь?», «Полезное угощение», «Найди на фотографии своего любимого человека», «Мы умеем играть тихо». Наряду с этим используются и сюжетно-ролевые игры: «Как мама свою детку любит», «Мой любимый дом — как уютно в нем», «Не боимся мы дождя», «Под грибом» (по В. Сутееву, «За столом», «Магазин игрушек», «Когда я ем — я глух и нем», «Мы играем и поем»; проводятся беседы на темы: «Моя семья», «Основа семьи — любовь», «Мой любимый, светлый дом — хорошо и чисто в нем», «Как мы играем вместе» (в ходе которых дети усваивают правила поведения во время совместных игр со сверстниками).
С умственно отсталыми детьми знакомство с комплексом утренней гимнастики и с выполнением приемов контрастного воздействия на стопу начинается с первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Закаливающие приемы контрастного воздействия на стопу различных материалов (ходьба по пластиковой, деревянной дорожкам, по резиновым шипам, по жесткому и мягкому коврикам, по мелким камушкам, по рельефной поверхности, по «деревянным следам») целесообразно предлагать детям и в помещении детского сада, и на его открытой территории. В процессе занятий также используются упражнения на развитие способности к равновесию: «Качалочка», «Лодочка», «Стройная березка», «Ветер качает, дерево не ломает», «Ветер стих, деревце стоит».
Формирование навыков самообслуживания связано с усвоением значения чистоты тела, лица, рук для сохранения и укрепления здоровья. Для этого используются такие игры, задания и упражнения, как: «Покажи части своего тела и лица» (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени, локти); при этом нужно познакомить детей с примерами из произведений «Мойдодыр», «Маша-растеряша», «Федорино горе». В целях закрепления этих представлений используются дидактические игры: «Маша-замарашка», «Утро наступило», «Мыльные перчатки», «Пузырики», «Вымой кукле руки». Также на занятиях используется обыгрывание стихов и потешек.
На занятиях по формированию культурно-гигиенических навыков создаются условия для закрепления у детей представлений о режиме дня, правильном питание. Игры, задания и упражнения: «Где нам хорошо», «Почему зайчик не спит», «Моя комната», «Когда спать, когда вставать, когда работу начинать», «Три поросенка». Также используются сюжетно-ролевые игры: «В детский сад и домой», «Когда это бывает?»; беседы: «Наша группа лучше всех», «Мой режим дня», «Для чего нужен режим дня».
При формировании навыков чистки зубов и повседневного ухода за полостью рта с детьми проводятся игры, задания и упражнения: «Помоги Маше почистить зубы», «Какие продукты полезны нашим зубкам», «Что не любят зубы», «Где должна спать зубная щетка», «Поел — прополощи ротик», «Когда я ем — я глух и нем», «Что охраняет мой рот» (язык, зубы, губы).
Очень важно, чтобы дети усвоили элементарные способы и средства гигиенических процедур для чистоты тела и методы закаливания организма. для этого используются игры, задания и упражнения: «Дышим чистой кожей», «Ножные ванны», «Контрастные ручные ванны», «Побежали ножки по резной дорожке», «Бегают ножки по разным дорожкам», «Контрастные ручейки», «Контрастные воздушные ванны» (перемещения из прохладного помещения в теплое и обратно, «Мы закаляемся». Проведение подвижных игр на открытом воздухе, в бассейне с передачей предметов, массирующих и укрепляющих кисть руки. Выполнение разученного комплекса утренней гимнастики, суставной гимнастики и упражнений на развитие статико-динамических функций детей. При этом надо закрепить у них представления о значимости движений для здоровья человека. С детьми проводятся беседы: «Зачем надо делать утреннюю зарядку», «Главный ствол моего организма», «Как укреплять позвоночник», «Как помочь себе, когда ты устал», «Помоги себе сам». Продолжается знакомство с местоположением основных органов (сердце, легкие, желудок, позвоночник). С детьми выполняются задания и упражнения: «Послушаем сердечко», «Кто найдет сердечко?», «Для чего нам легкие?», «Чем мы дышим», «Пускаем пузыри», «Надуем шарик», «Плыви, лодочка (уточка)», «Разговор позвонков друг с другом», «Покажи, где находится у тебя желудок» «Качалка», «Качели», «Карусель», «Проползем на спине», «Спрятались — открылись», «Тугой лук», «Меткий стрелок», «Покачаем насос». В процессе беседы уточняется: «Что делает желудок», «Как идет пища по организму», «Зачем человеку позвоночник», «Учим позвоночник отдыхать».