анна капустина
Формирование нравственного опыта у детей 6–7 лет с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование нравственного опыта у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
Приоритетность личностно – ориентированной парадигмы в современном образовании обусловлена социальной потребностью общества в развитии у детей, начиная с дошкольного возраста, нравственных качеств, умения действовать в соответствии с правилами, соотносить свои поступки с объективными требованиями, анализировать ситуации, заключающие в себе моральный смысл (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович). Эти знания формируются у детей при условии накопления нравственного опыта.
Публикация «Формирование нравственного опыта у детей 6–7 лет с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Нравственный опыт определяется как важный интегральный компонент в структуре личности, как совокупность представлений о нравственных нормах, правилах и способах взаимодействия с окружающим миром, эмоционально окрашенных и обусловливающих его саморегуляцию и отношение к окружающему миру (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, В. С. Мухина, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев и др.).
Становление нравственного опыта у ребенка осуществляется именно благодаря усвоению общепринятых норм морали, через формирование нравственных принципов и присвоение опыта социально - нравственного поведения людей, окружающих ребенка.
В настоящее время в психолого – педагогических исследованиях существуют различные подходы к определению сущности нравственного развития и усвоению нравственного опыта отдельной личности.
Большое влияние на развитие зарубежной психологии морали оказали работы Жана Пиаже (о нравственных суждениях детей) и Лоуренса Кольберга (о взаимосвязи нравственного и умственного развития).
Для понимания сущности нравственного опыта мы опирались на концепцию Л. Кольберга, который обосновал уровневую концепцию морального сознания, раскрывающую процесс интериоризации (присвоения) социального опыта. Л. Кольберг рассматривает развитие нравственного опыта как интериоризацию индивидом основных культурных правил социального действия. Критериями, на основании которых можно судить о степени сформированности нравственного опыта индивида, являются интеллектуальный, поведенческий и эмоциональный.
К интеллектуальному компоненту относятся знания соответствующих нравственных норм и предписаний и способность на их основе высказывать свои суждения. Интеллектуальный компонент рассматривается как знание школьником моральных принципов и норм, выраженных в эстетических понятиях и абстрактно – логических построениях.
К поведенческому компоненту относится способность противостоять искушению нарушить правила.
Эмоциональный компонент включает в себя переживания чувства вины при нарушении этих правил. Эмоциональный компонент указывает на то, как нравственные знания и отношения проявлялись в реальном поведении школьников и их личностном отношении к нравственным нормам.
На основе выделенной теории в структуре нравственного опыта мы выделяем три компонента:
Интеллектуальный;
Поведенческий;
Эмоциональный.
Малоизученной является проблема особенностей формирования нравственного опыта у детей с отклонениями в развитии, так как именно нравственный опыт имеет большое значение для формирования личности и ее последующей социализации.
Нравственное поведение младших школьников с ЗПР отличается рядом специфических особенностей:
- представление о нравственных нормах у младших школьников с ЗПР носит размытый характер (аморальные способы решения нравственной проблемы осознаются ими часто как социально приемлемые);
- функционирование нравственных норм зависит от характера ситуации, в которой они используются (конкретность - абстрактность);
- зависимость функционирования норм нравственности от внешнего контроля (взрослого);
- младшие школьники с ЗПР склонны видеть в своих сверстниках людей, способных в основном на аморальное поведение;
- присутствует феномен рассогласования вербального и реального поведения. Как правило, дети с ЗПР владеют знаниями об элементарных нравственных нормах поведения, однако на практике наблюдается несоответствие между знаниями о сущности социальных норм и реальным поведением детей.
Практическое изучение сформированности нравственного опыта у детей с задержкой психического развития осуществлялось на базе учреждения: МОУ СОШ № 99 (коррекционный класс 7 вида) Тракторозаводского района г. Волгограда. В исследовании участвовали дети с задержкой психического развития (контрольная группа, 10 человек) 6 - 7 лет.
Для реализации цели нами были подобраны диагностические методики, в соответствии с компонентами нравственного опыта (Адаптированные методики изучения нравственной сферы детей Урунтаевой Г. А., Афонькиной Ю. А.) :
1. интеллектуальный компонент - «Изучение представлений детей о нравственных качествах».
2. поведенческий компонент - «Изучение осознания детьми нравственных норм».
3. эмоциональный компонент - «Изучение проявлений помощи другому человеку».
Дети с ЗПР, после проведения диагностических методик, показали средний (50 %) и низкий (50 %) уровни сформированности нравственного опыта. Результаты диагностики показали, что у детей 6-7 лет с ЗПР представление о нравственных нормах носит размытый характер; дети оценивают поведение как положительное или отрицательное (хорошо – плохо, правильно - неправильно, но свою оценку не мотивируют и нравственную норму не осознают. Они затрудняются в правильной оценке своего поведения и поведения других детей. Редко договариваются между собой, почти не проявляют чувств товарищества и взаимопомощи.
Данные, полученные после анализа результатов диагностики, показали необходимость проведения коррекционной работы, направленной на формирование среднего и высокого уровня сформированности нравственного опыта детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Процесс формирования нравственного опыта осуществлялся на основе адаптированной программы Карпук Валентины Андреевны "Я в мире, мир во мне", структура которой представлена, в соответствии с компонентами нравственного опыта (интеллектуальный, поведенческий, эмоциональный, в следующих блоках:
I блок направлен на формирование интеллектуального компонента в структуре нравственного опыта, то есть на знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания.
II блок направлен на формирование поведенческого компонента в структуре нравственного опыта, то есть на выполнение тех норм и правил, которые предусматривает нравственное поведение.
III блок тесно связан со II блоком и направлен на формирование эмоционального компонента в структуре нравственного опыта, то есть на формирование чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.
Формирующий эксперимент длился в течение двух недель. Коррекционные занятия проводились в свободное время в группе продленного дня, которую посещает весь класс (во время игры детей, на прогулке).
При реализации первого блока программы мы уделили особое внимание знакомству детей с основными нравственными качествами и нравственными нормами и формированию у детей элементарных нравственных понятий.
Основными средствами работы выступили: беседа, чтение художественных произведений, рисование, подвижные игры.
Дети познакомились со значением основных нравственных качеств и понятий; анализировали действия и поведение сказочных персонажей и героев рассказов. Научились действовать самостоятельно и в сотрудничестве со сверстниками (рисовать, искать пословицы).
На втором этапе реализации программы мы уделили особое внимание знакомству детей с поведенческим компонентом нравственного опыта. Дети сами проигрывали и анализировали различные ситуации, требующие нравственного выбора. На этом этапе представлялось важным научить детей анализировать ситуации, требующие нравственного выбора и высказывать свое отношение к ситуациям. Дети говорили непоследовательно, часто им не хватало слов, чтобы высказать свое мнение по тому или иному поступку, ограничивались выражениями «хороший поступок», «плохой поступок».
Основными средствами работы с детьми на этом этапе были кукольный театр, инсценировка различных ситуаций, беседа, подвижные игры.
На третьем этапе мы уделили особое внимание раскрытию эмоционального отношения детей к нравственным нормам и правилам. В ходе занятий улучшились взаимоотношения детей в классе : дети проявляли дружелюбие, взаимовыручку, сопереживание; охотно участвовали во всех заданиях, помогая друг другу. В работе с детьми использовались подвижные и дидактические игры, направленные на сплочение детского коллектива, беседа, этюды, элементы изобразительной деятельности.
После проведенной формирующей работы, мы организовали контрольный эксперимент с целью отслеживания результатов данных, которые почти не отличались от данных констатирующего эксперимента.
Количественный анализ показал, что 70 % детей 6-7 лет с ЗПР находятся на среднем уровне сформированности компонентов нравственного опыта, а 30 % детей - на низком уровне.
Дети младшего школьного возраста с ЗПР затрудняются в выделении мотива того или иного поступка, не могут в речи выразить свое отношение к ситуации, требующей нравственного выбора, редко мотивируют свой выбор. С трудом дети различают эмоциональные состояния взрослых и сверстников. Но в то же время, они стали четче отличать хороший поступок от плохого поступка; понимать, что красивый, чистый, опрятный не всегда значит хороший. В отношениях детей в классе стала чаще наблюдаться обстановка доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Таким образом, после проведения диагностической работы и реализации коррекционной программы, мы пришли к выводу, что процесс формирования нравственного опыта младших школьников с задержкой психического развития будет проходить успешно, если организовать совместную со сверстниками деятельность в условиях специальных коррекционных классов общеобразовательной школы.
Литература:
1. Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Начальная школа. – 2005 - №11 – С. 68-71.;
2. Пауэр Ф. К., Хиггинс Э., Кольберг Э. Подход Лоу-
ренса Кольберга к нравственному воспитанию // Пси-
хологический журнал. 1992. Т. 13. № 3. С. 175-182.;
3. Точилина Л. Н. Нравственно – этическое воспитание в специальной (коррекционной) школе 8 вида //Дефектология, 2003 №2.- 40-44с. ;
4. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии. М., Академия, 1998, 293с. ;
5. Шарапова Э. И. Формирование социально – ценностного поведения детей 5-7 лет/Автореф. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. - Волгоград, 2008. - 208 с.