МААМ-картинки

Формирование нравственной позиции старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Ольга Якимова
Формирование нравственной позиции старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

В дошкольном возрасте ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества.

В старшем дошкольном возрасте вопросы формирования отношения детей к окружающему миру играют большую роль. У детей 5-6 лет наблюдаются:

- стремление расширить познавательные горизонты действительности, т. е. свой кругозор;

- желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения;

- потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.

Публикация «Формирование нравственной позиции старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах

Ребенок начинает понимать, что все в этом мире существует не обособленно друг от друга, а находится в определенных связях и зависимостях. Ребенок делает попытки создать из своего запаса представлений различные смысловые целостности знакомого и близкого ему мира – мира ближайшего окружения. В этом большую помощь ему оказываем мы – педагоги.

В арсенале 5 летнего ребенка имеются различные средства познания мира: через действия, через собственный практический опыт; посредством слова, т. е. через рассказы взрослых; благодаря книгам и телепередачам.

Развитие познавательной сферы детей тесно связано с социально-нравственным воспитанием.

Мы в своей работе продолжаем развивать положительное отношение ребенка к себе, другим людям, окружающему миру. Приобщаем детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: помогаем осознать необходимость людей друг в друге, планировать совместную работу, учим контролировать желания, согласовывать с партнерами по деятельности мнения и действия; способствуем развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело.

Мы уделяем большое внимание развитию коммуникативной компетентности ребенка. Помогаем распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражать собственные переживания.

Создаем условия для воспитания бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру.

Формирование определенных нравственных позиций детей нашей группы мы решили в процессе опытно- экспериментальной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте выделяются следующие задачи исследовательской деятельности :

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

В группе мы провели проект «Все начинается с семечка».

Цель: - познакомить со свойствами лука и гороха;

- научить сажать луковицы в землю и в воду и прослеживать

результат;

- научить сажать замоченный горох и сухой горох в землю;

- делать соответствующие выводы в ходе эксперимента;

- сформировать у детей определенную нравственную позицию.

Сроки проведения – 20 дней: с 12 апреля по 2 мая

Участники: воспитатели и дети старшей группы.

В начале эксперимента детям дали возможность рассмотреть луковицу (целую и в разрезе, рассмотреть сухой горох и замоченный, отметить их свойства, выделить особенности, сравнить овощи между собой.

Вспомнили с детьми пословицы и загадки о луке и горохе. Например, «Не вырастишь овощей – не сваришь щей», «Лук от семи недуг», «Лук с чесноком – родные братья», «На жарком солнышке подсох и рвется из стручков (горох)» и другие.

Обсудили с детьми смысл пословиц и загадок.

Дети рассматривали сухой и замоченный горох через лупу.

Во время посадки лука перед детьми ставили проблемный вопрос: «Что быстрее прорастет: лук в воде или посаженный в землю?» Дети выдвигали свои предположения. Большинство озвучили версию, что быстрее вырастет лук в воде. Были и такие дети, которые сказали, что лук в земле тоже быстро вырастет. Это вызвало у детей определенный интерес, некоторые даже пытались спорить между собой, доказывая свою точку зрения. Наблюдая за детьми, мы сделали вывод, что проблемные вопросы заставляют детей учиться обговаривать ситуацию, т. е. дети учатся сотрудничать, общаться.

Для того чтобы закрепить результаты опыта, мы предложили детям зарисовать прорастание лука по дням. Ответственными за эту работу дети выбрали Дашу и Женю. С детьми обсудили вопрос, что еще необходимо для прорастания лука в земле. Дети пришли к выводу, что его надо поливать.

Во время посадки гороха детям также приходилось общаться, договариваться между собой, кто какую работу будет выполнять. Трудились дети дружно, с заинтересованностью, пытались планировать свои действия.

После высадки гороха у нас остались семена сухого гороха, мы дали детям задание сделать небольшие поделки-коллажи из семян. Ребята работали в парах и им приходилось решать, что они будут делать и как сделать эту поделку красивой и интересной.

Результат поделок порадовал самих ребят и их родителей. Дети спешили поделиться своими успехами со взрослыми и другими детьми.

В ходе эксперимента можно было наблюдать, что некоторые дети почти каждый день подходили к посаженным овощам, рассматривали их и обращались к взрослому, чтобы поделиться своими впечатлениями (Влад, Женя, Даша). Некоторые дети просто молча подходили, рассматривали рассаду и делились своими наблюдениями с другими детьми. Были и такие, которые просто бросали беглый взгляд на посадки и отходили играть.

Для поддержания интереса к эксперименту мы проводили с детьми игры и этюды: «Расти, расти, лучок», «Баба сеяла горох» и др. В ходе игр дети расширяли свой кругозор, вступали в диалог, выражали своё отношение к себе и другим детям.

По окончанию эксперимента, мы вместе с детьми сделали вывод, что быстрее пророс лук, который посадили в воду. Горох, который был предварительно замоченный, быстро шел в рост. Но и некоторые сухие горошинки тоже проросли, только чуть позднее. Это несколько удивило детей, т. к. они предполагали, что сухой горох не вырастет. Дети отметили: «Мы их поливали, вот он и пророс».

Детям был поставлен проблемный вопрос: «Что дальше можно сделать с рассадой?» В общей беседе решили, что проросшие стрелки зеленого лука можно использовать в пище, а горох можно пересадить на садовый участок.

По ходу эксперимента дети учились делать выводы, советоваться друг с другом, проявляли свои волевые качества, пробовали планировать совместную работу, согласовывали с партнерами свои действия.

Таким образом, в процессе опытно-экспериментальной деятельности у детей формировались определенные нравственные позиции.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Опытно-экспериментальная деятельность. В феврале 2013 года в нашей группе проводилась работа по опытно-экспериментальной деятельности. В фотоотчете представлены: самостоятельная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственной позиции старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности
Опубликовано: 16 апреля 2013 в 22:58
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование нравственной позиции старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Якимова (УИ 97978) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД