Папки-передвижки

Формирование образных средств языка у детей с ОНР

Татьяна Тукиш
Формирование образных средств языка у детей с ОНР

Формирование образной речи у дошкольников с ОНР- очень актуальная проблема. Образность речи вырабатывается в результате тренировки речевых навыков, сосредоточения внимания на выразительных возможностях языка.

В работах специалистов в области логопедии (Г. В. Бабина, Г. С. Гуменная, Т. В. Захарова, Е. А. Карпушкина, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Н. В. Серебрякова, Т. Б. Филичева, Л. Б. Халилова, Г. В. Чиркина, Е. В. Шлай) отмечается, что для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) характерны затруднения в усвоении экспрессивных языковых средств.

Публикация «Формирование образных средств языка у детей с ОНР» размещена в разделах

Начинать работу по формированию образных средств лучше всего с различных упражнений. Упражнения можно разделить на три группы.

1 группа упражнений – «Понимание и употребление сравнений»

Серия дидактических упражнений «Что (кто) как солнышко?», «Что как золото?», «Что как снег?» и т. д.

Речевой материал:

Как зверь, как небо, как ветер, как змея, как гора, как огонь, как уголек, как сахар, как еж, как поросенок, как иголка, как льдинка.

Д/у «Кто (что) хитрый, как лиса?

Речевой материал: голубой, как небо; красный, как роза; легкий, как перышко; колючий, как еж; яркий, как солнце; злой, как волчица; маленький, как пуговичка; цветной, как радуга; круглый, как шар; тихий, как мышка; твердый, как камень; грязный, как поросенок; холодный, как лед; тонкий, как ниточка.

Д/у «Что можно делать, как слон? – топать, ходить, поворачиваться.

Речевой материал: как лев, как слон, как зверь, как ребенок, как ветер, как змей, как веревка, как солнце, как золото, как попугай, как мячик, как море, как соловей.

Д/у «Кто рычит, как лев?»

Речевой материал: топает, как слон; завоет, как зверь; заплачет, как ребенок; мчится, как ветер; извивается, как змея; вьется, как веревка; светится, как солнышко; блестит, как золото; летит, как стрела; галдит, как попугай; прыгает, как мяч; шумит, как море; поет, как соловей.

Д/у «Закончи предложение. (На небе появилась черная, как ночь… Что? – Туча).

У кошки были круглые, как блюдца …

Лена повязала красный, как мак …

В дом вошла прекрасная, как солнце…

В коробке лежали разноцветные, как радуга.

На стуле висел яркий, как огонь…

Д/у «Сравни с чем-нибудь арбуз, мяч, апельсин, машину, собаку и т. д.»

Арбуз был такой сладкий, как сахар.

На травке гулял цыпленок – желтый, как

В конюшне стояла лошадь – белая, как снег.

Саша прибежал домой голодный, как волк.

Ветви у елочки колючие, как иголки.

Вторая серия упражнений направлена на понимание и употребление олицетворений.

Олицетворение - это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия. Их наделяют способностью говорить, думать, чувствовать.

Д/у «Что бывает на самом деле?»

Человек идет. - Снег идет

Ребенок проснулся. - Лес проснулся

Ласковая мама. - Ласковый дождь

Кошка подкралась. - Ночь подкралась

Голос человека. - Голос ветра

Волк воет. – Ветер воет.

Мама злится. – Зима злится.

Ежик влез на пенек. – Опенок влез на пенек.

Шел человек. – Шел снег.

Ребенок проснется. – Весна проснется.

Папа срывает с веток яблоки. – Ветер срывает с веток яблоки.

Дети бегут. – Ручьи бегут.

Девочка плачет. – Сосулька плачет.

Д/у «Кто сможет объяснить, что это значит?»

Зима недаром злится –

Прошла ее пора,

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Ветер воет, завывает,

Гнет деревья до земли.

С веток яблоки срывает,

Тащит шапку с головы.

Д/у «Я начну предложение, а ты его закончи».

Веселые ручейки по дорогам (что делают…

Деревья зимой под снегом (что делают).

Из-за тучи солнышко (что сделало…

Крупные капли дождя по стеклам (что делают…

Ветки красной рябины к нам в окно (что делают…

В синем море волны (что делают…

Молоко из кастрюли (что сделало…

Налетел сильный ветер и все листья с деревьев (что сделал…

Зимой злая вьюга (что делает…

Третья серия упражнений направлена на понимание и употребление фразеологических оборотов.

Д/у «Когда так говорят? Скажи по-другому».

(Плетется как черепаха – медленно).

Речевой материал: как на иголках, как о стенку горох, как рыба в воде, как в воду опущенный, как гром среди ясного неба, задрожал как осиновый лист, жить как кошка с собакой, вертеться как белка в колесе. Красный как рак, лил как из ведра.

Д/у «Объясни, что это значит».

Брат пришел из школы как в воду опущенный. – Он был расстроен.

Речевой материал:

Бабушка заболела, и мама была как на иголках.

Дождь на улице лил как из ведра.

Собака залаяла, и девочка задрожала как осиновый лист.

Коля и Петя похожи как две капли воды.

Саша обманул сестру и покраснел как рак.

Они жили как кошка с собакой.

Искали очки, а они как сквозь землю провалились.

В работе над фразеологическими оборотами можно использовать рисунки И. Мокеевой. Детям сначала объясняют значение фразеологического оборота, далее предлагается раскрасить картинку, подписать ее. Составить предложение.

Публикации по теме:

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Консультация для учителей английского языка «Изучение иностранного языка интереснее, когда легко запоминается новая лексика» Введение Не секрет, что изучение иностранного языка – это трудоемкий процесс и для качественного осуществления коммуникативной деятельности.

Картотека музыкально-образных игрКартотека музыкально-образных игр Картотека музыкально-образных игр 1. «Осенняя прогулка»Маленькие ножки шли по дорожке (на каждый слог передвигаемся короткими шагами, 2.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Спасение бабочки»Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Спасение бабочки» (старшая группа) Задачи: – расширение и углубление знаний о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни, закрепление обобщающего.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе «На лесной полянке» .

Презентация «Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы в 5–9 классах» Данная презентация предназначена для учителей русского языка и литературы 5 - 9 классов. Согласно новым федеральным государственным стандартам.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование образных средств языка у детей с ОНР
Опубликовано: 9 июня 2020 в 16:24
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД