Получи документы

Формирование основ безопасной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Юлия Федорченко
Формирование основ безопасной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о необходимости формирования у детей культуры безопасности в различных сферах жизнедеятельности. Автор обосновывает, что проектная деятельность будет являться наиболее эффективным методом в решении этой проблемы. Ключевые слова: старший дошкольный возраст, социальный опыт, безопасность жизнедеятельности, метод проектов, проектная деятельность в детском саду. Проблема безопасности жизнедеятельности признается актуальной во всем мире, и в России, в частности. Это связано с техногенной, социальной, природной обстановкой. Особенную важность приобретает проблема безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Обусловлено это тем, что ключевая роль в решении этой проблемы принадлежит образованию на ранней ступени. Ребенок в силу своих физиологических особенностей еще не может в достаточной мере оценить все степень опасности окружающего мира, поэтому взрослый обязан передать ему социальный опыт и привить основные правила безопасности. Главная цель по формированию основ безопасности жизнедеятельности – познакомить дошкольников с возможными опасными ситуациями и правилами поведения в них. Также необходимо иметь в виду эволюцию самого понятия «безопасность жизнедеятельности» в дошкольном образовании. Если ранее оно включало в себя вопросы охраны жизни и здоровья детей, об печение безопасных условий работы сотрудников ДОУ, то теперь оно дополнилось понятиями экологической катастрофы и терроризма. Исходя из этого, в понятие безопасности жизнедеятельности дошкольников включены такие аспекты как: поведение в быту, в транспорте, на улице, при пожаре, при наводнении, общение с незнакомыми людьми и т. д. На сегодняшний день метод проектов, как педагогическая инновация, органически входит в новые образовательные стандарты. Проект – это «комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни» [1, с. 27]. Метод проектов считается наиболее эффективным, так как рассматривается вместе с гуманизацией образования, развивающим обучением, личностно-ориентированным и деятельностным подходами. Привлечение средств проектного метода при формировании основ безопасности жизнедеятельности способствует повышению уровня самостоятельности детей, их активности. Совершенствуется умение находить Теория и методика дошкольного образования 109 информацию об интересующем предмете или явлении. Так, для эффективного использования проектного метода в формировании безопасности жизнедеятельности целесообразно использовать программу «Безопасность» (Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, которая реализуется пять основных векторов (рис. 1).

Публикация «Формирование основ безопасной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» размещена в разделах

Ребенок и другие люди---ребенок и природа---ребенок на улицах города--- ребенок дома---здоровье ребенка

Рис. 1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ Использование проектного метода, считает К. Ю. Белая, «невозможно без соответствующей предметной среды» [2, с. 12]. Так, в группах необходимо оформить Центр «Безопасность», в который будут включены: картотека дидактических игр по ознакомлению с основами безопасности, разнообразные альбомы («Опасные предметы», «Сигнал светофора», «Спичка-невеличка», «Ребенок дома» и другие). Также успешно используются в проектном методе и информационно-компьютерные технологии. Создание и демонстрация презентаций помогут детям наглядно познакомиться с опасными ситуациями и возможными путями выхода из них. Работа с проектами при формировании основ безопасности жизнедеятельности должна сопровождаться следующими методами: моделирования, сравнения, экспериментирования, наблюдения, беседами по ситуациям, а также досуговая и игровая деятельность. В проектный метод особенно важно вовлекать родителей, потому что базис своего развития ребенок получает исключительно в семье с близкими людьми. Таким образом, при формировании основ безопасности жизнедеятельности посредством проектного метода дети начинают понимать, что мир вокруг – разный и содержит возможные опасности. Важно именно в до- школьном возрасте научить ребенка не бояться таких ситуаций, а уметь найти выход и обезопасить себя.

Список литературы

1. Актуальные проблемы инновационной деятельности образовательных организаций в современных условиях: сборник научных статей по материалам региональной заочной научно-практической конференции (Белгород, 28 ноября 2018 г.) / под ред. Е. В. Никулиной, М. В. Глотовой, О. Э. Кузьминовой. – Белгород: БелИРО, 2018. – 308 с.

2. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М. : Мозаика – Синтез, 2013. – 64 с.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Отчет о проделанной работе в рамках проекта «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»Отчет о проделанной работе в рамках проекта «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности» Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ безопасной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
Опубликовано: 19 августа 2022 в 20:27
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД