Ирина Буряшкина
Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.
Публикация «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных технологий» размещена в разделах
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
Цель:
Повышение собственного профессионального опыта в процессе изучения темы, открытие нового приоритетного направления в работе с детьми.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения различной методической, психолого-педагогической литературы, официальных и нормативных документов по данному вопросу и информации в интернет-ресурсах.
2. Выявить возможности дошкольников в овладении основ безопасности жизнедеятельности.
3. Изучить применение инновационных образовательных технологий.
4. Повысить уровень знаний по данной теме у родителей воспитанников, создать условия для творческой активности родителей.
5. Разработать перспективный план работы с детьми. Оформить в группе уголок безопасности, который содержит материалы: макет улицы с дорожными знаками, карточки по разным темам и др.
6. Подготовить презентацию работы по самообразованию для педагогов ДОУ, или сообщение о проекте по теме.
Объект исследования: процесс ознакомления дошкольников с окружающим миром (безопасность).
Предмет исследования: Формирование основ безопасности.
Тип проекта: групповой, дети 5-6 лет.
По продолжительности: долгосрочный (С 01.09.2020-28.05.2021г)
Методы исследования:
Изучение литературных источников.
Анализ и синтез.
Наблюдение. Занятия
Беседы
Наблюдения
Просмотр мультфильмов и презентаций
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, диск «ОБЖ», презентации на флешкарте.
Этапы проекта:
1этап «Поисковый»
На данном этапе я анализирую методическую литературу, ищу информацию и разрабатываю 7 направлений по формированию основ безопасности :
1. «Пожар в квартире»
2. «Безопасный новый год»
3. «Экскурсия в мир электричества»
4. «Незнакомый человек»
5. «Весна- гололед»
6. «Путешествие в страну ПДД»
7. «Безопасность в лесу. Безопасность на воде»
Так же привлекаю родителей для формирования базы данных по этим темам.
Так же буду использовать подборку мультфильмов по безопасности с диска «ОБЖ»
2 этап «Прогноз результатов» (таблица)
3 этап «Поэтапная оценка» (таблица)
Срок Содержание работы Практический выход (работа с родителями, работниками ДОУ, воспитанниками) Поэтапная оценка реализации проекта
I. Организационно-методическая работа II.
Сентябрь 2020 г.
• Подбор и изучение литературы, дисков и других носителей по теме «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования обучающих мультфильмов»
• Составление календарного и перспективного планирования по работе над данной темой Консультации для родителей на темы:
«Дети и цифровая техника - вред или польза?
Санитарные нормы пользования цифровой техникой»
• Была проанализирована литература и имеющиеся в ДОУ диски и другие носители по теме «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования обучающих мультфильмов», проанализирован перспективный и календарный план.
Октябрь 2020 г.
• Изучение условий организации работы по использованию мультфильмов (ИКТ) в работе с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим миром (Безопасность)
• Посещение занятий у других педагогов ДОУ с целью определения значения современных технологий в познавательном развитии ребенка.
• Исследование педагогической компетентности родителей в области использования обучающих мультфильмов.
• Консультация для родителей: «Поведение во время пожара». Посетила занятия других педагогов ДОУ с целью определения значения современных технологий в познавательном развитии детей. Была приготовлена и размещена для родителей консультация на стенде «Поведение во время пожара»
Ноябрь 2020 г.
• Дополнение предметно-развивающей среды по теме «Пожар» : приобретение карточек «Пожарная безопасность» (Уголок безопасности) Работа с детьми: организация выставки рисунков «Огонь –друг, огонь-враг». Просмотр обучающего мультфильма «Пожар в квартире»
Работа с родителями: консультация «Правила тушения пожара» Была организована выставка рисунков «Огонь друг, огонь – враг», показан мультфильм «Пожар в квартире», для родителей размещена консультация «Правила тушения пожара»
Декабрь 2020г.
• Дополнение предметно-развивающей среды по теме «Безопасный новый год» (приобретение карточек) Работа с детьми: Беседа «Правила пожарной безопасности во время новогодних праздников»
Просмотр мультфильма «Безопасный новый год», консультация «Коротко о мерах пожарной безопасности в новогодние праздники». С детьми была проведена беседа «Правила пожарной безопасности во время новогодних праздников» Детям показан мультфильм «Безопасный новый год», на стендах размещена консультация «Коротко о мерах пожарной безопасности в новогодние праздники».
Январь 2021 г.
• Дополнение предметно-развивающей среды по теме «Электричество» (Уголок безопасности) Работа с детьми: просмотр презентации «Путешествие в прошлое лампочки», закрепление знаний об электроприборах, их правильном использовании и назначении.
Просмотр мультфильма «Экскурсия в мир электричества»
Работа с родителями: Консультация для родителей
«Безопасность ребенка дома
при использовании бытовой техники и
электрических приборов» Просмотрели с детьми презентацию «Путешествие в прошлое лампочки», закрепили знания об электроприборах, их правильном использовании и назначении.
Детям была показан мультфильм «Экскурсия в мир электричества»
Для родителей была размещена консультация
«Безопасность ребенка дома
при использовании бытовой техники и
электрических приборов»
Февраль 2021 г.
Дополнение предметно-развивающей среды по теме «Незнакомый человек» (Уголок безопасности) Беседа с детьми на тему «Правила поведения с незнакомыми людьми»
Просмотр мультфильма «Незнакомый человек»
Работа с родителями: Консультация «Советы родителям, которые вынуждены оставлять ребенка дома одного». Проведена беседа с детьми на тему «Правила поведения с незнакомыми людьми», закрепили знания и поведение при встречи с незнакомым человеком. Показан мультфильм «Незнакомый человек»
Размещена консультация на стенде «Советы родителям, которые вынуждены оставлять ребенка дома одного».
Март 2021 г.
Дополнение предметно-развивающей среды по теме «Гололед» (Уголок безопасности) Работа с детьми: просмотр презентации «Осторожно – гололед!» просмотр мультфильма «Весна- гололед»
Работа с родителями: консультация: «Осторожно, гололед!» Детям показана презентации «Осторожно – гололед!» просмотрен мультфильм «Весна- гололед»
Работа с родителями: консультация: «Осторожно, гололед!»
Апрель 2021 г.
• Дополнение предметно-развивающей среды по теме «ПДД» (Уголок безопасности) Работа с детьми: выставка рисунков на тему «ПДД». Просмотр мультфильма «Путешествие в страну ПДД»
Работа с родителями: привлечение к изготовлению макета перекрестка, консультации: «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге», «Фликеры детям купите, родители, пусть на дороге их видят водители». Была организована выставка рисунков на тему «ПДД», показан мультфильм «Путешествие в страну ПДД»
Работа с родителями: привлечение к изготовлению макета перекрестка, консультации: «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге», «Фликеры детям купите, родители, пусть на дороге их видят водители».
Май 2021 г.
• Дополнение предметно-развивающей среды по теме «Безопасность в лесу. Безопасность на воде» (Уголок безопасности) Работа с детьми: беседы и рассматривание сюжетных картин по темам «Безопасность в лесу. Безопасность на воде». Просмотр мультфильма «Безопасность в лесу. Безопасность на воде»
Работа с родителями: Памятки: «Опасные ситуации на воде», «Правила поведения в лесу».
Работа с коллегами: представить презентацию своего проекта. С детьми проведена беседа и показ сюжетных картин по темам «Безопасность в лесу. Безопасность на воде». Просмотр мультфильма «Безопасность в лесу. Безопасность на воде»
Работа с родителями: Памятки: «Опасные ситуации на воде», «Правила поведения в лесу».
Работа с коллегами: представить презентацию своего проекта.
Понедельное планирование работы с детьми
Ноябрь
Неделя Занятия Беседы Наблюдения Мультфильмы, презентации
Ноябрь 1
Рисование «Огонь друг, огонь – враг»
Цель: Закрепить знания детей о огне, как добром и злым
2 Беседа с показом иллюстраций на тему пожарной безопасности.
Цели:
-ознакомить с основными правилами пожарной безопасности.
-познакомить с возможными источниками опасности.
3 За пожарной машиной на улице. Цель: закрепить знание внешнего вида этого спецтранспорта, назначение.
4 Мультфильм «Пожар в квартире»
Цель: закрепление правил поведения в случае возникновения пожара дома
Неделя Занятия Беседы Наблюдения Мультфильмы
Декабрь
1 Безопасность Тема : Опасные ситуации на новый год на дороге.
Цель: Воспитывать внимание, навыки осознанного использования правил в повседневной жизни. Углублять знания детей о правилах безопасного поведения на улицах.
2 Беседа «Правила пожарной безопасности во время новогодних праздников» Цели:
-ознакомить с основными правилами пожарной безопасности.
-познакомить с возможными источниками опасности: хлопушки, бенгальские огни, петарды и т. д. Показ презентации «Правила пожарной безопасности» (к беседе)
3 Во время вечерних прогулок наблюдение за гирляндами в окнах домов.
Цель: обсуждение о правилах их использования.
4 Просмотр мультфильма «Безопасный новый год»
Цель: закрепление правил обращения с пиротехникой во время нового года.
Январь
Неделя Занятия Беседы Наблюдения Мультфильмы
Январь 1 Безопасность. Тема: В мире электроприборов.
Цель: Обобщать знания о бытовых электроприборах, их назначении и правилах пользования.
2 Беседа «Электроприборы – источник пожара» Цель: Обобщить знания детей о бытовых электроприборах, их назначении и правилах пользования.
Наблюдение за использованием электроприборов в ДОУ и дома
Цель: закрепление правильного обращения с электрическими приборами
3 Показать презентацию «Путешествие в прошлое лампочки»
Цель: познакомить с этапами знакомства людей с огнем.
4 Просмотр мультфильма «Экскурсия в мир электричества»
Цель: закрепление и систематизация полученных ранее знаний детей об электричестве.
Февраль
Неделя Занятия Беседы Наблюдения Экскурсии
Февраль
1 Проведена беседа с детьми на тему «Правила поведения с незнакомыми людьми»
Цель: закрепить основные принципы поведения при встречи с незнакомым человеком.
2 Безопасность Тема : Если ребенок потерялся.
Цель: Обучить правилам поведения в ситуации, когда ребенок потерялся в торговом центре или других местах.
3 Во время утренней прогулки за поведением детей за пределами сада.
Цель: обсудить опасное и безопасное поведение детей.
4 Просмотр мультфильма «Незнакомый человек»
Цель: закрепление правильного поведения при контакте с незнакомыми людьми
Март
Неделя Занятия Беседы Наблюдения Мультфильмы
Март
1 Безопасность Тема : «Чрезвычайные ситуации- что это?»
Цель: сформировать представление о чрезвычайных ситуациях. Беседа Тема: «Гололед»
Цель: знать правила безопасности в зимнее время- в гололед;
уметь по картинкам определять опасную ситуацию.
2 Показ презентации «Осторожно – гололед!» (для беседы)
3 Во время утренней прогулки наблюдение за прохожими.
Цель: закрепить и систематизировать знания поведения на скользкой дороге.
4 Ура! Каникулы!
5 Просмотр мультфильма «Весна- гололед»
Цель: закрепить правила безопасного поведения во время гололедицы.
Апрель
Неделя Занятия Беседы Наблюдения Мультфильмы, презентации
Апрель 1 Рисование Тема: «В мире дорожных знаков»
Цель: Систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, о роли светофора и дорожных знаках.
2 Беседа с детьми «Где можно играть?»
Цель: Формировать представление дошкольников о безопасности на улицах и дорогах. Убедить детей в опасности проведения игр на проезжей части улицы (дороге).
3 Во время утренней прогулки наблюдать за легковыми машинами.
Цель: проследить соблюдение водителями ПДД, или их нарушение.
4 Просмотр мультфильма «Путешествие в страну ПДД»
Цель: Закрепление и систематизация полученных ранее знаний.
Май
Неделя Занятия Беседы Наблюдения Мультфильмы, презентации
Май
1 Праздники
2 Безопасность
Тема: Практические упражнения «Защита от клещей».
Цель: Пояснить, что укус клеща приводит к серьезным заболеваниям, и своевременное обращение к врачу спасает людям жизнь. Познакомить с местами обитания клещей, их внешним видом и способами защиты от клещей. Беседа на тему «Безопасность на воде».
Цель: закреплять знания о лете, играх детей летом, познакомить детей с правилами безопасного поведения на воде, воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь и жизнь окружающих, развивать внимание, мышление, память, речь.
3 Безопасность
Тема: Цветик-Семицветик.
Цель: Формировать навыки поведения детей во время отсутствия взрослых. Учить
детей выбирать безопасные игры и развлечения. Учить детей оказывать друг другу первую медицинскую помощь. Попросить детей понаблюдать, как взрослые ведут себя в лесу (при выезде на природу)
Цель: закрепить знания правильного поведения в лесу.
Просмотр мультфильмов «Безопасность в лесу.
4 Мультик Безопасность на воде»
Цель: закрепить и систематизировать знания по этой теме.
4этап «Презентация»
Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение ИКТ активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста, преодолевает интеллектуальную пассивность детей, обогащает социальный опыт, дает возможность использовать полученный опыт в практической деятельности, что способствует росту достижения детей и их ключевых компетентностей.
Применение ИКТ имеет ряд преимуществ:
повышение эффективности образовательного процесса за счет высокой степени наглядности, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
- одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
- при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;
- с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.)
Литература:
Белая К. Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ // Современное дошкольное образование. Теория и практика. № 4/2011. Виноградова Н. А. Интерактивная развивающая среда детского сада / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева // М. УЦ Перспектива: 2011. «Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие» / Под ред. Н. В. Микляевой. М. : ТЦ Сфера, 2012. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М., 2010. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».