МААМ-картинки

Формирование основ дорожной грамотности у дошкольников

Оксана Лаврова
Формирование основ дорожной грамотности у дошкольников

Лаврова О. В.

МДОУ учреждение детский сад №88, «Центр развития ребёнка «Улыбка», г. Белгород, Россия

Иванова Е. В.

МДОУ учреждение детский сад №88, «Центр развития ребёнка «Улыбка», г. Белгород, Россия

Безопасность на дороге детей была и остаётся одной из самых острых проблем современности. Как уберечь детей, предотвратить трагедию семьи, никогда не испытать боль бессмысленной и невосполнимой утраты? Помощь обществу в решении этой проблемы первыми могут оказать воспитатели детских садов. В дошкольном возрасте восприимчивость у детей к обучению высока, а навыки легко формируются и прочно закрепляются. Посредством развития и обогащения жизненного опыта можно достичь значительных результатов в овладении основными понятиями, умениями и навыками, которые в дальнейшем будут способствовать повышению уровня культуры их поведения на улицах города. Правила дорожного движения едины для взрослых и детей, но, к сожалению, они написаны только «взрослым» языком, поэтому главной своей целью и задачей для родителей, считаем умение доступно объяснить правила ребёнку. Анализируя практическую работу с детьми, мы сделали вывод о том, что отличное знание правил дорожного движения само по себе не гарантирует малышу безопасности. Обучая детей правилам дорожного движения, применяем в своей практике все доступные формы и методы работы. Это - беседы, игры - тренинги, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видео- и диафильмов, настольные, дидактические игры. В работе применяем следующие приё мы: используем свой и родительский авторитет, нежелание ребёнка огорчить взрослых плохим поведением, организовываем игровые ситуации для введения детей в роль культурных пешеходов с положительными привычками, давали чё ткую мотивацию правильного поведения: «Это нужно для меня», «Я буду хорошим пешеходом». Наиболее эффективным оказались ситуативные обучение - систематизация и анализ типичных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. В процессе учёбы дети наблюдали за реальной обстановкой на дороге, ситуацией воспроизводимой на макете, схеме или в авто-городке. Затем давали оценку действиям участникам дорожного движения, составляли рассказы о том, как бы я поступил в этой ситуации? Очень нравятся дошкольникам занятия, где им предлагается выполнять самостоятельно какие-либо задания: пройти лабиринт и помочь кому-то, раскрасить дорожные знаки или дорисовать недостающие элементы, найти правильный выход из сложившейся дорожной ситуации, решить кроссворд, логическую задачу. Отрабатывая практические навыки, объясняем детям, какая ошибка совершается наиболее часто: решив перейти проезжую часть, не осмотревшись и не остановившись, некоторые дети сразу же выходят, а иногда и выбегают на проезжую часть дороги. Что может произойти? «Человека транспорт сильно ударяет, отбрасывает его в сторону на несколько метров и может даже переехать». Как выработать у детей навык наблюдения за проезжей частью и объяснить правила её перехода? Например, можно так: дети подходят к пешеходному переходу, останавливаются, Затем подчёркнутым движением поворачивают голову влево, потом направо и ещё раз налево, убедившись в безопасности, строго под прямым углом к проезжей части, дети, не спеша, переходят дорогу. Нельзя бежать, разговаривать, толкаться. Дойдя до середины, останавливаются и поворачивают голову направо, налево и ещё раз направо. Рассказывается, как вести себя на середине проезжей части, если пришлось сделать вынужденную остановку. Особое значение всегда придавалось необходимости развивать мышление: умению обрабатывать полученную информацию, подключать знания, полученные от родителей, взрослых, от средств массовой информации (телевидение, радио кино). Ведь от того, насколько развиты мыслительные навыки, зависят скорость и точность оценки дорожной обстановки и прогноза её развития. На занятиях по психоэмоциональной разгрузке обучаем воспитанников способам психологического тренинга в неординарных ситуациях, которые могут произойти на дороге, по необходимости проводили психотерапию детских страхов «Внимание! Автомобиль!», «Если не успел на зелёный сигнал светофора?». Большое внимание уделялось созданию предметно-развивающей среды. Совместными усилиями детей и родителей создали уголок безопасности дорожного движения. Он включает в себя: игрушки - автомобили, модели средств регулирования дорожного движения (светофор, дорожные знаки, фигурки пешеходов, макеты различных зданий, деревья, схему перекрёстка и дорог, настольно - печатные игры: «Изучаем дорожные знаки», «Мой путь в школу», «Расставь знаки» и другие, плакаты, кубики, сюжетные картинки с дорожными ситуациями, атрибуты для сюжетно- ролевых игр (рули, шапочки, нагрудные знаки и символы, оборудование для ремонтных мастерских и автозаправочной станции). Вместе с детьми изготовили занимательный материал: альбом с кроссвордами, логическими заданиями, альбом с подборкой стихотворений и рисунками «Азбуку дорожную знать каждому положено», собрали небольшую библиотеку детских книг на дорожную тематику, серии раскрасок. Проделанная работа вызывает живой интерес у детей, особенно у мальчиков. Так многие стали коллекционировать модели автомобилей, собирали вырезки из журналов на тему «Транспорт», из конструкторов изготавливали автомобиль будущего. Любимыми стали сюжетно-ролевые игры: «Улица», «Поездка на автобусе», «Бензозаправочная станция», «Прогулка по городу», «Станция техобслуживания» и другие. Одним из направлений работы по профилактике детского дорожного травматизма является взаимодействие с родителями воспитанников. Ведь родители - это и пешеходы, которые личным примером воспитывают наших детей, и водители, в салонах автомобилей которых сидят дети, и пассажиры городского транспорта. В работе применяем различные формы работы с семьями : индивидуальный диалог с отдельными родителями, приобщение к чтению популярной литературы о культуре поведения, приглашение родителей на дискуссионные встречи с участием инспектора ГИБДД, врача - травматолога, проведение показательных мероприятий, практических занятий, например, «Оказание первой медицинской помощи в случае ДТП», размещение информации на стендах, ширмах, папках - передвижках и её регулярное обновление, раздача информационных писем, буклетов, памяток, тематические собрания, изучение положительного опыта МНПК «ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ» 62 семейного воспитания. Итоги наблюдений и данные диагностического обследования позволяют сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. У детей произошли значительные изменения. Они не только рассказывали, но и показывали (сами составляли дорожные ситуации, дорисовывали недостающие элементы рисунка, показывали движением рук, головы, положением тела) и проговаривали вслух свои действия. В поведении исчезла суетливость, неуравновешенность, спешка, бегающий взгляд. Появился навык наблюдения, у большинства детей сформированы навыки «переключения на проезжую часть» и «переключения на самоконтроль». Родители больше внимания и времени стали уделять данной проблеме. Повысилась их ответственность за жизнь и здоровье ребёнка, и понимание личного примера ответственного поведения. Несомненно, что проведённая работа оказывает положительное влияние на снижение детского дорожнотранспортного травматизма.

Публикация «Формирование основ дорожной грамотности у дошкольников» размещена в разделах

Список литературы

1. Авдеева, Н. Н., Князева, О. Л., Стеркина, Р. Б. Учебно-методическое пособие по основам безопасности и жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. М. 2004

2. Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД, Санкт-Петербург, 2010 г.

3. Степаненкова, Э. Я., Филенко, М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. М. 2003

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Аппликация «Моя первая копилка. Деньги»Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Аппликация «Моя первая копилка. Деньги» Фотоотчёт по формированию основ финансовой грамотности в средней группе "Моя первая копилка". Цель: формирование у детей среднего дошкольного.

Мероприятие «День дорожной грамотности»Мероприятие «День дорожной грамотности» ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ Утро Сюжетно-дидактическая игра «Когда мы пассажиры» Программные задачи • закрепить знания детей о правилах поведения.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группеФормирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе №2 «Бусинки» Особенно часто дети травмируются и погибают во время пожаров,.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Конспект занятия по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке»Конспект занятия по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке» Задачи: 1. Побудить детей отзываться на игровые действия с персонажами игрушками. 2. Учить детей правилам безопасного передвижения; объяснить.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Отчет о проделанной работе в рамках проекта «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»Отчет о проделанной работе в рамках проекта «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности» Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа.

Презентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотностиПрезентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотности Презентация к образовательному проекту "Тратим разумно. Сберегаем и экономим" формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ дорожной грамотности у дошкольников
Опубликовано: 20 августа 2021 в 13:53
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД