Ландыш Мингалиева
Формирование основ гражданственности и патриотизма
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей с социальной, духовно-нравственной, идеологической, культурно-исторической и другими аспектами.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества.
Публикация «Формирование основ гражданственности и патриотизма» размещена в разделах
Патриотизм – это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, это социальная толерантность, общественно значимое поведение и деятельность.
В формировании гражданской личности сочетается развитая нравственная, правовая и политическая культура.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений страны.
В рамках осуществления одной из основных целей Федеральной программы - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства - рассматривается на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям на ряду с жизнью, достоинством, свободой человека, значатся и такие, как: патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, в том числе, и крепкая семья, созидательный труд, «Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине, его человеческое
достоинство – силой его патриотизма».
Н. Г. Чернышевский
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей с социальной, духовно-нравственной, идеологической, культурно-исторической и другими аспектами.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества.
Патриотизм – это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, это социальная толерантность, общественно значимое поведение и деятельность.
В формировании гражданской личности сочетается развитая нравственная, правовая и политическая культура.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений страны.
В рамках осуществления одной из основных целей Федеральной программы - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства - рассматривается на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям на ряду с жизнью, достоинством, свободой человека, значатся и такие, как: патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, в том числе, и крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение.
Учитывая, что дети старшего дошкольного возраста уже начинают проявлять способность к соподчинению мотивов поступков, к определенной произвольной регуляции своих действий, умение соотнести свои поступки с нормами и правилами поведения. При выборе линии поведения старший дошкольник уже способен учитывать свой прошлый опыт, нравственные представления и оценки, мнение окружающих. Появляется интерес к событиям прошлого и будущего, жизнью разных народов. У детей старшего дошкольного возраста формируется социальная направленность поведения, углубляется интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений. Которое находиться в начальной стадии развития и требует постоянного управления детской деятельности и поведения.
Поэтому можно предположить, что ощутимый вклад в формировании основ гражданственности и патриотизма вносят региональные программы, которая в нашем дошкольном учреждении используется «Симбирский венец», разработанная М. А. Ковардаковой, Н. Ю. Майданкиной.
При этом, наиболее оптимальной и эффективной формой взаимодействия с детьми будет игровая деятельность. Так как дети 6 - 7 лет способны отражать в играх достаточно сложные социальные события - рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. При этом, в старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Поэтому становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры. У старших дошкольниках достаточно отчетливо проявляются избирательные интересы в выборе игр, индивидуальные предпочтения, особенности игр мальчиков и девочек. Проявляются индивидуальные черты в игровом поведении: дети-режиссеры, дети- исполнители/артисты, дети-сочинители игровых сюжетов, предпочитающие игровое фантазирование.
Основными задачами формирования основ гражданственности и патриотизма являются :
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа на основе осмысления ценностей - патриотизм, гражданственность, достоинство, права и свободы человека, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей.
В рамках реализации задачи формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях края, используется дополнительной региональной программы М. А. Ковардаковой, Н. Ю. Майданкиной «Симбирский венец», которая ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность. Формы реализации программы (включая проектную деятельность, элементы музейной педагогики и другое) способствуют развитию социальной активности детей: желанию в меру своих возможностей участвовать в событиях окружающей социальной действительности, вызывать стремление к ее позитивному преобразованию. Реализация программы предоставляет большие возможности для широкого взаимодействия дошкольного учреждения с родителями воспитанников при осуществлении образовательной деятельности.
В задачи программа включает:
Образовательные - формирование представлений об образе жизни человека с древнейших времен и до современности.
Воспитательные - воспитание интереса к событиям общественной жизни, уважения к культурно- историческим ценностям региона, воспитание в духе толерантности, выработку у дошкольников элементарных навыков взаимодействия с окружающими людьми.
Развивающие - формирование эмоциональной и мотивационной сферы дошкольников, волевых качеств.
Содержание образовательной деятельности основной программы по данной теме заключается в:
- Педагог воспитывает патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к нашей Родине - России. Знакомит детей с признаками и характеристиками государства с учетом возрастных особенностей восприятия ими информации (территория государства и его границы, столица и так далее). Рассказывает, что Россия - самая большая страна мира и показывает на глобусе и карте. Расширяет представления о столице России - Москве и об административном центре федерального округа, на территории которого проживают дети. Знакомит с основными положениями порядка использования государственной символики (бережно хранить, вставать во время исполнения гимна страны).
- Обогащает представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей, воспитывает уважение к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям.
- Знакомит детей с назначением и доступными практиками волонтерства в России, вызывает эмоциональный отклик, осознание важности и значимости волонтерского движения. Предлагает детям при поддержке родителей (законных представителей) включиться в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в населенном пункте.
- Расширяет представления детей о государственных праздниках: День России, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и космонавтики. Знакомит детей с праздниками: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады; Международный день родного языка, День добровольца (волонтера) в России, День Конституции Российской Федерации. Включает детей в празднование событий, связанных с жизнью населенного пункта, - День рождения города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан. Поощряет интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывает чувство гордости за ее достижения. Воспитывает уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.
- Развивает интерес детей к населенному пункту, в котором живут, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиям прошлого и настоящего. Способствует проявлению активной деятельностной позиции детей: непосредственное познание достопримечательностей родного населенного пункта на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края. Учит детей действовать с картой, создавать коллажи и макеты локаций, использовать макеты в различных видах деятельности. Знакомит детей с жизнью и творчеством знаменитых горожан; с профессиями, связанными со спецификой родного населенного пункта.
Тем самым, целевыми ориентирами формирования основ гражданственности и патриотизма на этапе завершения дошкольного образования являются:
- у ребенка сформированы основные нравственно-волевые качества; ребенок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
- ребенок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- у ребенка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью;
- ребенок способен понимать и обосновывать свои ценностные ориентации;
- ребенок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе; стремится сохранять позитивную самооценку; способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию (сочувствие, сопереживание, содействие);
- ребенок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей;
- ребенок обладает начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет: элементарными представлениями из области истории, искусства; об обществе, его национально-культурных ценностях; государстве и принадлежности к нему;
- ребенок владеет речью как средством коммуникации; знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров;
- ребенок способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства гражданско - патриотической тематики;
- ребенок способен решать адекватные возрасту личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу.
Таким образом, патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности. Изучение истории родной земли, истории Отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа позволит формирование основ гражданственности и патриотизма. Восстановление и сохранение национальных начал и основ жизни, традиций патриотизма, верности идеалам Отечества способствует нравственно-духовному развитию.