Юлия Слаутина
Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет «Масленица у ворот, за собой весну ведёт»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к народным праздникам и традициям.
Задачи: познакомить детей с русским народным праздником Масленица, её значением, символами, традициями; познакомить с народными играми; развивать непосредственного эмоциональное восприятие, речь, память, воображение, мышление, любознательность; воспитывать чувство радости от приходящей весны; воспитывать гражданские и патриотические чувства, эмоционально-положительное отношение к традициям русского народа, любовь к родному краю.
Публикация «Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет „Масленица у ворот, за собой весну ведёт“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Младшая группа
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Ход занятия (с просмотром презентации):
2 слайд
Воспитатель: Масленица – это один из самых радостных и светлых праздников на Руси, который отмечается очень давно и празднуется целую неделю. Это весёлые проводы морозной снежной зимы и встреча весеннего солнца, пения птиц и цветение цветов. В городах, селах и деревнях устраиваются народные массовые гуляния с катанием на санях и санках, уличные игры, песни, пляски под задорные прибаутки, частушки, ярмарки с угощением блинами, соревнования. В конце праздника обязательно сжигают чучело Масленицы в знак того, что зима уходит и сменяется весенним теплом.
3 слайд
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, почему этот праздник назвали Масленицей? (Ответы детей.)
По одной из древних легенд, Масленица – это имя маленькой девочки, которая жила на дальнем Севере. Она была дочерью Мороза и Метелицы.
Однажды группа людей забрели в эти места, и их замело снежной бурей. Они наверняка погибли, если бы не встретили маленькую Масленицу. Девочка помогла им выбраться из бури и дала возможность согреться, а потом неожиданно превратилась во взрослую румяную женщину и накормила гостей блинами, а также развеселила своими песнями и танцами. Народ веселился целую неделю, плясали, пели песни, радуясь наступившему теплу.
4 слайд
Воспитатель: Во время празднования Масленицы хозяйки всю неделю пекут блины и угощают ими всех родных и гостей, которые приходят к ним в дом.
Ребята, вы хотите узнать, почему на Масленицу пекут блины? (Ответы детей.)
Блины символизируют круглое, большое, тёплое солнышко. Именно его народ зазывает, провожая зиму. Люди с удовольствием пекут сладкое угощение, чтобы задобрить или другими словами «умаслить» солнце, которое должно подарить радостную весть и одарить мир ярким весенним светом.
Масленица, Масленица,
Дай блинком полакомиться.
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт!
5 слайд
Воспитатель: Раньше, в масленицу проходили ежедневные мероприятия. Каждый день был, как отдельный праздник, свои обряды и обычаи.
В первый день – понедельник, масленицу встречали. Люди делали чучело Зимы, наряжали в старую одежду, катали её на санях, а после ставили на гору, с которой позже сами катались. Хозяюшки принимались печь блины. Первым блином обязательно угощали бедных.
6 слайд
Воспитатель: На второй день, во вторник, молодые люди ходили по домам и выбирали себе невест. В этот день все могли посмотреть на представление дрессированного русского медведя. Люди, в масках и красивой традиционной одежде, устраивали конкурсы, показывали кукольный театр.
7 слайд
Воспитатель: В третий день, среду в каждом доме накрывали большой стол с угощениями. Зятья навещали тёщ. На улице появлялись торговые палатки, где продавали сладости, выпечку и пряности.
8 слайд
Воспитатель: На четвертый день, в четверг, люди активнее принимали участие в различных конкурсах. С этого дня начиналась Широкая Масленица. Блины пекли рекой.
Все хозяйственные работы прекращались и разворачивались настоящие гулянья. Люди катались с горок, на качелях и каруселях, устраивали веселые катания на лошадях, в санях, играли в снежки, водили хороводы, пели песни, играли в народные игры.
Давайте и мы с вами поиграем.
1. Подвижная игра «Карусель».
Цель: укреплять здоровье детей; учить детей водить хоровод; развивать равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус; воспитывать интерес к народным подвижным играм со сверстниками, эмоционально-положительное отношение к игровой культуре.
Описание: Дети встают в круг и перемещаются по кругу в разном темпе, согласно словам известной песенки:
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите, карусель остановите,
Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!
2. Игра «Масленичные горелки».
Цель: укреплять здоровье детей; учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов; развивать у детей быстроту движений, ловкость; воспитывать интерес к народным подвижным играм, дружелюбие, эмоционально-положительное отношение к народному фольклору.
Описание: В начале игры дети образуют «ручеёк» – становятся по парам в колонну, берутся за руки и поднимают их. По считалке выбирается ловишка, который встает в конце колонны, за линию, проведенную на расстоянии 2-3 шагов от колонны.
Дети хором произносят слова песни «Гори, гори ясно!»:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
– Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
С окончанием слов, пара, стоящая в самом конце, бежит вперёд вдоль колонны (один – справа, другой – слева, стремясь добежать до начала колонны и взяться за руки. Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки. Если ловишка успел это сделать, то он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловишкой. Если ловишка не поймал, он остаётся в той же роли.
3. Игра «Метание валенка».
Цель: укреплять здоровье детей; приобщать детей к народной культуре и культуре народов России; учить детей соблюдать правила игры, справедливо и честно оценивать в игре свои результаты и сверстников; развивать координацию движений, мышечный тонус, меткость; воспитывать интерес к традициям русского народа, игровой культуре.
Описание: Выходят двое соперников и начинают бросать валенок. Чей валенок улетит дальше, тот выигрывает и продолжает состязание. Проигравший выбывает. После первого тура половина участников отсеивается, а оставшиеся продолжают играть, опять в паре кидая валенки. Таким образом, останется только один! Он и будет объявлен победителем.
4. Игра «Как во нашем во дому».
Цель: укреплять здоровье детей; учить детей водить хоровод; развивать двигательные качества, выполнять движения согласно тексту; воспитывать интерес к истории и культуре страны, желание играть в народные подвижные игры со сверстниками.
Описание: Дети встают в круг, берутся за руки, ходят и ритмично говорят:
Как во нашем во дому
Печка истоплённая,
Блины испечённые,
Каравай состряпанный.
Далее движения согласно тексту:
Эдакий уууузенький! сойтись в узкий круг
Эдакий ниииизенький! сесть на корточки
Эдакий широооокий! сделать широкий круг, не отпуская рук
Эдакий высоооокий! высоко поднять руки вверх, встать на носки
9 слайд
Воспитатель: Пятый день традиционно проводился в тесном семейном кругу с близкими людьми. Масленица в пятницу занятна тем, что зятю, например вашему папе, полагалось не только позвать тещу, т. е. маму мамы, к себе в дом, но и угостить почетную гостью блинами, которые он приготовил сам.
В субботу жены, т. е. мамы, звали в гости родственников своих мужей, ваших пап.
10 слайд
Воспитатель: Последний день масленичной недели, воскресенье, называют Прощеным. Этот день является не только окончанием Масленицы, но и символом прощения, когда люди завершали праздник и по традиции просили извинения друг у друга.
Всё, что осталось от праздника, нужно было доесть или раздать бедным.
Главной традицией являлось сжигание зимнего чучела, как символа прощания с зимой и встреча весны.
11 слайд
Воспитатель: Многие масленичные традиции сохранились и до наших дней. Недаром масленица является одним из самых веселых народных гуляний!