Папки-передвижки

Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении

Вера Матвей
Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении

Содержание образовательного модуля :

1. Актуальность формирования культуры безопасности жизнедеятельности детей.

2. Культура безопасности жизнедеятельности : понятия.

3. Методические основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности в дошкольном возрасте.

4. Формирование основ КБЖ дошкольников при освоении образовательной области «Безопасность»

5. Работа с родителями по формированию основ культуры безопасности дошкольников.

6. Литература.

Публикация «Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

1. Актуальность формирования культуры безопасности жизнедеятельности детей

Актуальность проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций в образовательных учреждениях.

Наиболее уязвимой категорией подверженной различным видам опасности являются дети дошкольного возраста.

Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование культуры безопасности жизнедеятельности должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста (Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, Т. Г. Хромцова). Задача педагогов и родителей, по мнению Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях. Вместе с тем дети дошкольного возраста отличаются высокой степенью доверчивости, внушаемости, открытости и любознательности, что способствуют их уязвимости в случае возникновения опасной ситуации.

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий.

В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Именно поэтому формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности актуально в современном дошкольном образовании.

2. Культура безопасности жизнедеятельности : понятия

Понятия «культура безопасности» и «безопасность жизнедеятельности» отражают взаимосвязанные процессы и явления.

Безопасная жизнедеятельность - это жизнедеятельность по законам безопасности, которая включает профилактику, минимизацию рисков, преодоление, устранение последствий вредных и опасных факторов.

Культура безопасности личности включает в себя ряд дополнительных компонентов: безопасная жизнедеятельность, мотивация, опыт повышения готовности к безопасной жизнедеятельности.

Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Но недостатком этого определения является отсутствие указания на степень защищенности.

Поэтому более корректным является следующее определение: «Безопасность – состояние защищенности объекта защиты, при котором значение всех рисков не превышают их допустимых значений».

3. Методические основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности в дошкольном возрасте

Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ) в ДОУ происходит при освоении детьми содержания образовательной области «Безопасность» и направлено на достижение целей по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности, предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) и включения детей в систему социальных отношений.

Формирование основ КБЖ в ДОУ происходит через решение ряда следующих задач:

- формирование навыков безопасного поведения в повседневной жизни;

- научить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;

- познакомить с правилами безопасного поведения на улице, дома, на природе, с окружающими людьми;

- формировать качества личности безопасного типа (внимание, бережное отношение к людям и окружающей среде, трудолюбие, доверие, уверенность и т. д.);

- развитие игровой деятельности детей;

- обеспечить приобщение ребенка к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- формирование у ребенка положительного отношения к себе;

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Таким образом, во-первых, детям нужно:

o дать необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения;

o научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте;

o развивать самостоятельность и ответственность, при этом важно научить ребёнка объяснить собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вёл себя, почему это случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так.

Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни можно разделить на два периода. Первый — это дети 3—5 лет (младшая и средняя группа, второй — дети 5—7 лет (старшая и подготовительная группа).

Первый период — это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Осуществление работы с детьми данного возрастного периода должно быть направлено на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в них. Ребёнок 4—5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необходимую информацию.

Второй период (дети 5—7 лет, происходит изменение психологической позиции детей. В этом возрасте: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду, а это в свою очередь свидетельствует о том, что такие дети уже могут осознано отвечать за свои поступки, контролировать своё поведение, а также других детей и людей в целом. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученных знаний во время первого возрастного периода, а так же применением этих знаний в повседневной жизни.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ реализуется по следующим направлениям:

o социально-психологическое - предполагает развитие потребности к освоению навыков безопасного поведения и здорового образа жизни, интеллектуальное направление предполагающее получение комплекса теоретических знаний;

o оздоровительное - направленно на развитие физических качеств, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды.

Работа, направленная на освоение ребенком правил безопасного поведения должна осуществляться ступенчато: сначала важно заинтересовать детей вопросами безопасности; затем необходимо постепенно вводить правила безопасности в жизнь детей, показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях; упражнять дошкольников в умении применять эти правила.

Главной особенностью в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста является то, что при знакомстве детей с правилами безопасности очень важно делать акцент на формирование у них определённой безопасной модели поведения, которая включает:

o умение предвидеть опасность;

o умение принять меры во избежание опасности;

o умение обращаться за помощью к другим;

o уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.

Таким образом, особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста предполагают реализацию комплекса, который включает механизм, направления и модель, способствующие достижению эффективных результатов в формировании основ безопасности.

Для успешного формирования основ культуры безопасности жизнедеятельности у дошкольников необходимо создать ряд условий:

- предметно-пространственная, развивающая среда (ППРС);

- благоприятный психолого-эмоциональный климат в группе;

- деятельность детей.

7. Формирование основ КБЖ дошкольников при освоении образовательной области «Безопасность»

Цель: формирования основ безопасности жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Задачи работы с детьми 3-4 лет.

- Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах поведения на улице, дома, в общественных местах. О предметах требующих осторожного обращения, о предметах опасных для жизни и здоровья.

- Развивать способности к предвидению возможной опасности и построению адекватного, безопасного поведения.

- Сделать знания по разделу «Безопасность» личностно значимыми для каждого ребенка.

Задачи работы с детьми 4-5 лет.

- Активизировать знания детей, приобретенные при изучении основ безопасной жизнедеятельности :

- Знать о том, какую опасность таят в себе спички, об опасности шалостей с огнем, о последствиях пожаров.

- Активизировать знания о:

- сигналах светофора, о правилах перехода улицы, о правилах поведения в транспорте и на проезжей части.

- об опасностях при контактах с животными.

- об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми.

- о микробах и вирусах.

- о бытовых опасностях.

- о взаимосвязи и взаимодействии в природе.

Задачи работы с детьми старшего дошкольного возраста.

- формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами, легко воспламеняющимися предметами, о последствиях пожаров, о действиях при возникновении пожара, об опасностях в быту.

- об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми, о конфликтных ситуациях со сверстниками.

- о безопасном поведении во дворе, на улице, дороге, в городском транспорте, о правилах дорожного движения.

- о бережном отношении к природе, о правилах безопасного поведения на природе, о функциях организма человека, о личной гигиене, микробах и вирусах, здоровье и болезнях.

- развитие способности к предвиденью возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного, безопасного поведения.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей может, осуществляется по ряду следующих основных направлений :

o работа с детьми;

o работа с родителями (законными представителями) - проведение собраний, консультаций, семинары, открытые просмотры, вечера - развлечений и выставок художественно-продуктивной деятельности детей и взрослых и т. д. ;

o педагогическим коллективом и персоналом - педсоветы, совещания деловые игры, психологические тренинги, ПДС и др.

4. Работа с родителями по формированию основ культуры безопасности дошкольников

Работа с родителями — одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями

Цель работы с родителями — объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

Для этого необходимо определить план, направления сотрудничества с семьей, формы взаимодействия и выявить интересы и запросы родителей.

o Информационно-аналитическое - выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности (опросы, анкетирование: “Мой взгляд на безопасность”; “Причины опасности);

o Познавательное - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания у детей безопасного поведения. (Родительское собрание : “Безопасность детей – дело взрослых”; Семинары-практикумы: “Научим ребенка правилам поведения при приёме пищи”; “Меры предосторожности на игровой площадке”. Заочный родительский университет: “Личная безопасность ребенка в играх с песком ”; “Ребенок в туалетной комнате”; “Травматизм детей на качелях”).

o Просветительское (наглядно-информационное) - ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей (организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности; создание информационных проспектов для родителей на стенде “Безопасность”; выпуск газеты “Безопасность”; разработка памяток по организации безопасного поведения детей при организации игр с песком, со скакалками, с мячом, при использовании качелей разных видов, при катании с горки, при организации одевания на прогулку).

o Досуговое - установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Совместное проведение досуга, праздники, экскурсии. Выставки семейных творческих работ: “Безопасность”, совместных изобретений из природного и бросового материала на темы “Ловушка для песка”, “Безопасная скакалка”, “В стране безопасных игрушек“. В гостях у короля безопасной детской моды гнома Липучкина”. Участие в городских конкурсах творческих работ: “Сохраним своё здоровье”, “Островок безопасности”.

9. Литература

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. – С. П., 2002.

2. Стёркина Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста. //Дошк. воспитание - 1997№3.

3. Белая Н. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М. ,2000.

4. Болотов В. Н. О новых актуальных программах по дошкольному образованию// Дошкольное воспитание. -2003.-№1.-С. 4-9.

5. Денисенкова Н., Ваш ребёнок познаёт мир. /Дошк. Воспитание 2000 №1.

6. Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития дошкольников. // Детский сад от А до Я. -2004, №4.

Публикации по теме:

«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности Здравствуйте, друзья и гости странички. Спешу поделиться с Вами очередной публикацией из опыта работы. Недавно у нас в группе прошла «Неделя.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Мини-музей «Моя любимая сказка» в дошкольном образовательном учрежденииМини-музей «Моя любимая сказка» в дошкольном образовательном учреждении Мини – музей в дошкольном учреждении делает окружающую образовательную среду для детей притягательной, интересной, обогащающей мир детства.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Отчет о проделанной работе в рамках проекта «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»Отчет о проделанной работе в рамках проекта «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности» Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 23 ноября 2022 в 10:29
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД