МААМ-картинки

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Ирина Евгеньевна Козлова
Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

" Я не боюсь еще и еще раз сказать:

забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение

умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы"

В. Сухомлинский

ТЕМА: Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физиче-ской культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошколь-ный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у де-тей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематиче-ских занятиях физической культурой и спортом.

Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В. Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье : "…с ним ничего не страшно, ника-кие испытания, его потерять – значит потерять все…"

Задачи и содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, т. к. от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка.

Проблема укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педагогов, политологов, философов, социологов, физио-логов, экологов:

- проблемами ЗОЖ занимались: В. В. Колбанов, Г. К. Зайцев, Л. Г. Татарников, С. В. Попов и др.

- проблема психического здоровья детей исследовалась в трудах Л. А. Абрамян, И. В. Дубровиной, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Я. З. Неверович, Т. А. Репиной, М. Ю. Стожаровой и др. ;

- на важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования А. А. Бодалева, А. Л. Венгера, В. Д. Давыдова, М. И. Лисиной, А. В. Мудрика, И. П. Подласого, В. А. Сластенина, Е. О. Смирновой и др.

У детей старшего дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования пред-ставлений о здоровом образе жизни :

- активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности;

- заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети умеют сохра-нять и демонстрировать правильную осанку;

- дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслужи-вания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической ак-тивности».

Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных науки, оно обусловливается на 50% - образом жизни, на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и примерно на 10% - возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.

Формирование основ здорового образа жизни у детей - важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной разработанностью системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается в должной мере формирование основ здорового образа жизни. Не уделяется достаточного внимания планированию работы педагогов, совместной работе с семьей по форми-рованию основ здорового образа жизни, реализации роли взрослого в данном процессе. Также отмечается недостаток разработанных рекомендаций по организации предметно-пространственной среды, и соответ-ствующего методического обеспечения.

Осознание значимости проблемы здоровья детей дошкольного возраста, побудило коллектив нашего детского сада к проведению углубленной работе по формированию представлений у детей ЗОЖ. Работа проходила в подготовительной группе детского сада и состояла из трех этапов:

Констатирующий этап

Формирующий этап

Контрольный этап

Цель нашей работы – Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, приобщение осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения, как к соб-ственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Для реализации поставленной цели мы определили следующие задачи:

1. Проанализировать состояние здоровья детей.

2. Воспитать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни.

3. Воспитать самостоятельность в выполнении культурно-гигиенических навыков, обогащать представле-ния детей о гигиенической культуре.

4. Обогатить представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье.

5. Создать условия для реализации полученных знаний, умений и навыков в режиме дня.

Констатирующий этап: Дошкольный возраст - самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. По опыту работы мы убедились в необходимости поддер-жания и укрепления здоровья детей.

В начале нашей работы мы проанализировали карты здоровья детей, и сделали следующие выво-ды: В нашей группе 30% детей с первой гр. здоровья и 70% детей со второй гр. здоровья. Дети имели от-клонения в физическом развитии: заболевания нервной системы и органов дыхания. Картина довольна пе-чальная и подтверждала, что заниматься здоровьем, учить быть здоровым нужно как можно раньше.

Далее мы провели мониторинг по образовательным областям : «Физическая развитие»; «Социально – коммуникативное развитие» эти области направлены на соблюдение норм здорового образа жизни, пра-вил безопасного поведения и физическим и психическим здоровьем человека, его самочувствием, успеш-ностью в деятельности.

Данный мониторинг показал уровни развития детей. Большинство детей находились на низком уровне развития. Эти дети слабо контролировали выполнение своих движений, допускали нарушение пра-вил в подвижных и спортивных играх, знали мало игр, затруднялись в объяснении игровых правил другим, выполняли доступные возрасту гигиенические процедуры, элементарных правил здорового образа жизни только при напоминании взрослого, часто вели себя неосторожно по отношению к сверстникам, не соблю-дали правила безопасного поведения в быту и на улице.

Также для выявления уровня знаний у детей о здоровом образе жизни мы предложили им анкету «Расти здоровым», в которую были включены следующие вопросы:

1. Имеешь ли ты представление о понятии «здоровье»?

2. Как ты понимаешь словосочетание «здоровый образ жизни»?

3. Ведешь ли ты здоровый образ жизни?

4. Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым?

5. Делаешь ли ты утреннюю зарядку?

6. Выполняешь ли ты утренние водные процедуры?

7. Умеешь ли ты плавать?

8. Умеешь ли ты кататься на лыжах и коньках?

9. Что такое труд?

10. Любишь ли ты трудиться?

11. Входит ли в понятие здорового образа жизни трудовая деятельность?

12. Как ты трудишься?

13. Знаешь ли ты, что такое «вредные привычки»?

14. Знаешь ли ты о последствиях вредных привычек?

15. Почему нужно соблюдать здоровый образ жизни?

16. Как ты думаешь, правильно ли, что труд есть основа здорового образа жизни?

Данное анкетирование показало, что 60% детей имеют смутное представление о понятии «здоровый образ жизни»; имеют небольшое представление о вредных привычках; не всегда стремятся «настроить себя» на здоровый образ жизни, и всего 40 % детей дети имеют четкое представление о понятии «здоровый образ жизни»; отрицательно относится к вредным привычкам; настроены на здоровый образ жизни.

Формирующий этап : На основании вышесказанного мы разработали и включили в образовательный процесс систему работы с детьми. В работе были подобраны игры, беседы, упражнения, ситуации в НОД, которые соответствовали программе и возрасту детей.

Работа по формированию представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни требовала от нас широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к ана-лизу и самоанализу, готовности к нововведениям.

Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образова-нии. Предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования. Новшеством и условием повышения качества дошкольного образования сегодня является введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Сегодня все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО. Назрела необходимость собственных изменений.

«Актуальной задачей физического воспитания, - говориться в Концепции дошкольного воспитания, - явля-ется поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье дошкольников. Поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей.

Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, мы поставлены перед необходи-мостью осуществления всесторонних и масштабных перемен.

Педагогами нашего ДОУ ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в дет-ском саду в живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах дет-ской деятельности.

Одним из приоритетных направлений работы нашего пед. коллектива является формирование представле-ний о здоровом образе жизни, внедрение новых инновационных подходов в образовательный процесс. Необходимо выстроить педагогический процесс таким образом, чтобы дети сами добывали знания, на ос-нове которых нашли пути для самостоятельного оздоровления. Успешность и действенность работы педа-гогов по внедрению инновационных технологий оказывает позитивное влияние на развитие нашего ДОУ.

В ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда в группе должна быть содержа-тельно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. со-здавалась условия для самостоятельной здоровьесберегающей деятельности детей, инициируя разнообраз-ными игровыми проблемными и поисковыми ситуациями. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в двигательной активности физическими упражнениями в группе был оборудован физкультурный уголок: в нем все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физ-культурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

Для того чтобы дети самостоятельно и под руководством воспитателя получали элементарные зна-ния и навыки по формированию своего здоровья в «Уголках здоровья» был накоплен богатый материал: дидактические игры, пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.

С детьми ежедневно проводилась утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнера-достное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимна-стика проходила в спортивном зале, и сопровождалась музыкой, что благоприятно влияло на эмоциональ-ную сферу старшего дошкольника, способствовала хорошему настроению детей.

Организовывали вместе с детьми простейшие практические ситуации, как поступить, если заложен нос, заболело ухо, промокли ноги, как провести гимнастику для глаз, как заботиться о коже. Вовлекали де-тей в проектную деятельность, предлагали им самостоятельно решать задачи, связанные со здоровым обра-зом жизни и здоровьесберегающим поведением : «Создаем азбуку здоровья», искали ответ на вопрос «Кто помогает нам быть здоровым, придумывали рекламу полезных для здоровья продуктов, придумывали рецепт «Салата здоровья», рисовали плакат для малышей «Как помочь увидеть хороший сон», «Безопас-ность на дорогах». Создали «Энциклопедию безопасных ситуаций», книгу полезных советов «Как правиль-но себя вести на улице, в лесу, у водоема».

Обсуждали вместе с детьми и организовывали выставки детских или совместно подготовленных с родителями коллекций: «Полезные для здоровья предметы и вещи», «Обереги здоровья», «Наши добрые помощники» (об органах чувств).

Инновацией в нашей работе стала разработка системы дидактических игр здоровьесберегающего содержания для детей старшего дошкольного возраста, которые мы организовывали вместе с детьми. В нее вошли такие игры как: «В гостях у Айболита», «Уроки Мойдодыра», «Полезные и вредные привычки», «Что полезное и вредное для зубов» и т. д.

В соответствии с ФГОС для более эффективного решения образовательных задач области «Здоро-вье» мы интегрировали с областями: «Познание» (расширяя у детей кругозор в части представления о здоровье и ЗОЖ, «Коммуникация» (способствуя развитию свободного общения с взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека, «Труд» (накапливали опыт здоровьесберегающего поведения в труде, осваивали культуру здорового труда, «Чтение художественной литературы» (используя чтение художе-ственных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»).

Знакомили детей со стихами, пословицами, поговорками о здоровье, закаливании, гигиене, культу-ре еды. Читали детям литературные произведения соответствующей тематики, например, А. Барто «Насту-пили холода», А. Акулин «Ледоеды», В. Бондаренко «Где здоровье медвежье», С. Прокофьев «Силач», В. Голявкин «Про Вовкину тренировку». Активизировали творческую деятельность, предлагая детям рисовать или придумать загадки на тему здоровья.

Также в целях формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни мы использовали парные сюжетные картинки, где на одной из них изображен ребенок, который ведет здоро-вый образ жизни, а на другой – нет. Мы побуждали детей выразить свое отношение к происходящему, оценить поведение персонажей и отметить, кто из персонажей нравится, кто - не нравится и почему. Орга-низовывали встречи детей с людьми, чьи профессии связаны с охраной и укреплением здоровья (врач, мед-сестра, массажист).

Развитие движений, воспитание двигательной активности старших дошкольников осуществлялись во время прогулок. Каждая прогулка имела определенное содержание. Так, для прогулки мы разработали систему народных подвижных игр, эстафет, соревнований. Собирали природный материал для дальней-шей работы с ним в группе.

Большое значение уделялось организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей ис-пользовались различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводилась гимнастика после сна в сочетании с профилактическими про-цедурами и массажем. Вечернее время было предназначено для снятия утомления. Поэтому больше вклю-чалось мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыки, смехотеропии, сказко-терапии.

Процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно свя-зан с формированием культурно – гигиенических навыков, с охраной их жизни и здоровья. В нашем дет-ском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.

Эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом обра-зе жизни может осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов детского сада.

Режим дня – это не просто регламентированное время препровождения, а специально организован-ная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитательное значение. Режимные моменты способствуют воспитанию у детей, прежде всего, культурно-гигиенических привычек. Навыков общения со сверстниками и взрослыми, дисциплинируют воспитанников, помогают им быть активными, самостоятельными. Поэтому мы четко соблюдали режимные моменты, следили за тем, чтобы дети не перевозбуждались, дозировали нагрузку, избегали однообразия и монотонности детской деятельности.

Основными педагогическими формами и методами формирования психологического здоровья детей являлись : проведение специально разработанных психологических упражнений; психологических игр; этюды; разрешение проблемно-практических ситуаций; игры-драматизации; подвижные игры; чтение и анализ сказок; беседы; творческие игры; сочинение сказок; коллективный радостный труд.

Особое внимание в системе ЗОЖ мы уделяли проведению закаливающих процедур, способствую-щих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

Для этого мы использовали нетрадиционные методики оздоровления детей.

Профилактика плоскостопия: использование ходьбы по «дорожкам здоровья», специальные комплексы упражнений по профилактике плоскостопия, самомассаж стоп. Профилактика сколиоза: использование упражнения «Ладошки на стене», упражнения на напряжение и расслабление мышц спины, грудной клетки и живота. Для развития мелкой моторики рук, способности координации движений, активизации речевого развития использовали пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управле-ния своим телом, что предотвращает возможность возникновения детских неврозов. Для повышения обще-го жизненного тонуса, устойчивости организма к заболеваниям дыхательной системы, укрепления диа-фрагмы, улучшения лимфо - и кровообращения в легких, улучшения деятельности сердечнососудистой си-стемы использовали в работе с детьми различные виды дыхательных гимнастик.

В нашей работе важен индивидуальный подход к личности каждого ребенка, учет ее возрастных особенностей. Так как старшие дошкольники, как дети одной и той же возрастной категории, имели раз-ные представления о здоровом образе жизни, работа проводилась дифференцированно, с учетом интересов, потребностей и уровня знаний детей.

С целью теоретической и практической подготовки родителей к пониманию важности проблемы формирования психологического здоровья у детей необходима организация специальной работы с ними. В нашем учреждении подобную работу мы проводили в форме организации «семейного клуба», в заседании которого включались элементы тренинга. Вместе с инструктором по физической культуре мы проводили праздники «Здоровья», «Веселые старты», в которых участвовали дети и их родители. Устраивали конкурс на лучшее сочинение «Здоровый образ жизни моей семьи». В родительском уголке размещали консульта-ции, «Как заботиться о своем здоровье», «»Витаминная семейка» и т. д., рекомендации.

С целью оптимизации процесса формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе в трудовой деятельности мы применяли и рекомендовали родителям широко применять такие виды деятельности в семье как:

- чтение литературы о труде: В. Осеева «Труд согревает», «Что легче?»,

«Простое дело»;

- совместное создание атрибутов к подвижным играм;

- встречи с героями труда, людьми различных профессий;

- беседы о пользе труда: «Уважай труд дворника», «Мамины помощники»;

- показывать детям характер труда и его значение в жизни, и здоровье людей;

В процессе формирования представлений старшего дошкольника о здоровом образе жизни большой силой воздействия обладает личный пример воспитателя. Воспитательное действие его, основано, на склонности и способности детей к подражанию. В процессе общения с взрослыми и путем подражания ему дети старшего дошкольного возраста легче усваивают полезность труда и образцы здорового образа жизни.

Таким образом, воспитатель имеет широкие возможности для формирования представлений стар-ших дошкольников о здоровом образе жизни.

Контрольный этап: В конце нашей работы мы провели повторный мониторинг по образователь-ным областям : «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», который показал, что большинство детей достигли высокого уровня развития. Они результативно и точно выполняли физические упражнения. В двигательной деятельности успешно проявляли быстроту, ловкость, выносливость, силу и гибкость. Умели обслуживать себя и пользоваться полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены (мыть руки, умываться, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть уши, причесывать волосы и т. п.). Соблюдали правила безопасного поведения в подвижных играх. Имели представление о том, что такое безопасное поведение, понимали, как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуа-циях в быту, на улице. Имели представления о том, что такое здоровье, понимали, как поддержать, укре-пить и сохранить его.

Для выявления уровня знаний у детей о здоровом образе жизни мы провели повторное анкетирова-ние, из которого мы узнали, что 90 % детей хорошо усвоили правила здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, правила гигиены, занятия физкультурой и спортом, закаливание, обладают пред-ставлениями о полезных и вредных привычках; о поведении во время болезни (необходимость приема ле-карств, выполнения рекомендаций врача и пр.) и 10 % детей на среднем уровне развития с этими детьми проводится индивидуальная работа и даны рекомендации родителям.

На протяжении всей работы взрослые являлись активными участниками образовательного процесса, что помогло повысить результативность работы. Заинтересованность родителей в нашей работе позволила закреплять полученные детьми в ДОУ знания и умения в повседневной жизни. Начатую совместную работу с семьей в данном направлении считаем необходимым, продолжить в форме семейного клуба «Будь здоров.

Заключение

Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигие-нически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки.

На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается по-зитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.

Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.

Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.

Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре без-опасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Обобщение данного передового педагогического опыта работы по ЗОЖ проходило на педаго-гическом совете № 3, который состоялся в январе 2013 года, также в этом же году планируется его публи-кация в сборнике материалов из опыта

Публикации по теме:

«Я хочу здоровым быть». Открытое занятие в средней группе на тему «Формирование основ здорового образа жизни у детей 4–5 лет»«Я хочу здоровым быть». Открытое занятие в средней группе на тему «Формирование основ здорового образа жизни у детей 4–5 лет» Программное содержание: Обучающая задача: развитие способностей у детей заботиться о своем здоровье, объяснить необходимость витаминов для.

Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста посредством культурно-досуговой деятельности Реагируя на все изменения социальных условий и требований общества, педагогика создает новые подходы к осуществлению образовательного процесса.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Из опыта работы «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» (Раздел «Работа с родителями») Подготовила:.

Инновационный педагогический опыт «Формирование здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста» "Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.

Памятка для родителей «Формирование правил здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»Памятка для родителей «Формирование правил здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 1. Каждый новый день начинайте.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ и семье 1слайд Уважаемые коллеги! Я, Литвинова Людмила Бароновна, представляю Вашему вниманию презентацию на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА.

Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста 2 слайд От жизнерадостности и бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои.

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Я хочу здоровым быть!» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 18 «Рябинушка» Проект по формированию основ здорового образа жизни.

Статья на тему «Формирование здорового образа жизни У Детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 ноября 2016 в 15:23
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД