Получи документы

Формирование педагогической культуры родителей средствами семейного консультирования в условиях ДОУ

Юлия Михаловская
Формирование педагогической культуры родителей средствами семейного консультирования в условиях ДОУ

Формирование педагогической культуры родителей средствами семейного консультирования в условиях ДОУ

На сегодняшний день, когда нарушены семейные традиции, увеличивается количество неполных, конфликтных семей, у родителей нет времени на воспитание своих детей из – за современного ритма жизни, нет единого стиля воспитания ребенка в семье, все это приводит к тому, что родители не выполняют свои воспитательные функции, у них отсутствует мотивация в решении проблем, связанных с воспитанием и развитием ребенка в семье. Также в современных условиях отмечается безграмотность родителей в решении семейных проблем; неготовность и нежелание их менять сложившиеся стереотипы воспитания. Все эти факторы влияют на уровень сформированности педагогической культуры родителей, который в свою очередь отрицательно сказывается на результатах воспитательной деятельности по отношению к детям и проявляется в их низком уровне педагогической культуры. Именно поэтому формирование педагогической культуры родителей должно выступать одной из важнейших задач современного общества, частью государственной социальной политики.

Публикация «Формирование педагогической культуры родителей средствами семейного консультирования в условиях ДОУ» размещена в разделах

Педагогическая культура непростой исторически сложившийся парадокс, отражающий ценностные ориентиры, талант и способность педагога. Но педагогическая культура родителей в науке рассматривается несколько по-иному.

Педагогическая культура родителей (в широком социально-педагогическом смысле) – это составная часть общей культуры человека, в которой отражается накопленный человечеством за всю его историю опыт воспитания детей в семье. Под педагогической культурой родителей (в узком педагогическом смысле) понимается такой уровень их педагогической направленности, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитании. С одной стороны, педагогическая культура отражает уровень усвоения человеком сложившегося в обществе социально-педагогического опыта, с другой – реализацию этого опыта в повседневной деятельности.

Из данного определения можно отметить следующие главные составляющие педагогической культуры :

- педагогическая подготовленность родителей или определенный объем педагогических, психологических, медицинских, экономических и некоторых других знаний;

- практические умения родителей по воспитанию детей;

- умение родителей решать разнообразные педагогические задачи, умение использовать опыт воспитания детей предыдущих поколений.

Критериями педагогической культуры родителей могут служить : умения учитывать возрастные особенности детей (находить верный тон в отношениях с ними в зависимости от возраста); способность выявлять и объективно оценивать их положительные и отрицательные черты; стремление к педагогическому самовоспитанию; сотрудничество со школой и другими воспитательными институтами; интерес к положительному опыту воспитания детей в других семьях и желание использовать его на практике; достижение единых требований к детям.

Для того чтобы грамотно формировать личность ребенка, у родителей должен быть достаточный уровень сформированности их педагогической культуры.

Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где они могут повышать свой уровень педагогической культуры.

Одна из задач дошкольного учреждения - раскрыть перед родителями важные стороны психолого-педагогического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать родителям соответствующие приёмы воспитания.

Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом правильного и эффективного воспитания детей. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотнее будут устанавливать с ними контакт.

Одним из способов формирование и повышение уровня педагогической культуры родителей в условиях дошкольного образовательного учреждение является семейное консультирование.

Семейное консультирование представляет собой особый вид психологической помощи, направленной на восстановление и преобразование связей членов семьи друг с другом и миром, что способствует созданию благоприятной обстановке в семье, повышает как общий уровень, так и уровень педагогический культуры родителей, что на сегодняшний день необходимо в современных условиях для формирования полноценного развития ребенка.

Педагогическая помощь родителям в условиях ДОУ должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Консультационная работа с родителями, направленная на формирование их педагогической культуры будет иметь конкретный, действенный характер, если в ней будут реализованы в единстве следующие основополагающие задачи:

1. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологического климата, особенностями поведения ребенка в семье.

2. Определение уровня педагогической культуры родителей.

3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.

4. Распространение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.

5. Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.

6. Проведение консультаций, лекций, бесед, практикумов, тренингов и пр. с целью повышения уровня сформированности педагогической культуры родителей.

7. Проведение совместных мероприятий, с целью сближения родителей и детей посредством включения в совместную деятельность.

Решить эти задачи можно при помощи различных консультационных форм работы дошкольного учреждения с родителями.

Формы и средства семейного консультирования, применяемые в ДОУ, направлены на получение родителями знаний, умений и навыков в области воспитания и развития ребенка.

Существуют разнообразные консультационные формы работы дошкольного учреждения с родителями :

1. Дни открытых дверей - дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов.

2. Педагогические беседы с родителями - одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в родительское собрание, посещение семьи и пр. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

3. Индивидуальные тематические консультации - полезны как для родителей, так и для специалистов. Родители получают реальное представление о делах и поведении ребенка в детском саду, специалисты ДОУ - необходимые им сведения для более глубокого понимания проблем каждого ребенка.

4. Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. В содержании лекции должны быть включены особенности поведения ребенка, закономерности физического и психического развития, правила семейного воспитания и пр.

5. Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума предлагается найти выход из какой-либо ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и ДОУ и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

6. Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом и пр. Родительская конференция - итоговая форма работы с родителями. Она проводится, как правило, один раз в году. Ее цель - обобщение и систематизация знаний, полученных родителями и другими членами семьи в результате работы детского сада.

7. Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания, это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующая активное педагогическое мышление.

8. Консультации - обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке и пр.). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение» и пр.).

9. Институт педагогических знаний – одна из форм повышения педагогической культуры родителей. В процессе деятельности института родители получают необходимые педагогические знания, знакомятся с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста детей и их запросов.

Использование консультационных форм работы ДОУ с родителями является решающим условием в формировании педагогической культуры родителей. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде консультационной психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участия их в развивающей образовательной работе с детьми. Задача педагогов - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.

Реализация консультационных формы работы дошкольного учреждения с родителями должна осуществляться в 4 основных направлениях работы с родителями, а именно:

1. Познавательное направление - сфокусировано на ознакомлении родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формировании у родителей практических навыков воспитания детей.

2. Информационно-аналитическое направление - ориентировано на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

3. Наглядно-информационное направление - даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, просветить их о родительских обязанностях и ответственности.

4. Досуговое направление - призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Таким образом, ДОУ имеет широкие педагогические возможности использования средств семейного консультирования в формировании педагогической культуры родителей. Наличие оборудования и специальных помещений, организация развивающего пространства позволяет организовывать работу как индивидуально, так и с подгруппой детей и родителей. Невозможно достичь полноценного эффекта работы без тесного сотрудничества ДОУ с семьями детей.

Эффективно организованное сотрудничество дошкольного учреждения и родителей дает импульс построению взаимодействия ДОУ с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, стремление к взаимопониманию и формированию педагогической культуры родителей, что дает им возможность пересмотреть привычные способы взаимодействия с ребенком.

Публикации по теме:

Формирование личности дошкольника средствами книжной культуры Человек, как личность развивается на протяжении всей своей жизни, однако самые главные личностные свойства и психологический фундамент личности.

Проблема формирования у детей правовой культуры в условиях семейного воспитания «Проблема формирования у детей правовой культуры в условиях семейного воспитания» Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня на собрании.

Формирование культуры общения средствами игровой деятельностиФормирование культуры общения средствами игровой деятельности Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок постигает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт.

Формирование математических представлений у старших дошкольников и младших школьников в условиях семейного воспитания Главенствующая роль семьи определена уже давно, ведь она является для ребенка и средой обитания, и воспитательной средой одновременно. С.

Формирование экологической культуры детей средствами музыкально-образного познания природы «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном.

Формирование эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной музыкальной культуры Формирование эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста требует комплексный подход. Использование проектной технологии формировании.

Консультация для родителей «Формирование связной речи у детей средствами театрализованной деятельности в домашних условиях» Выполнил воспитатель старшей группы Гризун Анна Александровна. Человек всю жизнь доводит до совершенства личную речь, овладевая богатствами.

Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 31 муниципального образования Усть-Лабинский район Тема.

Семинар «Формирование экологической культуры и культуры ЗОЖ в условиях ФГОС» .

Проблема формирования у детей правовой культуры в условиях семейного воспитания Выступление перед родителями Проблема формирования у детей правовой культуры в условиях семейного воспитания Одним из приоритетных направлений.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование педагогической культуры родителей средствами семейного консультирования в условиях ДОУ
Опубликовано: 14 июня 2019 в 06:37
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД