Формирование первоначального логико-математического опыта у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Елена Аверьянова
Формирование первоначального логико-математического опыта у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Умственное развитие дошкольников – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью.

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими логико-математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Но, как известно, мышление ребёнка не может сформироваться спонтанно, без целенаправленного внешнего воздействия. Отсюда вытекают основные требования к форме организации обучения и воспитания—сделать непосредственно организованную деятельность по формированию элементарных математических представлений максимально эффективной для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребёнку максимально доступный объём знаний и спланировать поступательное интеллектуальное развитие.

Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний в школе. Причин этому много. Одна из них, возможно, наиболее серьёзная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к учёбе, к самому предмету – математике. Поэтому неспроста математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике.

В связи с этим нас заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании первоначального логико-математического опыта у детей дошкольного возраста посредствам использования дидактических игр.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических и занимательных игр, задач, развлечений. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.

В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в подборе и использовании дидактических и занимательных игр в целях формирования логико-математического опыта у детей дошкольного возраста.

Главной целью нашей работы стала необходимость разработать систему образовательной деятельности с детьми с использованием дидактических игр, которая способствовала бы формированию первоначального логико-математического опыта у детей дошкольного возраста. Система работы по формированию логико-математического опыта у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр реализовывалась в группах детей 5 - 7 года жизни.

Задачи:

1. Составление перспективного плана распределения дидактических и занимательных игр в образовательной деятельности.

2. Организация новых форм работы с детьми с целью ознакомления их с математическими эталонами и понятиями.

3. Помочь детям сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворять детскую потребность к активной деятельности.

4. Формировать и совершенствовать общие умственные способности: логику мысли, рассуждения и действия, гибкость мыслительного процесса.

5. Расширять и углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.

Место дидактической игры в структуре образовательной деятельности по формированию логико-математических эталонов определяется возрастом детей, целью, назначением, ее содержанием. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. Дидактические игры уместны и в конце взаимодействия с ребенком с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

Дидактические игры оправдывают в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Работа по развитию у детей математических представлений организуется в непосредственно организованной деятельности и в совместной и самостоятельной деятельности в режиме дня.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно были разделены на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры путешествие во времени.

3. Игры на ориентирование в пространстве.

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на логическое мышление.

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, дети знакомятся с образованием всех чисел в пределах 10, 20, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней.

Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

Вторая группа математических игр: игры–путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети 5 года жизни смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник - второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.). Проводится игра типа "Лото". Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого, на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Начинать надо с самых простых головоломок – с палочками, где в ходе решения идут, как правило, трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели.

Для детей 5-7 лет задачи на смекалку можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности).

1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.

2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

В ходе обучения способам решения задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, ставим цель – учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения. Самые простые задачи первой группы дети без труда могут решить, если ежедневно упражнять их в составлении геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников) из счетных палочек.

Результативность работы отразилось в положительной динамике сформированности первоначального логико-математического опыта у дошкольников: владеют количественным и порядковым счетом, умеют соотносить количество предметов с цифрой, составлять число из единиц,знают геометрические фигуры и их признаки; умеют отсчитывать предметы по названному числу или по образцу, владеют понятиями «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну», определять положение предмета в пространстве, сравнивать предметы по длине методом наложения, определяют величину предметов (длинный, короткий, одинаковые, ориентироваться на листе бумаги, решать простые задачи, при их решении осознанно выбирают арифметические действия сложения (+) и вычитания (-) с опорой на наглядный материал; у детей сформированы временные представления: дети знают времена года, месяцы, дни недели, части суток.

Использование занимательного материала в организованной образовательной деятельности по формированию логико-математических представлений обеспечивает для каждого ребёнка ситуацию успешности, а у малоактивных детей воспитывается чувство уверенности в себе и своих возможностях.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка. Таким образом, достигнутые результаты подтверждают значимость и эффективность педагогического замысла, а в ходе работы реализованы поставленные цели и задачи.

Применение данного опыта возможно в условиях ДОУ в работе с детьми, свободной игровой деятельности в форме групповых, подгрупповых взаимодействий педагога с воспитанниками.

Материалы опыта могут быть использованы в деятельности воспитателей и родителей в работе с дошкольниками.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрФормирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Я предлагаю Вашему вниманию многофункциональное пособие «На цирковой арене. Данное дидактическое пособие состоит из круга диаметром 35 см.

Презентация «ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия.

Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Опыт работы по теме: «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами дидактических игр.

Консультация «Развитие логико-математического мышления у детей дошкольного возраста» Логическое мышление – это мышление путем рассуждений или построение причинно-следственных связей. Развитие логического мышления – это залог.

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр Методическая разработка «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр» Цель. Повышение.

Обобщение опыта работы «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Отчет по самообразованию «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Отчёт о работе по самообразованию за 1 полугодие 2016-2017 учебного года. Младшая разновозрастная группа. Воспитатель: Мошкина Н. В. Тема:.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры». Родной язык играет уникальную роль в становлении.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Формирование первоначального логико-математического опыта у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
Опубликовано: 3 мая 2018 в 14:33
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

Конспект ОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «День народного единства»
Цель: воспитание у детей чувства дружбы, патриотизма, гордости за свою Родину. Задачи: обучающие: расширять представления детей о территории России,...
Консультация для родителей «Что должен уметь дошкольник»
Уважаемые родители, ваш ребенок еще не школьник, но нынешняя реформа школы уже скоро коснется и вашей семьи, будущего первоклассника. Ведь главная ее...
Работа по методике развития чувства ритма у детей 5–8 лет «Ритмический лес»
Подготовил и разработал: Музыкальный руководитель МАДОУ №8 г. Сухой Лог Карпуков Д. М. «Музыка – не простое развлечение и не добавление, которым можно...