Лучший педагог года

Формирование положительного отношения к еде в группах раннего возраста в домах ребенка

Ковалева Анжелика Николаевна
Формирование положительного отношения к еде в группах раннего возраста в домах ребенка

Воспитывая детей раннего возраста, персоналу дома ребенка надо помнить, что они первые, кто должен умело, очень тонко и осторожно придать ребенку те черты и особенности, которые расцветут и окрепнут у него в дошкольном возрасте.

Именно в раннем возрасте должно быть положено начало этой воспитательной работе, так как чем позже она будет начата, тем труднее будет ее осуществить.

Публикация «Формирование положительного отношения к еде в группах раннего возраста в домах ребенка» размещена в разделах

Малышам свойственны живой интерес к окружающему, активность, эмоциональность, стремление к самостоятельности — все это создает благоприятные условия для воспитания культурно-гигиенических навыков, имеющих очень большое значение для развития детей.

Наличие культурно-гигиенических навыков — важное условие для поддержания здоровья, так как соблюдение правил личной гигиены предохраняет от инфекционных заболеваний.

Ежедневно повторяя одни и те же действия, ребенок совершенствует движения: они становятся более точными, ловкими, координированными.

Ребенок шире познает окружающий мир, так как, пользуясь разными предметами (ложка, салфетка, знакомясь с их свойствами, осмысливает простые связи между явлениями (не наклонился над тарелкой — рубашка грязная).

Культурно-гигиенические навыки способствуют развитию речи: воспитатель наряду с показом и непосредственной помощью пользуется словом (называет блюда, поясняет действие, указывает на основные признаки).

Благодаря культурно-гигиеническим навыкам развиваются, приобретают силу и устойчивость такие психологические функции, как внимание и воля (это связано с тем, что детям раннего возраста требуется постоянное воспитательное воздействие).

Овладение культурно-гигиеническими навыками приводит к удовлетворению стремления к самостоятельности что формирует положительное отношение к процессам воспитания.

Ребенок, лишенный во время еды активности, кушает вяло (и воспитатели прибегают к разным ухищрениям, чтобы его накормить).

Поэтому воспитатель должен знать ценность культурно-гигиенических навыков, а также то, какие из них доступны ребенку того или иного возраста, и уметь обеспечить их своевременное развитие.

Обучать детей питаться самостоятельно необходимо с одного года.

В это время нужно следить за ребенком : сколько пищи он набирает; как открывает рот; как кладет в рот ложку; не спешит ли он. Докармливать ребенка можно своей ложкой (но есть хлеб он должен самостоятельно).

Посуда должна быть удобной для самостоятельной еды: достаточно большие тарелки, ложки десертные, устойчивые легкие чашки с широким дном и удобной ручкой.

Главное внимание в этом возрасте уделяется развитию жевательных мышц, умению ребенка тщательно пережевывать пищу.

ПРИМЕР: стограммовое яблоко двухлетний ребенок съедает за 20 минут, трехлетний — за 15 минут

Четкий режим вырабатывает прочный рефлекс «на время» (способствует выделению пищеварительного сока в определенные часы, соответствующие кормлению).Слабых детей с пониженным аппетитом можно кормить чаще, небольшими порциями.

Так как прорезывание молочных зубов заканчивается лишь к двум годам (а у некоторых детей к началу третьего года, то примерно до одного года восьми месяцев ребенку дают пищу, не требующую энергичного жевания: каши, картофельное пюре. Но по мере развития жевательного аппарата необходимо давать плотную пищу и приучать к жеванию (иначе ребенок будет отказываться от твердой пищи и маленький комок вызовет рвотный позыв).

Важно, чтобы процесс питания был для ребенка максимально привлекательным, и воспитателям важно создать положительно-эмоциональное отношение к процессу (потешки, прибаутки, и помнить, что работа по формированию культурно-гигиенических навыков должна вестись непрерывно, а не от случая к случаю. Чем раньше у ребенка сформированы правильные навыки еды, тем они прочнее закрепятся и станут привычкой. Так в грудной группе при кормлении воспитатели используют потешки, прибаутки.

Гу-ту-ту, гу-ту-ту,

Вари кашу круту,

Подливай молочка

Накорми казачка!

Много времени и сил тратится на то, чтобы научить детей правильно де ржать ложку, т. е. тремя пальцами. Начиная с 1 года 2 мес. во время кормления даем ребёнку в руку десертную или чайную ложку, направляя ему в рот своей рукой (ребёнок сначала держит ложку в кулачке).

А с 1 года 4 мес. побуждаем ребёнка есть самостоятельно густую пищу, а затем жидкую, помогаем регулировать движения.

Только единство требований к ребенку раннего возраста и методов работы с ним могут обеспечить успех. Воспитатели знают, что навыки в этом возрасте легко формируются, но при незначительном изменении привычных условий быстро исчезают.

Дети раннего возраста трудно привыкают к новым для них блюдам. Труднее всего — к овощам. Их надо предлагать очень настойчиво. В случае отказа маскировать, соединяя с мясом, кашей. Котлеты и рыбу подавать удобными для еды кусочками.

Помните: большие порции способствуют снижению аппетита и служат причиной нарушения нормальных функций пищеварительных органов. Между кормлениями дети не должны получать сладости, фрукты. Их предлагают в полдник. Жидкость в рационе детей раннего возраста должна быть включена в количестве, которое бы полностью удовлетворяло их потребности.

Соблюдение режима является условием полноценного физического развития и жизнерадостного настроения, хорошего аппетита, спокойного сна малышей.

Главное в воспитании детей раннего возраста — придерживаться принципов последовательности и постепенности.

Принцип последовательности реализуется в умении выполнять действия в определенном порядке: убрать игрушки, вымыть руки, сесть за стол, взять хлеб, ложку и т. д. Выработка хороших привычек у детей раннего возраста — важное условие формирования характера.

Принцип постепенности заключается в привлечении детей к соблюдению режима малыми группами. Это дает возможность больше внимания уделить каждому ребенку, способствует планомерной работе с детьми.

Существование принципов последовательности и постепенности предусматривает соблюдение определенных правил.

• Соблюдение режима должно проходить в игре.

• Вначале к столу приглашается подгруппа самых маленьких, ослабленных, возбудимых или медлительных детей.

• Необходимо соблюдение единства требований со стороны персонала группы.

Задачи воспитателей:

• удовлетворение органических потребностей детей;

• создание положительного отношения детей к еде;

• своевременное формирование культурно-гигиенических навыков в соответствии с возрастом детей;

• развитие двигательной активности детей, ориентировки в окружающем;

формирование правил поведения и взаимоотношений детей друг с другом и со взрослым.

Основные принципы:

• создание у детей предварительной установки;

• все должно протекать без суеты, в спокойной обстановке, не причиняя детям неприятных ощущений;

• речь воспитателя (неторопливая, ласковая) должна сопровождать процесс кормления;

• прогулка и игры перед едой должны быть спокойными, не возбуждать детей, так как это снижает выделение пищеварительного сока;

• в ходе еды необходимо формировать у ребенка уверенность в том, что все получится; воспитатель должен радоваться успехам ребенка.

При проведении режимных процессов следует руководствоваться следующими правилами.

• Строго придерживаться режима дня (неуклонное его соблюдение упорядочивает поведение ребенка : он привыкает к определенному распорядку дня и спокойно ему подчиняется). Но воспитателю всегда необходимо учитывать состояние ребенка (более маленьких, физически слабых, очень нетерпеливых при виде еды надо накормить, умыть, уложить первыми и поднять, одеть первыми, не дожидаясь, пока проснутся остальные).

• Режим следует вводить не спеша, без причинения ребенку неприятных ощущений, так как условные связи у него образуются легко и быстро (если при кормлении или умывании у ребенка возникли неприятные ощущения, то завтра он откажется есть, а попытка умыть его вызовет плач).

• Ко всему новому ребенок часто относится отрицательно, настороженно, поэтому необходимо приучать его постепенно. Все, что мы проделываем с ребенком насильно или в момент отрицательных эмоций, вызовет у ребенка крик. Ничего нельзя делать насильно, когда ребенок плачет или возбужден. Надо сначала успокоить его.

• Воспитатель должен учитывать, что состояние ребенка влияет на формирование навыков. Шумные подвижные игры, новые игрушки, только что начатые интересные занятия возбуждают детей, ребенок с трудом может переключиться на другую деятельность. Поэтому перед кормлением, укладыванием спать, надо привлекать детей к спокойным играм, дать хорошо знакомые игрушки, не затевать веселых развлечений, не давать того, что могло бы надолго захватить их внимание.

• Дети не сразу могут включаться в действия, протестуют, если их вовлекать во что-то неожиданно, не предупредив (ребенок не может быстро переключиться на другой вид деятельности). Нужно время, чтобы ребенок настроился, понял требования воспитателя. Поэтому, прежде чем сажать его за стол, необходимо раздеть, умыть, предупредить его о предстоящем действии, т. е. создать у ребенка «установку», чтобы подготовить его к переходу от игры к еде и т. д.

Все действия взрослых необходимо сопровождать соответствующими словами: «Сейчас идем за стол»; «идем спать»; «убирайте игрушки», «пора идти гулять» и т. д. Слова взрослого настраивают ребенка на предстоящее действие, иначе ребенок будет упрямиться.

• Все процессы необходимо организовать так, чтобы ребенку не приходилось ждать (умылся — сел за стол, сел за стол — начал есть, разделся — лег в постель).

• Должно соблюдаться единство методики и постоянство воспитательных приемов. (Всякое изменение привычных способов в обращении с ребенком ведет к срыву в его поведении.)

Нужно приобщать детей к посильным для них действиям. Ребенок от природы активен, эта активность радует его. Он рано стремится все сделать сам, не имея еще необходимых навыков. Предоставляя ребенку возможность действовать, мы способствуем развитию активности и самостоятельности. Если эту работу начать в более старшем возрасте, то достичь положительных результатов будет труднее, так как уровень развития ребенка станет выше и возможность утвердить свою самостоятельность будет уже не привлекательна потому, что появится много других интересов.

В период формирования навыков самообслуживания у ребенка нужно помнить, что умения и навыки самообслуживания формируются постепенно, но при постоянной и систематической работе в этом направлении.

Не нужно пытаться опередить природу, и не нужно ориентироваться на других детей.

Каждый ребенок развивается индивидуально, нужно только ему помогать и поддерживать его.

Публикации по теме:

Формирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возрастаФормирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возраста «Формирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возраста» В раннем возрасте у детей при повседневной практике действий с игрушками.

«Формирование положительного отношения к труду в природе». Консультация для родителей«Формирование положительного отношения к труду в природе». Консультация для родителей Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные.

Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит очень остро. Прививать детям любовь к природе необходимо.

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста Дети раннего возраста активны и любознательны, но их трудовая деятельность в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена.

Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюФормирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.

Консультация для педагогов «Воспитание положительного отношения у дошкольников к учению»Консультация для педагогов «Воспитание положительного отношения у дошкольников к учению» В жизни старшего дошкольника большое место занимают различные занятия. В детском саду они организуются педагогом. На занятиях дети приобретают.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Перспективное планирование в средне-старшей группе по воспитанию положительного отношения к различным видам трудаПерспективное планирование в средне-старшей группе по воспитанию положительного отношения к различным видам труда Сентябрь. 1 неделя. Складывание кроватных покрывал. Закреплять умение правильно складывать покрывало; воспитывать аккуратность. 2 неделя. Полив.

Формирование негативного отношения подростков и молодежи к наркотикам. Вечер протеста в ДК «Будущее в твоих руках» Вечер-протеста «Будущее в твоих руках» Сценарий тематического вечера-протеста, направленного на формирование негативного отношения молодежи.

Консультация «Воспитание положительного отношения к труду в процессе экологического образования дошкольников» Мы живем в обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды-одна из самых актуальных. Почти все дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование положительного отношения к еде в группах раннего возраста в домах ребенка
Опубликовано: 13 мая 2020 в 09:23
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД