ЛЮБОВЬ СОЛОМЕИНА
Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развивать пространственно-временные представления у детей необходимо последовательно в системе, постепенно с усложнением упражнений. Н. Я. Семаго предлагает воспользоваться удобным алгоритмом для работы, который состоит из 7 этапов:
1 этап — формирование представлений о собственном лице и теле. Вначале отрабатывается схема тела, затем работа продолжается на объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения его вертикальной оси
Речевые конструкции к усвоению: выше всего, ниже всего… между, под.
Публикация «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
2 этап — формирование представлений об объектах, расположенных в физическом пространстве по отношению к телу, и взаимоотношении объектов по горизонтальной оси. Речевые конструкции к усвоению: ближе к, дальше от, перед, за, ближе, чем.
3 этап — Оценка ПРАВОЙ и ЛЕВОЙ сторон тела с переносом на объекты в пространстве (относительно себя) Речевые конструкции к усвоению: слева от меня, справа от меня, левее, правее., то, что дальше, правее, что ближе, то левее.
Этап 4 — Формирование числовых, временных и через них – иных квазипространственных и собственно лингвистических представлений. Ребенок знакомится с числовой последовательностью, с порядком смены времен года, дней недели, месяцев в году. Речевые конструкции к усвоению: первым рисовалось, перед., рисовали до… и после какого предмета, раньше, позже, после того, как проснулся, перед тем, как умылся, сегодня пятница, а завтра будет, кончится зима, какое время года наступит?
Этап 5 — Выработка навыков ориентировки и анализа временных представлений на циферблате стрелочных часов. Речевые конструкции к усвоению: что было раньше, что позже, что до, что после …
Этап 6 — Понимание сравнительных степеней прилагательных. Речевые конструкции к усвоению: высокий-низкий, большой-маленький, добрый-злой, еще выше, добрее, чем, меньше, чем.
Этап 7 — Использование ребенком сложных речевых конструкций, а также актуализация инвертированных или пассивных речевых конструкций. Примеры заданий: «Закончи предложение», «Вставь в текст слова по смыслу», «Впиши подходящие предлоги», «В чем ошибся автор?»