Елена Филатова
Формирование пространственных представлений у детей с нарушением слуха дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из средств развития познавательных функций у детей с нарушением слуха имеет обучение их пространственным представлениям. Дошкольникам это нужно в любой деятельности: игровой, учебной, во время прогулок, экскурсий и особенно, в конструктивной деятельности.
Публикация «Формирование пространственных представлений у детей с нарушением слуха дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Большое значение для развития пространственного восприятия имеет конструирование из специальных наборов. К 7 годам дети овладевают многими пространственными понятиями даже если этим специально не занимались. На физкультурных занятиях они познакомились со словами: налево, направо, на занятиях по математике и изодеятельности усвоили понятия: овал, квадрат и т. п. Для того, чтобы дети легче усваивали пространственные представления, нужно словесное подкрепление.
Воспитатель показывает детям. Что величина, форма. Протяженность, признаки каждого предмета имеют отношение ко всем группам предметов.
Четырех- пяти летние дети уже употребляют в речи пространственные понятия : «большой», «маленький», сравнивают предмет по величине (большой, поменьше, маленький).
В группе 1-2г. Обучения дети определяют при сборке пирамидки кольца по величине, находят самое большое из снятых колец пирамидки, нанизывают его на стержень и снова находят самое большое из оставшихся.
После таких игр у детей вырабатывается навык выбора величины. Сравнение игрушек по высоте показало, что понятие «высокий-низкий» уже присутствует у детей второго года обучения. Но в игре они заменяют словами «Большой, маленький». После включения в игру понятий «Высокий- низкий» дети стали их применять.
В более старшем возрасте у детей появляются понятия как о величине, так и о протяженности, сравнение по величине и толщине предметов вне поля их зрения (по представлению). Они говорили: «дом большой, чем детский сад, в нем пять этажей».
Представление о форме у детей 4-5 лет ограничивалось различением круга и квадрата. Круглыми они называли мяч, шар, яблоко. Квадратом они называли детали строительного материала, мозаику. Понятие «круглый» легко закрепляется в играх с башенками, шарами, обручами, кольцами.
Большое значение для пространственного восприятия имеют игры со строительным материалом, который состоит из предметов различных форм : треугольная призма, шары, кирпичики. Дети 3 года обучения манипулировали с этими предметами во время конструктивной деятельности. Это говорит не только о развитии у них восприятия, но и развитии пространственного представления, на основе зрительной, мышечной памяти.
Пространственное воображение формируется во время конструктивных занятий по замыслу. Задумав создать какую- либо постройку, ребенок последовательно подбирает нужные детали и обогащает пространственную модель какими-то новыми дополнительными деталями.
Таким образом, освоение пространственных представлений у детей с нарушением слуха обязательно нужно подкреплять словом. Занимайтесь с ребенком, создавайте с ним незамысловатые постройки, побуждайте к проговариванию названий знакомых деталей, поддерживайте тесный контакт в воспитании с родителями. Только в тесном сотрудничестве педагогов группы с родителями возможен высокий результат развития ребенка с данной паталогией.