Получи документы

Формирование речевой активности в процессе работы над загадками у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня

марина ожигова
Формирование речевой активности в процессе работы над загадками у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня

«Загадка оставляет уму ребенка

полезные упражнения.»

(К. Д. Ушинский)

Загадки - это особый, веселый, интересный и загадочный мир. В древности загадки являлись средством обучения молодежи иносказательной речи, запоминания тайных слов. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать, размышлять».

Публикация «Формирование речевой активности в процессе работы над загадками у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня» размещена в разделах

На ранней стадии развития человеческого общества загадки служили важнейшими средствами передачи сведений об окружающем мире старшим поколением младшему и не потеряли своей актуальности до сих пор.

Почему же дети так любят загадки? Да потому, что они отражают детский опыт познания действительности. Загадка- это ожидание сюрприза. Это удовольствие, которое ребенок получает от поиска отгадки и ожидания награды.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные положительными эмоциями не становятся полезными- это «мертвый груз». Поэтому загадки не случайно стали использоваться нами при коррекции такого сложного системного нарушения, как общего нарушения речи, практический опыт коррекционной работы с которым у нас имеется достаточно большой.

Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, загадки развивают и обогащают речь ребенка, стимулируя процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления. Загадки способствуют развитию у детей логического вербального мышления, памяти. Разгадывая их дети учатся запоминать, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы, умозаключения. У них развивается сообразительность и достаточно быстрая актуализация лексического материала из долговременной памяти.

Дети, обучающиеся в речевых группах, часто сталкиваются с такими проблемами как неусидчивость, быстрая утомляемость и истощаеммость, снижение интереса. В результате - плохое усвоение учебного материала и, как следствие, необходимость постоянного стимулирования детской активности.

В результате длительных размышлений мы поставили перед собой не- сколько вопросов:

1. Как помочь ребенку с проблемой в речевом развитии внимательно

слушать на занятии?

2. Как повысить их речевую активность в процессе работы над загадками?

3. С помощью, каких средств зажечь интерес в его глазах, помочь ребенку обучаться радостно, светло, без принуждения?

В итоге решили включить в коррекционном процессе загадки различного типа. Они не только помогли нам изучать и учитывать психофизические особенности детей с речевыми нарушениями, но и позволили сделать занятия интересными по содержанию и занимательными,эмоциональными по форме проведения, что способствовало повышению результативности коррекционной работы.

Концептуальные принципы работы :

1. Принцип целостного образа мира- осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

2. Принцип понимания языковых значений, развития лексических и грамматических навыков обеспечивает тренировку мысли ребенка и способствует выработке у них мыслительных навыков.

3. Принцип оценки выразительности речи воспитывает способность чувствовать эмоциональные оттенки речи, навыки восприятия поэтической речи, усвоение функциональных стилей речи.

4. Принцип последовательного наращивания темпов обогащения речи-последование изменение дидактического материала (повторение усвоенного ранее и добавление нового)- способствует тому, чтобы речевая деятельность детей становилась все более самостоятельной.

Задачи развития речетворческой активности дошкольников.

Развитие словаря:

1. Учить правильно и точно использовать в речи слова, обозначающие предметы, явления, действия; их свойства, качества, материал и его особенности.

2. Формировать осознанное использование в речи слов, обозначающих видовые и родовые обобщения.

3. Учить использовать в речи средства выразительности.

Развитие грамматической правильности речи :

1. Учить правильно использовать грамматические формы речи для четкого изложения своих мыслей.

2. Развивать умения использовать в речи все части и закреплять навык их согласования.

Звуковая культура речи :

1. Формировать навыки звукового анализа и фонематического восприятия слова.

2. Развивать слуховое внимание.

Развитие связной речи :

1. Учить охотно вступать в речевые контакты с окружающими, участвовать в коллективных разговорах.

2. Учить аргументированно исправлять ошибочные суждения сверстников.

3. Учить задавать вопросы и отвечать на них.

4. Развивать связную речь, распространяя предложение путем введения второстепенных и однородных членов; введение в речь сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с союзами и без через загадки с использованием признаков времени, внешнего вида, действия, места.

5. Учить подбирать антонимы, синонимы, омонимы.

6. Учить сочинять короткие рассказы в соответствии с требованиями структуры загадки как самостоятельного жанра.

Общеразвивающие задачи.

1. Развивать образное и логическое мышление посредством разгадывания и загадывания загадок.

2. Формировать умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

3. Развивать творческие способности.

Воспитательные задачи.

1. Воспитывать художественный вкус.

2. Прививать любовь к окружающему миру через загадки.

3. Приобщать к художественной литературе и устному народному творчеству.

4. Воспитывать интерес к самостоятельному сочинительству.

Задачи реализуются по направлениям:

-ознакомление с загадкой как литературным жанром.

-обучение разгадыванию загадок.

-обучение придумыванию загадок.

Виды загадок :

-Рифмованные загадки.

-Описательные загадки.

-Загадки на отрицание.

-Загадки метафорические.

Рифмованные загадки.

Цель: учить отгадывать и придумывать рифмованные загадки.

Задачи:

1. Формировать осознанное использование в речи слов.

2. Формировать навыки звукового анализа и фонетического восприятия слова на основе рифмы.

3. Развивать слуховое внимание.

4. Учить придумывать 2-4-строчные рифмовки.

5. Развивать образное мышление и творческие способности.

6. Учить пользоваться простыми предложениями.

7. Воспитывать художественный вкус и интерес к самостоятельному

сочинительству.

Описательные загадки.

Цель: учить отгадывать и придумывать описательные загадки.

Задачи:

1. Формировать осознанное использование в речи слов, обозначающих видовые и родовые обобщения.

2. Учить правильно использовать грамматические формы речи для четкого изложения своих мыслей.

3. Развивать умения использовать в речи все части речи и закреплять навык их согласования.

4. Развивать связную речь, распространяя предложения путем введения второстепенных и однородных членов.

5. Учить сочинять короткие рассказы в соответствии с требованиями структуры загадки как самостоятельного жанра.

6. Развивать образное и логическое мышление.

7. Прививать любовь к Родине посредством загадок.

Метафорические загадки.

Цель: учить отгадывать и придумывать метафорические загадки.

Задачи:

1. Учить использовать в речи средства выразительности.

2. Учить составлять короткий рассказ, воспроизводя схематический рисунок загадки и используя при этом языковые средства выразительности.

3. Учить использовать в речи крылатые выражения и фразеологизмы.

4. Развивать образное мышление посредством отгадывания и придумывания метафорических загадок.

5. Прививать любовь к родному языку.

6. Воспитывать активный интерес к устному творчеству.

Роль загадок велика, что положительно влияет на их речевое развитие, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом. Такие игры с загадками помогают превратить обучение в занимательную игру, которая приносит много радости и дошкольникам, и педагогу. В результате приводит к успеху в достижении поставленных задач.

Публикации по теме:

Формирование графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана "Центр развития ребенка - детский сад "Василек" «Формирование.

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на занятиях по конструированию.Развитие речевой активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на занятиях по конструированию. Развитие речевой активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования инновационных технологий на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речевой активности в процессе работы над загадками у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня
Опубликовано: 24 мая 2015 в 08:09
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД