МААМ-картинки

Формирование речевых и коммуникативных навыков у дошкольников с аутизмом в процессе игры

Ольга Сукорцева
Формирование речевых и коммуникативных навыков у дошкольников с аутизмом в процессе игры

Коммуникативные игры

«Твоя ладошка, моя ладошка»

Цель: формирование эмоционального контакта.

Взрослый берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка…»

«Мы на лодочке плывем»

Цель: формирование эмоционального контакта через присоединение к аутостимуляции и придание

Публикация «Формирование речевых и коммуникативных навыков у дошкольников с аутизмом в процессе игры» размещена в разделах

ему сюжетного смысла.

Взрослый берет ребенка за руки и, покачиваясь, напевает:

Мы на лодочке плывем,

Тихо песенку поем:

«Ля-ля-ля, ля-ля-ля» -

Покачнулись ты и я…

С. Ихсанова

«Привет! Пока!»

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Взрослый подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.

- Привет! Привет!

Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

-Давай здороваться. Помаши рукой! Привет!

При прощании игра повторяется – взрослый машет рукой.

-Пока! Пока!

Затем предлагает ребенку попрощаться.

-Помаши ручкой на прощание. Пока!

Этот ритуал встречи и прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

«Покатаем мячик»

Цель: формирование эмоционального контакта; развитие движений.

-Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

Взрослый катит мяч ребенку на полу или на столе.

Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.

-Кати мячик! Оп! Поймала мячик!

Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с ребенком.

«На пузырь я посмотрю и потом его словлю!»

Цель: развитие зрительного внимания, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями.

Взрослый пускает мыльные пузыри и побуждает ребенка рассматривать их и ловить.

«Мой кубик, твой кубик…»

Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым, обучение соблюдению очередности и аккуратности при выполнении задания.

Взрослый первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик сверху и т. д.

«Кто сильнее подует?»

Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями, активизация дыхания.

Взрослый привлекает (побуждает) ребенка к построению башни из кубиков-мякишей, затем предлагает с силой подуть на постройку так, чтобы кубики рассыпались.

«Догонялки»

Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями.

Взрослый предлагает ребенку убегать, прятаться от него, приговаривая: «Догоню-догоню, поймаю-поймаю!» Догнав ребенка, обнимает его, старается заглянуть ему в глаза и предлагает теперь поменяться ролями.

«Закружились, завертелись»

Цель: развитие зрительного контакта, формирование положительных эмоций.

Взрослый берет ребенка за руки и кружится вместе с ним, заглядывая ему в глаза.

Речедвигательные упражнения

«Зарядка»

Взрослый выполняет упражнение вместе с ребенком, взяв его за руки.

Руки вверх.

Хлоп-хлоп-хлоп (хлопает).

Руки вниз.

Топ-топ-топ (топает).

Руки в стороны.

Ух-ух-ух (машет кистями рук, как крыльями).

Руки вперед.

Тук-тук-тук (стучит кулачками).

«Ручки в стороны, в кулачок»

Взрослый вместе с ребенком, читая стишок, имитирует движения:

Ручки в стороны, в кулачок,

Разожмем – и на бочок.

Руки вверх, в кулачок,

Разожмем – и на бочок,

Ручки вниз, в кулачок,

Разожмем – и на бочок.

«Мы топаем ногами»

Взрослый вместе с ребенком, читая стишок, имитирует движения:

Мы топаем ногами: Дети ходят на месте.

Топ-топ-топ.

Мы хлопаем руками: Хлопают в ладоши.

Хлоп-хлоп-хлоп.

Качаем головой. Наклоняют голову вправо-влево.

Мы руки поднимаем, Поднимают руки вверх.

Мы руки опускаем, Опускают руки вниз.

Мы руки разведем. Поднимают руки в стороны.

И побежим кругом. Бегут.

Игра с кубиками-мякишами «Кубики»

Игра сопровождается чтением стихотворения взрослым.

Кубик я несу, несу,

Кубик я не уроню.

Жёлтый (красный, синий, зеленый)

Кубик я несу.

Уронила кубик, ой!

Принесу теперь другой.

Побуждайте ребенка «ойкнуть».

Игры с пальчиками

Задачи: развитие контакта, формирование способности к подражанию; «заражение» положительными эмоциями, формирование умения выражать эмоции и настроение; активизация речевой деятельности; развитие моторики.

«Про кулачок с ладошкой»

Ребенок попеременно сжимает пальцы в кулачки и разжимает их, имитируя мягкие движения кошки.

Кулачок – ладошка!

Я иду как кошка!

«Ладошка»

Ладошка вверх,

Ладошка вниз, Дети делают движения в соответствии с текстом.

На бочок,

И в кулачок.

«Улитка»

Цель: развитие дифференцированных движений пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.

Взрослый показывает на стол или ковер.

- Это полянка. Тут растет зеленая травка и разные цветы. А вот и улитка по травке ползет, медленно-медленно.

Положить кулак на стол и медленно передвигать его вперед, предложить ребенку повторить движение за вами.

-Давай позовем улитку: может, она выглянет из своего домика.

Улитка, улитка, высуни рожки!

Дам тебе я хлебушка крошки!

(высовываем вперед указательный и средний пальцы)

«Рыбка»

Рыбка-малютка по речке плывет, Ладони прижаты друг к другу «ковшиком». Волнообразные

Рыбка-малютка хвостиком бьет. движения из стороны в сторону – «плывущая рыбка».

«Про пальчики»

Взрослый берет каждый пальчик ребенка и рассказывает про него :

Этот пальчик маленький,

Этот пальчик слабенький,

Этот пальчик средненький,

Этот пальчик сильненький,

Ну а этот – малышок.

Вместе будет кулачок!

Русская народная потешка

«Еж»

Вот идет колючий еж. Пальцы одной руки располагаются между пальцами

До чего же он хорош! другой. Руки ритмично «ходят» по столу.

«Жук»

Жук летит, жужжит, жужжит Пальчики в кулаке, указательный и мизинец разведены

И усами шевелит. в стороны, шевелятся.

«Тук-тук»

Взрослый вместе с ребенком, читая стишок, имитирует движения:

С пилой работать я привык:

Вжик, вжик!

Теперь беру я молоток:

Тук-тук, ток-ток!

Для друзей построю дом.

Постучимся и войдем:

-Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Заходи скорей мой друг!

«На полянке дом стоит»

На полянке дом стоит. Ребенок изображает «крышу».

Ну, а к дому путь закрыт. Соединяет кулачки.

Мы ворота открываем - Разъединяет кулачки.

Всех вас в домик приглашаем. Имитирует приглашение.

Стол стоит на толстой ножке, Ставит ладонь на кулак.

Рядом - стульчик у окошка, Прижимает ладонь к кулаку.

Два бочонка под столом. Сжимает пальцы в кулаки.

Вот какой мы видим дом! Выставляет кверху большой палец.

«Сколько насекомых»

Сколько насекомых в воздухе кружат? Сжимает и разжимает пальцы.

Сколько насекомых в ухо мне жужжат?

Два жука и две пчелы, Загибает пальцы.

Мухи две, две стрекозы,

Две осы, два комара.

Называть ответ пора!

«Мячик»

Стихотворение заучивается вместе с движениями с мячом.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч катаю между рук.

О. Крупенчук

«Солнышко» (использование грецкого ореха)

Нарисую солнышко Рисовать орешком «солнышко» (прокатывание

На своей ладошке. орешка по часовой стрелке между ладонями).

Пусть оно сияет Проводить орешком по каждому пальчику.

Хоть и понарошку.

«Про кота»

Кот сибирский, кот пушистый, Дети совершают чередующиеся ритмичные движения:

Учит он котят считать: два хлопка,

- Ну-ка, детки, по порядку: два удара кулаком о стол.

Раз, два, три, четыре, пять! Загибают пальцы.

Речевые игры с картинками, игрушками и муляжами предметов

«Паровоз»

- Паровоз, паровоз Дети хлопают в ладоши.

Что в подарок нам привёз?

- Я привёз цветные книжки, Взрослый показывает книжки.

Пусть читают ребятишки!

Я привёз карандаши, Взрослый показывает карандаши.

Пусть рисуют малыши! Дети имитируют рисование.

Е. Благинина

«Осенняя прогулка»

Чтение стихотворения сопровождается показом картинок и цветных карандашей.

Раз, два, три, четыре, пять, Дети «ходят» пальчиками от мизинчиков до

большого, как бы играя на пианино.

Осенью идем гулять. «Ходят» двумя пальчиками по столу.

Листик клёна,

Лист рябины,

Листик дуба

И осины –

Листья все мы соберем,

Букет домой мы принесем,

В вазу мы букет поставим,

Рисовать листочки станем!

Достаем карандаши,

Нарисуем от души!

Листик желтый,

Листик красный

И оранжевый – прекрасный.

С. Ихсанова

«Про машинки»

Игра сопровождается раскладыванием игрушечных машинок на столе и хоровым чтением стихотворения.

Есть машинки у меня: Дети показывают на оставшиеся в коробке

Грузовик – быстрей коня. машинки.

Легковой автомобиль

Мчится, разгоняя пыль.

Вот автобус, длинный он,

Пассажиров много в нем.

Мотоцикл, самолет,

Винтокрылый вертолет.

С остальными мы потом

Наиграемся вдвоем.

С. Ихсанова

«Посуда»

Для игры используется игрушечная посуда.

Будем мы посуду мыть? Дети делают пальчиком жест отрицания.

Надо только не разбить!

Мы помоем дружно Имитируют мытье.

Ложки, вилки, чашки, поварешки. Дети загибают пальцы. Взрослый достает

И тарелки, и стаканы по очереди предметы игрушечной посуды.

Будут чистыми у мамы!

Маме надо помогать,

А потом лишь отдыхать!

Литература

1. Ихсанова С. В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011

2. Каган В. Е. Аутизм у детей. – Л. : Медицина, 1981

3. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. – СПб. : Литера, 2008.

4. Мустакас К. Игровая терапия. – СПб. : Речь, 2003

5. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М. : Теревинф, 2005

6. Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. – М. : Теревинф, 2004

Публикации по теме:

Авторские стихотворения для детей "Ладонь и ладошка" Ладонь и ладошка, большая и крошка. Тебе передам всё, что знаю, могу. Тебя сквозь любые преграды веду. Тобою горжусь.

Мохнатый снеговик!Мохнатый снеговик! Здравствуйте,уважаемые коллеги!Сегодня хочу познакомить вас с "Мохнатым снеговиком". Делается он очень просто-его принцип:детские ладошки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речевых и коммуникативных навыков у дошкольников с аутизмом в процессе игры
Опубликовано: 17 октября 2013 в 15:35
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД