Папки-передвижки

Формирование самооценки ребенка с ограниченными возможностями

Алла Романова
Формирование самооценки ребенка с ограниченными возможностями

«Формирование самооценки ребенка с ограниченными возможностями в образовательном учреждении"

В современном обществе проблема детей с ограниченными возможностями здоровья остается актуальной, так как количество таких детей растет. Особую важность приобретает проблема самооценки: понимание себя как личности, своих качеств, отношения к себе окружающих и причин такого отношения. Психологическая особенность детей с ОВЗ – это наличие у них заниженной самооценки. Неправильная самооценка может привести к большим личностным и коммуникационным нарушениям. Поэтому одним из направлений работы психолога является повышение самооценки ребенка с ОВЗ, изменение его самосознания.

Публикация «Формирование самооценки ребенка с ограниченными возможностями» размещена в разделах

Я, как педагог-психолог, стала целенаправленно ею заниматься. В итоге у меня накопился материал, который мог быть полезен коллегам педагогам-психологам в их профессиональной деятельности.

Итак, что же такое самооценка и из чего она складывается? Самооценка человека – это его самоощущение, отношение к себе и представление о себе. Это так называемая база, фундамент, основа личности. И складывается она из образа собственного «Я». Формирование этого «Я» начинается с рождения и зависит от отношения к ребенку сначала родителей, потом окружающих людей. Созревая постепенно, ребенок начинает задумываться: «Какой Я», «Кто Я»? И в первую очередь его мнение о себе, его самооценка, складывается из совокупности мнений о нем окружающих людей, о его внешности, состоянии здоровья, способностях, недостатках, характере.

К сожалению, проблемы с самооценкой у детей с ОВЗ сегодня не редкость. Авторитарность воспитания со стороны родителей и педагогов становится главной причиной пониженной самооценки детей, что ведет к появлению неуверенных в себе людей. Давно известно, как разрушительно действует на любого человека внушение ему низкой самооценки. Часто дети с ОВЗ чувствуют, что они не такие как все. Самооценка у таких детей чаще понижена, чем наоборот. Создание специального социокультурного пространства в образовательном учреждении способствует формированию положительной самооценки детей с ОВЗ. Главная цель работы по формированию положительной самооценки – дать возможность ребенку испытать позитивные ощущения при взаимодействии с окружающими его людьми, создать условия для проживания опыта успешной деятельности.

Работа по формированию положительной самооценки велась мной по двум направлениям:

1. Психопросветительская и консультативная работа с родителями (мотивация на изменение стиля общения с ребенком в семье).

2. Коррекционно-развивающая работа с ребенком.

Создание психологического пространства для родителей (мотивация на изменение стиля общения с ребенком в семье):

1. Оформление просветительского материала по повышению самооценки детей с конкретными рекомендациями для родителей.

2. Создание детской фотогалереи «Я очень хороший».

3. Оформление фотоальбомов о детях «Все обо мне», «Я очень хороший».

Блок просветительского материала для родителей по повышению самооценки детей был оформлен в отдельных папках, доступных для чтения родителями. Там были отражены конкретные рекомендации по повышению самооценки ребенка, а также игры на взаимодействие родителя и ребенка.

Фотогалерея и фотоальбомы. Идея использования фотографий с целью визуализации успешности детей родилась мной после ознакомления с чудесной книгой Копытиной А. И. «Фототерапия. Использование фотографии в психологической практике» (Когито-центр, М, 2006г.). При оформлении фотогалереи «Я очень хороший» и оформлении фотоальбомов «Все обо мне», «Я очень хороший» были размещены фотографии детей по двум направлениям. Первое направление фотографий – «Покажи миру, какой ты через движение», второе направление – «Успех на занятиях».

Эти формы работы вызывали радостный отклик у детей, способствовали проживанию позитивных эмоций, позитивного оценивания их окружающими, а также обеспечивали эмоционально позитивное сближение родителей и детей.

Создание психологического пространства для детей с целью повышения самооценки на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога. Для этого использовались разные методы и приемы работы. Это:

1.Телесно-ориентированные упражнения на развитие внутренних ресурсов ребенка. Ребенку предлагаются телесные упражнения, которые предоставляют ребенку опыт телесной работы и дают возможность начать работу с ресурсами на уровне тела. Эти упражнения позволяют исследовать и развивать ощущение опоры, устойчивости и укорененности в ногах.

Использовались такие упражнения, как «Устойчивые ножки», «Выведи из равновесия», «Дуб и ураган», «Кораблик».

2. Арт-терапевтические задания на осознание своего «Я». Полезны упражнения: рисунок «Мое имя», «Портрет хороших качеств», «Ладошка хороших качеств», «Т-образные рубашки», «Мои любимые игрушки», «То, что я люблю есть», «То, что я люблю делать», «Мое любимое путешествие»; коллаж «Я и мир вокруг меня»; лепка «Качество, которое нравится в самом себе».

3.Видео, повышающее самооценку. Ребенка просят сказать что-нибудь приятное о самом себе перед видеокамерой. Просмотр с ребенком полученного материала.

4.Описание счастливых случаев из жизни. Ребенка просят вспомнить и рассказать какой-нибудь счастливый случай из своей жизни. Записывают его, затем читают ребенку.

5.Заполнение анкеты про себя.

6.Оформление папки успешности «Все обо мне». Папка является папкой самоутверждения. Туда в течение года вкладываются работы, которые дети выполняли в процессе занятий с педагогом-психологом и которые способствовали проживанию приятных ощущений. Отдельно оформляется обложка.

Таким образом, формирование педагогом-психологом положительной самооценки ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении обеспечивается двумя направлениями работы – просветительской работой с родителями и коррекционно-развивающей работой с самим ребенком. Используются разные методы и приемы работы (фототерапия, арт-терапия, телесно-ориентированные техники, создание видеоматериалов, повышающих самооценку, позитивные рассказы ребенка о своей жизни, оформление папки успешности, которые и создают такое социокультурное пространство, которое обеспечивает проживание уверенности ребенка в своих силах, а следовательно, способствует развитию его здоровой адекватной самооценки.

Педагог-психолог Романова А. Ф.

Литература:

1. Сантагостино Паола. Как воспитать уверенного в себе ребенка. Москва – Сант-Петербург, Диля, 2005.

2. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. М, Прометей, Книголюб, 2003.

3. Прутцманн Присцилла. Дружный класс как маленькая планета. Санкт-петербург, Светлячок, 1998.

4. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. М, Академия, 2003.

5. Копытина А. И. Фототерапия. Использование фотографии в психологической практике. М, Когнито-центр, 2006.

6. Вайолета Оклендера «Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии»

Публикации по теме:

Формирование положительных контактов детей с ограниченными возможностями здоровья во взаимодействии со сверстниками Никто не будет спорить с тем, что взаимодействие со сверстниками очень важно и необходимо для особых детей. Оно формирует у них доброжелательный.

Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья Изобразительная деятельность имеет большое значение в формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Влияние изобразительной.

Формирование грамматического строя речи у детей 4–5 лет с ограниченными возможностями здоровья «Подворье» Непрерывно образовательная деятельность по теме недели "Подворье Коррекционно-образовательные задачи: расширение и активизация словаря по.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания – важная составляющая часть культуры поведения. Привитые в детстве.

Формирование навыков социального поведения через театральное искусство у детей с ограниченными возможностями здоровьяФормирование навыков социального поведения через театральное искусство у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель:формирование навыков социального поведения с применением методов театрального искусства у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Методические рекомендации по работе с семьями ребенка с ограниченными возможностями здоровья Семья - микросоциум, в котором протекает жизнь ребенка, формируются его нравственные качества, отношение к людям, представления о межличностных.

Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Автор: учитель – логопед – Аникина Ольга Яковлевна.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с.

Специфика ресурсов семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья с точки зрения системного подхода, делятся на нормально функционирующие.

Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья «Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников с ОВЗ» Дошкольники с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование самооценки ребенка с ограниченными возможностями
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 02:20
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД