Мария Кот
Формирование словаря у старших дошкольников с недостатками речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Без полноценного знания особенностей недоразвития речи, причин, лежащих в его основе, довольно трудно подобрать правильное, наиболее эффективное средство для коррекционной или профилактической работы. Целью является рассмотрение основных причин, признаков несформированности словаря у старшего дошкольника. В качестве метода были изучены литературные источники по данной проблеме. В результате можно говорить о том, что развитие словаря является важной задачей, решение которой приближает ребенка к нормальному психическому развитию.
Публикация «Формирование словаря у старших дошкольников с недостатками речевого развития» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова :
Нарушения речи, формирование словаря, старший дошкольник, семантическое поле.
Одним из самых распространенных нарушений в сфере логопедии является нарушение речи. Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается уже в дошкольном детстве. Путь, который проходит ребенок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Он пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т. е. воздействовать на окружающий мир. Речь ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном образовательном учреждении на занятиях по развитию речи. Богатая, хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности старшего дошкольника. Например, лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное значение. Богатство словаря – это признак высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений и, в частности, обогащение словарного запаса дошкольника являются необходимым условием развития коммуникативных умений детей для дальнейшего их обучения в школе. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать ему явления более осознанно и произвольно. Отметим, что дошкольное образовательное учреждение является первым и самым ответственным звеном в общей системе образования. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Подчеркнем, что развитие речи представляет собой целенаправленную и последовательную психолого-педагогическую работу, предполагающую использование арсенала специальных педагогических методов и, собственно, речевых упражнений для ребенка. Помимо этого, одной из важнейших предпосылок овладения чтением и письмом является достаточный уровень сформированности лексической системы языка: определенный объем словаря, точность понимания и употребления многих слов. В логопедии проблеме овладения словарем детьми с речевой патологией уделено достаточно внимания. Анализ различных источников свидетельствует о том, что проблема активизации словарного запаса ребенка вызывает огромный интерес у исследователей в различных областях научного познания. Такие исследователи, как Н. С. Жукова, Л. Н. Ефименкова, Р. И. Лалаева, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, и другие, изучавшие проблему общего недоразвития речи (ОНР, отмечали бедность лексики, недостаточность развития процессов обобщения и абстракции, нарушение процесса семантического выбора слов и недостаточные возможности в образовании их новых форм. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию ребенка дошкольного возраста. Он должен достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к самостоятельному связному высказыванию. Здесь важно развивать не только навыки правильной речи, но и формировать образную и выразительную речь ребенка, что важно для овладения чтением.
Дошкольный возраст является наиболее быстрым периодом развития словаря и имеет важнейшее значение в работе с детьми с нарушениями речи. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и младшего школьного возраста. Развитие и обогащение словаря происходит за счет заимствования слов из речи окружающих сверстников и взрослых. Словарь ребенка в основном отражает круг потребностей и интересов. К 6-ти годам, у ребенка с недостатками речевого развития наблюдаются многочисленные ошибки в словоупотреблении, расширение или сужение границ значений слов. Системное речевое недоразвитие отмечается у детей, в сочетании с отставанием в развитии высших психических функций и требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов коррекционной работы. Именно на этом этапе развития ребенка у него должен быть сформирован костяк словаря. Семантическое и грамматическое оформление речи продолжают формироваться и на следующих этапах возрастного развития. Важное место в развитии словаря дошкольника имеет словотворчество. Словотворчество является одним из показателей усвоения морфологических основ языка. Ребенок, придумывая новые слова, подражает формам, услышанным от взрослых. Это говорит о количественном увеличении слов. Таким образом, процесс овладения речью предполагает последовательное усвоение всех функций: коммуникативной, когнитивной, индикативной, регулирующей и обобщающей, т. е. знания накапливаются. Знание закономерностей речевого развития детей необходимо, чтобы вовремя заметить те или иные отклонения, правильно диагностировать нарушения речи и строить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой этиологии различными специалистами. С первого дня пребывания в школе ребенку широко приходится пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать, и недостатки речи обнаруживаются сразу.
Здесь важно, что для детей с ОНР различного генезиса характерны индивидуальные особенности, обусловленные различными патологиями. Неправильное употребление слов, ограниченность словарного запаса, расхождение пассивного и активного словаря, несформированность семантических полей также являются признаками общего недоразвития речи. Дети с нарушением речи понимают значения многих слов. Хотя объем пассивного словаря старшего дошкольника близок к норме, употребление слов в устной речи и развитие словаря вызывают некоторые затруднения уже при начале школьного обучения детей. Так, ограниченность предметного словаря проявляется, в том, что дети с ОНР не знают многих слов (у ребенка 7-ми лет могут возникать трудности с названиями ягод, форм, цветов, животных и др).
На основании работ Н. С. Жуковой «У дошкольников с ОНР имеются трудности в использовании прилагательных, которые употребляют в речи, нормально развивающиеся сверстники. В глагольном словаре преобладают слова, которые обозначают действия, используемые или наблюдаемые ребенком ежедневно. Намного труднее для усвоения даются слова обобщенного, отвлеченного значения. Это слова, обозначающие состояние, качество, оценку и др.» [2]. Кроме того, еще одним показателем нарушения речи является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявление неточности или неправильного употребления слов в речи детей с общим недоразвитием речи многообразны. В ряде случаев дети употребляют слова в излишне широком значении. У других детей это проявляется в слишком узком понимании значения слова. Среди многочисленных вербальных парафазий у некоторых старших дошкольников наблюдается замена слов, относящихся к одному семантическому полю (существительные, входящие в одно родовое понятие: кабачок – баклажан, лев – тигр). Замена прилагательных: узкий – маленький, пушистый – мягкий. Это происходит из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины. При замене глаголов отсутствует дифференцированность действия, что приводит к использованию глаголов более общего значения (ползет – идет, чирикает – поет) [3, с. 8].
В. П. Глухов в своих работах пишет о том, что «у детей с ОНР опаздывает процесс формирования семантических полей». У дошкольников имеются особенности в динамике синтагматических ассоциаций. К 7-ми годам наблюдается резкое увеличение синтагматических реакций. Это связано с задержкой формирования грамматического строя речи [1, с. 35-44]. Формирование семантических полей проявляется и в особенностях классификации слов на основе знакомых детям семантических признаков. У старших дошкольников с нормой речевого развития при выполнении задания «исключить лишнее» проблем не возникает. У детей с нарушениями речи возникают ошибки: «чашка, кошка, лев» – ребенок выделяет лишним «лев», т. к. «он находится не дома, а в цирке» [2, с. 21].
Формирование словаря у старших дошкольников является важнейшей задачей, решение которой поможет приблизить таких детей к нормальному психическому развитию.
Список использованной литературы:
1. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М. : АРКТИ, 2002. 144с.
2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : Книга для логопеда. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. 320 с.
3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М. : Альфа, 1993. 130 с.
© М. М. Конопляник, 2017