Ольга Мизгулина
Формирование связной речи старших дошкольников посредством этнопедагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Связная речь занимает важное место в общении ребёнка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать его.
В педагогике сложилось мнение, что связная речь представляет собой развернутое, законченное, грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Публикация «Формирование связной речи старших дошкольников посредством этнопедагогики» размещена в разделах
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами, психологами, логопедами Е. И. Тихеевой, Е. А. Флёриной, Д. Б. Элькониным и Т. А. Ткаченко, Чиркиной и др.
Изучив методики разных авторов мы остановились на обследовании связной монологической речи с помощью серии заданий. Проанализировав полученные данные, мы определили, что у детей при выполнении заданий наблюдаются длительные паузы с поиском нужного слова, имеются недостатки в построении фразы, адекватной по смыслу и соответствующей вероятной предметной ситуации. В рассказе детей отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление предметов и действий.
Проанализировав особенности речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, мы отметили, недостаточный уровень её развития и необходимость проведения работы по формированию связной речи. Для этого нами были изучены требования ФГОС ДО.
Определив содержание работы, мы составили комплекс упражнений и народных игр, направленных на работу по формированию связной речи. В работе рекомендуется использовать такие виды народного творчества, как скороговорки, пословицы, поговорки, хороводные игры. Также в работе над развитием связной речи нами был использован такой приёмы, как пересказ при помощи сюжетных картин и рассказ от опорной сюжетной картины.
Проанализировав итоговые результаты контрольного эксперимента, мы видим, что уровень развития связной речи детей повысился. У детей расширился активный словарь. Дети постепенно овладевают навыками построения связных развернутых высказываний, синтаксическими конструкциями в наиболее расширенном объеме.
Таким образом, развитие связной речи осуществляется успешнее при использовании выделенной нами системы мероприятий для детей старшего дошкольного возраста на основе использования русских народных игр и сказок в коррекционно - воспитательном процессе ДОУ.