Папки-передвижки

Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости

оксана морозова
Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания подрастающего поколения всегда стоят на первом месте. При этом педагогами отмечается приоритет формирования знаний о социальной действительности, центральным звеном которого являются знания о трудовой деятельности людей. Данное содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, положительного отношения к труду и его результатам уже в дошкольном возрасте.

Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости» размещена в разделах

"Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…", — пишет В. И. Логинова.

В тоже время стоит отметить, что очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста имеют весьма смутное представление о мире современных профессий взрослых, знания являются разрозненными и бессистемными. В связи с этим работа по ознакомлению старших дошкольников с профессиями стала актуальной. Ее разрешение мы нашли в трудах В. И. Логиновой, Р. С. Буре, В. Г. Нечаевой. Которые отмечают, что: «Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду».

В связи с этим целью нашей работы является формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости.

Достижению поставленной цели, на наш взгляд, способствует решение следующих задач:

1. Систематизировать знания воспитанников о труде людей разных современных профессий и их взаимосвязи (сельскохозяйственных, промышленных, героических, транспортных, обслуживающих и т. д.).

2. Расширить представления ребенка о содержании трудовой деятельности человека.

2. Формировать представление о ценности труда и его общественной значимости.

3. Воспитывать уважительное отношение к труду, желание трудиться.

4. Формировать первичные знания детей об экономических явлениях, взаимосвязи потребностей человека и трудовой деятельности.

Работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости строится на следующих общедидактических принципах:

1. Принцип воспитывающего обучения – обучающая деятельность педагога носит воспитывающий характер. Специально подобранное содержание обучения имеет своей целью ознакомление детей с окружающей действительностью, приобщение к культуре труда, формирование ценностного отношения к труду людей разных профессий.

2. Принцип научности – использование в работе научно обоснованных и практически апробированных методик.

3. Принцип наглядности. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности.

4. Принцип систематичности и последовательности предполагает постепенное усложнение материала по ознакомлению дошкольников с профессиями, его системность.

5. Принцип доступности предусматривает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей, ориентация на ближайший уровень развития воспитанников.

6. Принцип осознанности.

При этом мы считаем, принцип осознанности ведущим, так как он дает возможность для формирования у воспитанников активной и осознанной позиции по отношению собственным достижениям.

Для получения положительного результата работы считаем необходимым создание следующих условий:

психолого–педагогических условий (учет принципов личностно- ориентированной педагогики, деятельностного подхода; использование апробированных научно - методических материалов);

организацию предметно – развивающей среды, включающей наглядные пособия, детскую литературу, атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, нетрадиционное оборудование;

сотрудничество всех субъектов воспитательно – образовательного процесса (педагогического коллектива и родителей).

При организации системы работы формированию у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости мы используем разнообразные формы (занятия, прогулки, экскурсии, досуги, развлечения, методы, приемы, среди которых выделяем: наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем); словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы); практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки); игру (сюжетно-ролевые, дидактические игры).

Реализуя деятельностный подход к усвоению знаний приоритетными считаем практические методы и игу, как ведущий вид деятельности дошкольников.

Для изучения результатов эффективности работы служит педагогическая диагностика, позволяющая отследить уровень сформированности знаний о труде людей разных современных профессий, произвести своевременную коррекцию и спланировать дальнейшую работу.

Подводя итог выше сказанному, считаем необходимым отметить, что комплексное решение задач, создание условий, реализация принципов работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости, рациональное применение форм, методов и средств, осуществление своевременной диагностики и коррекции позволяют решить интеллектуальные и нравственные задачи трудового воспитания.

Перспективный план по ознакомлению детей старшей группы с профессиями

Месяц Форма работы Цель

Сентябрь 1-ая неделя:

Занятие «Поговорим о профессиях»

Цель: познакомить детей с разнообразием профессий взрослых людей (творческих, героических, сельских и городских, «женских» и «мужских», современные и профессии прошлых лет); их значении.

2-ая неделя:

Беседа «Потребности современного человека»

Цель: познакомить дошкольников с понятием «потребность», со взаимосвязью между удовлетворением потребностей и наличием разнообразных профессий, исторической взаимосвязью профессий и потребностей (потребности современных людей шире, поэтому существует многообразие профессий)

3-ая неделя:

Вечер загадок «Отгадай профессию»

Цель: Развивать логическое мышление, сообразительность детей, закрепить знания о профессиях.

4-ая неделя:

Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

Цель: учить детей отражать в игре знания о профессиях (кондитер, повар, официант, кассир, уборщик, самостоятельно распределять роли в игре, действовать в соответствии с ней, закреплять умение создавать игровую обстановку, воспитывать культуру поведения, развивать воображение, речь.

Октябрь 1 – ая неделя:

Занятие «Хлеб - всему голова»

Цель: закрепить представления детей о сельскохозяйственных профессиях (пахарь, тракторист, комбайнер, агроном, элеваторщик, соответствующих орудиях труда и технике, воспитывать уважительное отношение к профессиям хлеборобов.

2-ая неделя:

Дидактическая игра

«От зернышка до булочки»

Цель: закрепить знания детей об этапах производства хлеба.

Дидактическая игра «Угадай, какая техника нужна?» Цель: закрепить знания детей о транспорте, который необходим для выращивания и сбора урожая хлеба.

3-ая неделя:

Сладкий час «Откуда хлеб пошел?» Цель: вызвать положительные эмоции, заинтересовать детей профессиями хлеборобов, воспитывать бережное отношение к результатам чужого труда.

4-ая неделя:

Сюжетно-ролевая игра «Хлеборобы» Цель: закрепить знания детей о сельскохозяйственных профессиях, учить выполнять роли, использовать предметы-заместители, создавать новую игровую обстановку, воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, развивать воображение, активизировать речь.

Ноябрь 1-ая неделя:

Занятие «Путешествие в прошлое денег»

Цель: познакомить детей с представлением о денежной единице, научить понимать назначение денег, вызвать интерес к прошлому денег, развивать воображение.

2-ая неделя:

Беседа «Что такое деньги?»

Создание коллекции денежных единиц Цель: познакомить детей с разнообразием денежных единиц (монеты, бумажные деньги, деньги других стран).

3-ая неделя:

Викторина «Литературные деньги»

Цель: закрепить звания детей о литературных произведениях, в которых встречаются деньги, развивать сообразительность, смекалку, воспитывать чувство товарищества.

4-ая неделя:

Сюжетно-ролевая игра «Монетный двор»

Цель: обобщить знания детей о значении и производстве денег, учить самостоятельно распределять роли, действовать в соответствии с ней, закреплять умение изготавливать предметы-заместители (деньги).

Декабрь 1-ая неделя:

Занятие «Поговорим о профессиях» (профессии работников банка)

Цель: познакомить детей с профессиями работников банка (управляющий, бухгалтер, кассир, охранник, инкассатор, соответствующих орудиях труда и технике, воспитывать уважительное отношение к современным профессиям.

2-ая неделя:

Беседа «Кем быть?»

Цель: закрепить знания детей о современных профессиях, развивать логическое мышление, речь.

Дидактическая игра «Для чего нужен предмет?» Цель: закрепить знания о назначении различных предметов (орудиях труда различных профессий).

3-ая неделя:

Экскурсия в банк.

Цель: заинтересовать детей новыми профессиями, вызвать эмоциональный отклик, закрепить правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета.

4-ая неделя:

Сюжетно-ролевая игра «Банк»

Цель: учить детей самостоятельно распределять роли сотрудников банка, действовать в соответствии с ними; формировать навыки сотрудничества, умение отражать в игре явления социальной действительности, использовать предметы-заместители.

Январь 1-ая неделя

Занятие «Экономика для малышей»

Цель: познакомить детей с понятием экономика, актуализировать знания о потребностях людей и способах их удовлетворения, учить устанавливать логические связи между понятиями (потребности, профессии, делать экономический расчет (экономить, воспитывать усидчивость, доброжелательность, развивать речь, логическое мышление.

2-ая неделя

Беседа «Что мы знаем об экономике?»

Цель: обобщить представления детей об экономике, ее значении в жизни людей, воспитывать бережное отношение к результатам труда, денежным и природным ресурсам.

3-ая неделя

Игра-тренинг «Мы с мамой идем в магазин»

Цель: систематизировать знания детей о товарах, цене, ценниках, закрепить правила культурного поведения в магазине, учить детей правильно распоряжаться деньгами и планировать семейный бюджет.

Вечер загадок «Экономические загадки»

Цель: Развивать логическое мышление, сообразительность детей, закрепить знания о профессиях.

4-ая неделя

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Цель: учить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры, побуждать детей использовать знания об окружающей жизни, закрепить правила совершения покупок (поведение в супермаркете, решение конфликтных ситуаций с администратором, выбор товаров для покупки).

Февраль 1-ая неделя

Занятие «Они защищали Родину. Памятники защитникам Отечества»

Цель: обсудить с детьми значение понятия «защитники», сформировать знания о защитниках Отечества, познакомить детей с памятниками воинам России, воспитывать патриотические чувства, уважение к историческому прошлому, развивать мышление, речь.

2-ая неделя

Дидактическая игра «Рода войск нашей армии»

Цель: закрепить знания о родах войск, их отличительных особенностях, развивать мыслительные операции (классификации).

Дидактическая игра «Угадай военную профессию» Цель: систематизировать знания детей о военных профессиях, учить находить знаки различия военнослужащих.

3-ая неделя

Вечер встреч «Есть такая профессия Родину защищать». Оформление альбома «Все работы хороши»

Цель: обобщить знания детей о профессиях защитников Родины (МЧС, милиция, ДПС, охранная безопасность, пожарная безопасность, подвести детей к пониманию значения данных профессий.

4-ая неделя

Сюжетно-ролевая игра «Служба спасения»

Цель: формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, ее необходимости, мобильности в ЧС, учить оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. Развивать воображение, речь, воспитывать чувство сострадания, сочувствия.

Март 1-ая неделя

Занятие «Мамы разные нужны, мамы разные важны»

Цель: познакомить детей с женскими профессиями, рассказать о разных социальных ролях женщины (мама, дочь, работник, воспитывать бережное отношение к маме, уважение к труду, развивать мышление, речь.

2-ая неделя

Дидактическая игра «Угадай профессию?»

Цель: закрепить знания детей о женских профессиях, социальной значимость, используемых орудиях труда, его продуктах.

Литературный вечер «Мама милая моя» Цель: закрепить знания детей литературных стихов о мамах, пословицах и поговорках о женском труде. Воспитывать уважительное, бережное отношение к женщинам, развивать память, речь.

3-ая неделя

Сладкий час «Я и моя мама»

Цель: актуализировать знания детей о женских профессиях, результатах женского труда, воспитывать уважение и чувство любви к близким.

4-ая неделя

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Цель: закреплять умение самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ней, расширять сферу социальной активности ребенка и его представление о жизни школы, предоставив ему занимать различные позиции взрослых и детей.

Апрель 1-ая неделя

Занятие «Современные профессии работников связи»

Цель: познакомить детей с профессиями современных работников связи (почтальон, связист, оператор связи, кассир, телеграфист, уточнить знания о значении труда, воспитывать любознательность, развивать мышление, речь.

2-ая неделя

Дидактическая игра «Какого города герб?»

Цель: закрепить знания детей о символике, развивать память, мышление, воспитывать целеустремленность.

3-ая неделя

Экскурсия на почту

Цель: заинтересовать детей новыми профессиями, вызвать эмоциональный отклик, закрепить правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета.

4-ая неделя

Сюжетно-ролевая игра «Почта»

Цель: уточнить знания детей о современных профессиях работников связи, учить выполнять правила игры (выбранную роль, воспитывать дружеские чувства, развивать диалогическую речь.

Май 1-ая неделя

Занятие «Все работы хороши, выбирай на вкус» (с использованием презентации книги Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»).

Цель: обобщить знания детей о разнообразных профессиях, их социальном значении, воспитывать бережное уважение к труду взрослых, желание им подражать, развивать мышление, воображение, речь.

2-ая неделя

Игра-викторина «Что мы знаем о профессиях?»

Цель: систематизировать знания детей о разнообразных профессиях и орудиях труда (творческих, героических, сельских и городских, «женских» и «мужских», современные и профессии прошлых лет, актуализировать знания литературных произведений о профессиях (загадки, стихи, пословицы, поговорки, сказки, рассказы, развивать логическое мышление, память, речь, воспитывать выдержку, дружелюбие.

3-ая неделя

Театральный вечер «Все профессии важны – выбирай на вкус!»

Цель: подвести ребенка к выбору профессии, желанию перевоплотиться и отразить в творческой деятельности отношение к ней; развивать воображение, речь, воспитывать дружеские чувства в детском коллективе, создать благоприятную эмоциональную атмосферу.

4-ая неделя

Сюжетно-ролевая игра «Город» (объединенный сюжет «банк», «кафе», «супермаркет», «почта», «служба спасения», «школа» и др.)

Цель: закреплять умение развертывать многосюжетную игру, учить использовать предметы-заместители, самостоятельно создавать игровую обстановку, распределять роли, отражать в игре представителей различных профессий, развивать воображение, диалогическую речь, воспитывать чувство товарищества.

Перспективный план работы с родителями

Месяц Форма работы Цель

Сентябрь Анкетирование родителей Цель: определение специфики семейного воспитания, ожиданий родителей на предстоящий год.

Информационный стенд для родителей «Мы начинаем новый год» Цель: знакомство родителей с физиологическими и психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста, формирование представлений о целях и задачах воспитательно-образовательной работы на предстоящий год.

Фотовыставка «Мы играем в «Кафе» Цель: знакомство родителей с особенностями организации детских сюжетно-ролевых игр, подбором необходимой игровой атрибутики.

Родительское собрание «Знакомим детей с трудом взрослых» Цель: формирование представлений о проблемах нравственно-трудового воспитания современных дошкольников, актуальности вопросов знакомства детей с профессиями.

Октябрь Консультация «Как научить детей беречь хлеб» Цель: формирование экологической культуры в семье, выработка единства требований педагогов и родителей в вопросах экологического воспитания.

Сундучок «Бабушкины рецепты», тема: «Полезные блюда на столе» Цель: ассимиляция лучшего опыта организации питания дошкольников в семье (знакомство родителей с рецептами полезных блюд).

День открытых дверей «Приглашаем на обед» Цель: обобщение знаний родителей о правилах этикета, требованиях праздничной сервировки стола.

Ноябрь Ширма раскладушка «Зачатье денежной гармонии» Цель: знакомство родителей с основами денежной гармонии, формирование экономической грамотности.

Сундучок «Бабушкины рецепты», тема: «Литературные деньги» Цель: знакомство родителей с детской литературой.

Почтовый ящик «Вы спрашиваете, мы отвечаем» Цель: выявление основных проблем в воспитании детей, подготовка ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы.

Декабрь Ширма раскладушка «Чтобы праздник не стал трагедией» Цель: знакомство родителей с требованиями безопасности при организации Новогодних праздников (фейерверков).

Беседа-диспут «Как рассчитать бюджет семьи?» Цель: распространение лучшего семейного опыта по вопросам планирования семейного бюджета.

Игра-тренинг «Мы с ребенком идем в магазин» Цель: обучение родителей оптимальному стилю общения с детьми в конфликтных ситуациях.

Январь Консультация «Детско-родительские отношения и их влияние на становление личности дошкольника» Цель: знакомство родителей с основами психологической культуры, формирование знаний о проблемах детско-родительских отношений.

День открытых дверей «Организуем сюжетные игры детей» Цель: обучение практическим навыкам совместной игры с детьми.

Выставка «Забавные игрушки» Цель: знакомство с предметами-заместителями, используемыми детьми в сюжетных играх.

Февраль Анкетирование «Нашей Армии бойцы» Цель:

Консультация «Учим детей любить Родину» Цель: систематизация знаний о проблемах нравственно-патриотического воспитания современных дошкольников.

Совместный проект «Мой папа, дедушка, прадед» Цель: привлечение родителей к созданию рукописной книги, ассимиляция лучшего опыта семейного воспитания.

Март Ширма раскладушка «Воспитание любви и уважения к матери» Цель: знакомство с методами и приемами нравственного воспитания подрастающего поколения.

Семинар-практикум «Диета для умниц» Цель: привлечение семей к обсуждению вопросов организации питания и сохранения здоровья, обучение практическим навыкам приготовления детских блюд.

Фотовыставка «Моя мама лучшая на свете» Цель: вовлечение родителей в педагогический процесс как субъектов.

Апрель Неделя родительских профессий «Чем пахнут ремесла?» (выступления родителей перед детьми) Цель: привлечение родителей к педагогическому процессу в детском саду, повышение родительского авторитета.

Фотовыставок «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Мой папа на работе» Цель: популяризация профессиональной жизни семей в детском коллективе.

Ширма раскладушка «Полезен ли ребенку Интернет?» Цель: систематизация представлений родителей о современных средствах связи и их влиянии на ребенка.

Май Ширма раскладушка «Чтобы были счастливы наши дети!» Цель: обобщение знаний родителей о психическом здоровье детей, выработка родительской позиции.

Фотовыставка «Мы стали на год взрослее» Цель: систематизация воспитательно-образовательной работы за год.

Анкетирование «Мы прожили год» Цель: определение степени удовлетворенности родителей работой ДОУ за год.

Публикации по теме:

Итоги тематической проверки по теме: «Формирование у детей представлений о социальной значимости труда» Результаты:            Тематический контроль по выявлению уровня формирования.

Моделирование, как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с ЗПР Паспорт инновационного проекта "Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости
Опубликовано: 17 января 2013 в 16:45
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД