Получи документы

Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости

оксана морозова
Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости
▼ Скачать + Заказать документы

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания подрастающего поколения всегда стоят на первом месте. При этом педагогами отмечается приоритет формирования знаний о социальной действительности, центральным звеном которого являются знания о трудовой деятельности людей. Данное содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, положительного отношения к труду и его результатам уже в дошкольном возрасте.

Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости» размещена в разделах

"Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…", — пишет В. И. Логинова.

В тоже время стоит отметить, что очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста имеют весьма смутное представление о мире современных профессий взрослых, знания являются разрозненными и бессистемными. В связи с этим работа по ознакомлению старших дошкольников с профессиями стала актуальной. Ее разрешение мы нашли в трудах В. И. Логиновой, Р. С. Буре, В. Г. Нечаевой. Которые отмечают, что: «Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду».

В связи с этим целью нашей работы является формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости.

Достижению поставленной цели, на наш взгляд, способствует решение следующих задач:

1. Систематизировать знания воспитанников о труде людей разных современных профессий и их взаимосвязи (сельскохозяйственных, промышленных, героических, транспортных, обслуживающих и т. д.).

2. Расширить представления ребенка о содержании трудовой деятельности человека.

2. Формировать представление о ценности труда и его общественной значимости.

3. Воспитывать уважительное отношение к труду, желание трудиться.

4. Формировать первичные знания детей об экономических явлениях, взаимосвязи потребностей человека и трудовой деятельности.

Работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости строится на следующих общедидактических принципах:

1. Принцип воспитывающего обучения – обучающая деятельность педагога носит воспитывающий характер. Специально подобранное содержание обучения имеет своей целью ознакомление детей с окружающей действительностью, приобщение к культуре труда, формирование ценностного отношения к труду людей разных профессий.

2. Принцип научности – использование в работе научно обоснованных и практически апробированных методик.

3. Принцип наглядности. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности.

4. Принцип систематичности и последовательности предполагает постепенное усложнение материала по ознакомлению дошкольников с профессиями, его системность.

5. Принцип доступности предусматривает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей, ориентация на ближайший уровень развития воспитанников.

6. Принцип осознанности.

При этом мы считаем, принцип осознанности ведущим, так как он дает возможность для формирования у воспитанников активной и осознанной позиции по отношению собственным достижениям.

Для получения положительного результата работы считаем необходимым создание следующих условий:

психолого–педагогических условий (учет принципов личностно- ориентированной педагогики, деятельностного подхода; использование апробированных научно - методических материалов);

организацию предметно – развивающей среды, включающей наглядные пособия, детскую литературу, атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, нетрадиционное оборудование;

сотрудничество всех субъектов воспитательно – образовательного процесса (педагогического коллектива и родителей).

При организации системы работы формированию у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости мы используем разнообразные формы (занятия, прогулки, экскурсии, досуги, развлечения, методы, приемы, среди которых выделяем: наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем); словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы); практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки); игру (сюжетно-ролевые, дидактические игры).

Реализуя деятельностный подход к усвоению знаний приоритетными считаем практические методы и игу, как ведущий вид деятельности дошкольников.

Для изучения результатов эффективности работы служит педагогическая диагностика, позволяющая отследить уровень сформированности знаний о труде людей разных современных профессий, произвести своевременную коррекцию и спланировать дальнейшую работу.

Подводя итог выше сказанному, считаем необходимым отметить, что комплексное решение задач, создание условий, реализация принципов работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости, рациональное применение форм, методов и средств, осуществление своевременной диагностики и коррекции позволяют решить интеллектуальные и нравственные задачи трудового воспитания.

Перспективный план по ознакомлению детей старшей группы с профессиями

Месяц Форма работы Цель

Сентябрь 1-ая неделя:

Занятие «Поговорим о профессиях»

Цель: познакомить детей с разнообразием профессий взрослых людей (творческих, героических, сельских и городских, «женских» и «мужских», современные и профессии прошлых лет); их значении.

2-ая неделя:

Беседа «Потребности современного человека»

Цель: познакомить дошкольников с понятием «потребность», со взаимосвязью между удовлетворением потребностей и наличием разнообразных профессий, исторической взаимосвязью профессий и потребностей (потребности современных людей шире, поэтому существует многообразие профессий)

3-ая неделя:

Вечер загадок «Отгадай профессию»

Цель: Развивать логическое мышление, сообразительность детей, закрепить знания о профессиях.

4-ая неделя:

Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

Цель: учить детей отражать в игре знания о профессиях (кондитер, повар, официант, кассир, уборщик, самостоятельно распределять роли в игре, действовать в соответствии с ней, закреплять умение создавать игровую обстановку, воспитывать культуру поведения, развивать воображение, речь.

Октябрь 1 – ая неделя:

Занятие «Хлеб - всему голова»

Цель: закрепить представления детей о сельскохозяйственных профессиях (пахарь, тракторист, комбайнер, агроном, элеваторщик, соответствующих орудиях труда и технике, воспитывать уважительное отношение к профессиям хлеборобов.

2-ая неделя:

Дидактическая игра

«От зернышка до булочки»

Цель: закрепить знания детей об этапах производства хлеба.

Дидактическая игра «Угадай, какая техника нужна?» Цель: закрепить знания детей о транспорте, который необходим для выращивания и сбора урожая хлеба.

3-ая неделя:

Сладкий час «Откуда хлеб пошел?» Цель: вызвать положительные эмоции, заинтересовать детей профессиями хлеборобов, воспитывать бережное отношение к результатам чужого труда.

4-ая неделя:

Сюжетно-ролевая игра «Хлеборобы» Цель: закрепить знания детей о сельскохозяйственных профессиях, учить выполнять роли, использовать предметы-заместители, создавать новую игровую обстановку, воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, развивать воображение, активизировать речь.

Ноябрь 1-ая неделя:

Занятие «Путешествие в прошлое денег»

Цель: познакомить детей с представлением о денежной единице, научить понимать назначение денег, вызвать интерес к прошлому денег, развивать воображение.

2-ая неделя:

Беседа «Что такое деньги?»

Создание коллекции денежных единиц Цель: познакомить детей с разнообразием денежных единиц (монеты, бумажные деньги, деньги других стран).

3-ая неделя:

Викторина «Литературные деньги»

Цель: закрепить звания детей о литературных произведениях, в которых встречаются деньги, развивать сообразительность, смекалку, воспитывать чувство товарищества.

4-ая неделя:

Сюжетно-ролевая игра «Монетный двор»

Цель: обобщить знания детей о значении и производстве денег, учить самостоятельно распределять роли, действовать в соответствии с ней, закреплять умение изготавливать предметы-заместители (деньги).

Декабрь 1-ая неделя:

Занятие «Поговорим о профессиях» (профессии работников банка)

Цель: познакомить детей с профессиями работников банка (управляющий, бухгалтер, кассир, охранник, инкассатор, соответствующих орудиях труда и технике, воспитывать уважительное отношение к современным профессиям.

2-ая неделя:

Беседа «Кем быть?»

Цель: закрепить знания детей о современных профессиях, развивать логическое мышление, речь.

Дидактическая игра «Для чего нужен предмет?» Цель: закрепить знания о назначении различных предметов (орудиях труда различных профессий).

3-ая неделя:

Экскурсия в банк.

Цель: заинтересовать детей новыми профессиями, вызвать эмоциональный отклик, закрепить правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета.

4-ая неделя:

Сюжетно-ролевая игра «Банк»

Цель: учить детей самостоятельно распределять роли сотрудников банка, действовать в соответствии с ними; формировать навыки сотрудничества, умение отражать в игре явления социальной действительности, использовать предметы-заместители.

Январь 1-ая неделя

Занятие «Экономика для малышей»

Цель: познакомить детей с понятием экономика, актуализировать знания о потребностях людей и способах их удовлетворения, учить устанавливать логические связи между понятиями (потребности, профессии, делать экономический расчет (экономить, воспитывать усидчивость, доброжелательность, развивать речь, логическое мышление.

2-ая неделя

Беседа «Что мы знаем об экономике?»

Цель: обобщить представления детей об экономике, ее значении в жизни людей, воспитывать бережное отношение к результатам труда, денежным и природным ресурсам.

3-ая неделя

Игра-тренинг «Мы с мамой идем в магазин»

Цель: систематизировать знания детей о товарах, цене, ценниках, закрепить правила культурного поведения в магазине, учить детей правильно распоряжаться деньгами и планировать семейный бюджет.

Вечер загадок «Экономические загадки»

Цель: Развивать логическое мышление, сообразительность детей, закрепить знания о профессиях.

4-ая неделя

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Цель: учить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры, побуждать детей использовать знания об окружающей жизни, закрепить правила совершения покупок (поведение в супермаркете, решение конфликтных ситуаций с администратором, выбор товаров для покупки).

Февраль 1-ая неделя

Занятие «Они защищали Родину. Памятники защитникам Отечества»

Цель: обсудить с детьми значение понятия «защитники», сформировать знания о защитниках Отечества, познакомить детей с памятниками воинам России, воспитывать патриотические чувства, уважение к историческому прошлому, развивать мышление, речь.

2-ая неделя

Дидактическая игра «Рода войск нашей армии»

Цель: закрепить знания о родах войск, их отличительных особенностях, развивать мыслительные операции (классификации).

Дидактическая игра «Угадай военную профессию» Цель: систематизировать знания детей о военных профессиях, учить находить знаки различия военнослужащих.

3-ая неделя

Вечер встреч «Есть такая профессия Родину защищать». Оформление альбома «Все работы хороши»

Цель: обобщить знания детей о профессиях защитников Родины (МЧС, милиция, ДПС, охранная безопасность, пожарная безопасность, подвести детей к пониманию значения данных профессий.

4-ая неделя

Сюжетно-ролевая игра «Служба спасения»

Цель: формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, ее необходимости, мобильности в ЧС, учить оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. Развивать воображение, речь, воспитывать чувство сострадания, сочувствия.

Март 1-ая неделя

Занятие «Мамы разные нужны, мамы разные важны»

Цель: познакомить детей с женскими профессиями, рассказать о разных социальных ролях женщины (мама, дочь, работник, воспитывать бережное отношение к маме, уважение к труду, развивать мышление, речь.

2-ая неделя

Дидактическая игра «Угадай профессию?»

Цель: закрепить знания детей о женских профессиях, социальной значимость, используемых орудиях труда, его продуктах.

Литературный вечер «Мама милая моя» Цель: закрепить знания детей литературных стихов о мамах, пословицах и поговорках о женском труде. Воспитывать уважительное, бережное отношение к женщинам, развивать память, речь.

3-ая неделя

Сладкий час «Я и моя мама»

Цель: актуализировать знания детей о женских профессиях, результатах женского труда, воспитывать уважение и чувство любви к близким.

4-ая неделя

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Цель: закреплять умение самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ней, расширять сферу социальной активности ребенка и его представление о жизни школы, предоставив ему занимать различные позиции взрослых и детей.

Апрель 1-ая неделя

Занятие «Современные профессии работников связи»

Цель: познакомить детей с профессиями современных работников связи (почтальон, связист, оператор связи, кассир, телеграфист, уточнить знания о значении труда, воспитывать любознательность, развивать мышление, речь.

2-ая неделя

Дидактическая игра «Какого города герб?»

Цель: закрепить знания детей о символике, развивать память, мышление, воспитывать целеустремленность.

3-ая неделя

Экскурсия на почту

Цель: заинтересовать детей новыми профессиями, вызвать эмоциональный отклик, закрепить правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета.

4-ая неделя

Сюжетно-ролевая игра «Почта»

Цель: уточнить знания детей о современных профессиях работников связи, учить выполнять правила игры (выбранную роль, воспитывать дружеские чувства, развивать диалогическую речь.

Май 1-ая неделя

Занятие «Все работы хороши, выбирай на вкус» (с использованием презентации книги Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»).

Цель: обобщить знания детей о разнообразных профессиях, их социальном значении, воспитывать бережное уважение к труду взрослых, желание им подражать, развивать мышление, воображение, речь.

2-ая неделя

Игра-викторина «Что мы знаем о профессиях?»

Цель: систематизировать знания детей о разнообразных профессиях и орудиях труда (творческих, героических, сельских и городских, «женских» и «мужских», современные и профессии прошлых лет, актуализировать знания литературных произведений о профессиях (загадки, стихи, пословицы, поговорки, сказки, рассказы, развивать логическое мышление, память, речь, воспитывать выдержку, дружелюбие.

3-ая неделя

Театральный вечер «Все профессии важны – выбирай на вкус!»

Цель: подвести ребенка к выбору профессии, желанию перевоплотиться и отразить в творческой деятельности отношение к ней; развивать воображение, речь, воспитывать дружеские чувства в детском коллективе, создать благоприятную эмоциональную атмосферу.

4-ая неделя

Сюжетно-ролевая игра «Город» (объединенный сюжет «банк», «кафе», «супермаркет», «почта», «служба спасения», «школа» и др.)

Цель: закреплять умение развертывать многосюжетную игру, учить использовать предметы-заместители, самостоятельно создавать игровую обстановку, распределять роли, отражать в игре представителей различных профессий, развивать воображение, диалогическую речь, воспитывать чувство товарищества.

Перспективный план работы с родителями

Месяц Форма работы Цель

Сентябрь Анкетирование родителей Цель: определение специфики семейного воспитания, ожиданий родителей на предстоящий год.

Информационный стенд для родителей «Мы начинаем новый год» Цель: знакомство родителей с физиологическими и психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста, формирование представлений о целях и задачах воспитательно-образовательной работы на предстоящий год.

Фотовыставка «Мы играем в «Кафе» Цель: знакомство родителей с особенностями организации детских сюжетно-ролевых игр, подбором необходимой игровой атрибутики.

Родительское собрание «Знакомим детей с трудом взрослых» Цель: формирование представлений о проблемах нравственно-трудового воспитания современных дошкольников, актуальности вопросов знакомства детей с профессиями.

Октябрь Консультация «Как научить детей беречь хлеб» Цель: формирование экологической культуры в семье, выработка единства требований педагогов и родителей в вопросах экологического воспитания.

Сундучок «Бабушкины рецепты», тема: «Полезные блюда на столе» Цель: ассимиляция лучшего опыта организации питания дошкольников в семье (знакомство родителей с рецептами полезных блюд).

День открытых дверей «Приглашаем на обед» Цель: обобщение знаний родителей о правилах этикета, требованиях праздничной сервировки стола.

Ноябрь Ширма раскладушка «Зачатье денежной гармонии» Цель: знакомство родителей с основами денежной гармонии, формирование экономической грамотности.

Сундучок «Бабушкины рецепты», тема: «Литературные деньги» Цель: знакомство родителей с детской литературой.

Почтовый ящик «Вы спрашиваете, мы отвечаем» Цель: выявление основных проблем в воспитании детей, подготовка ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы.

Декабрь Ширма раскладушка «Чтобы праздник не стал трагедией» Цель: знакомство родителей с требованиями безопасности при организации Новогодних праздников (фейерверков).

Беседа-диспут «Как рассчитать бюджет семьи?» Цель: распространение лучшего семейного опыта по вопросам планирования семейного бюджета.

Игра-тренинг «Мы с ребенком идем в магазин» Цель: обучение родителей оптимальному стилю общения с детьми в конфликтных ситуациях.

Январь Консультация «Детско-родительские отношения и их влияние на становление личности дошкольника» Цель: знакомство родителей с основами психологической культуры, формирование знаний о проблемах детско-родительских отношений.

День открытых дверей «Организуем сюжетные игры детей» Цель: обучение практическим навыкам совместной игры с детьми.

Выставка «Забавные игрушки» Цель: знакомство с предметами-заместителями, используемыми детьми в сюжетных играх.

Февраль Анкетирование «Нашей Армии бойцы» Цель:

Консультация «Учим детей любить Родину» Цель: систематизация знаний о проблемах нравственно-патриотического воспитания современных дошкольников.

Совместный проект «Мой папа, дедушка, прадед» Цель: привлечение родителей к созданию рукописной книги, ассимиляция лучшего опыта семейного воспитания.

Март Ширма раскладушка «Воспитание любви и уважения к матери» Цель: знакомство с методами и приемами нравственного воспитания подрастающего поколения.

Семинар-практикум «Диета для умниц» Цель: привлечение семей к обсуждению вопросов организации питания и сохранения здоровья, обучение практическим навыкам приготовления детских блюд.

Фотовыставка «Моя мама лучшая на свете» Цель: вовлечение родителей в педагогический процесс как субъектов.

Апрель Неделя родительских профессий «Чем пахнут ремесла?» (выступления родителей перед детьми) Цель: привлечение родителей к педагогическому процессу в детском саду, повышение родительского авторитета.

Фотовыставок «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Мой папа на работе» Цель: популяризация профессиональной жизни семей в детском коллективе.

Ширма раскладушка «Полезен ли ребенку Интернет?» Цель: систематизация представлений родителей о современных средствах связи и их влиянии на ребенка.

Май Ширма раскладушка «Чтобы были счастливы наши дети!» Цель: обобщение знаний родителей о психическом здоровье детей, выработка родительской позиции.

Фотовыставка «Мы стали на год взрослее» Цель: систематизация воспитательно-образовательной работы за год.

Анкетирование «Мы прожили год» Цель: определение степени удовлетворенности родителей работой ДОУ за год.

Публикации по теме:

Итоги тематической проверки по теме: «Формирование у детей представлений о социальной значимости труда» Результаты:            Тематический контроль по выявлению уровня формирования.

Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с ЗПР Паспорт инновационного проекта "Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости
Опубликовано: 17 января 2013 в 16:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости» (включая файлы) размещена пользователем оксана морозова (УИ 59105) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД