Консультация «Формирование у дошкольников представления о времени»

Баскакова Марина
Консультация «Формирование у дошкольников представления о времени»

Формирование у дошкольников представления о времени.

Очень важно приучать ребенка чувствовать время. Есть исследования, в которых утверждается, что чувство времени связано с интеллектуальным развитием. Категорию времени ребенок осваивает долго. О сформированности временных представлений можно говорить только годам к десяти. Тем не менее, следует заниматься проблемой временных представлений уже в дошкольном возрасте. Ощущение времени тесно связано с умением планировать свою деятельность, контролировать результаты. Следовательно, оно связано с произвольностью. Время – это цепь событий, выражение их последовательности.

Формирование ощущения времени развивает «последовательные» виды деятельности: чтение, письмо. Для дошкольника несущественно, где начало и где конец. Он видит мир как бы вне времени, целиком. При освоении чтении и письма ребенок может, как при рисовании, начать читать или писать в прямом или в обратном порядке. Для него этот порядок пока не важен. Только с освоением элементов времени усваивается строгий порядок чтения и письма. Поэтому, развивая способность ребенка чувствовать время, мы развиваем его лево-правую ориентировку, а также способность следовать поставленной цели.

Кроме того, освоение категории времени связано с формированием абстрактных моделей реальности: у взрослых за понятиями «минута» или «час» стоит некая обобщенная картинка, неподвижная или движущаяся. Формировать у ребенка чувство времени можно во время любой образовательной деятельности (представление о временах года, месяцах, сутках).

С именем признака «время» начинаем знакомить дошкольников с четырех с половиной лет. Однако уже дети трех лет жизни активно используют в речи слова: раньше, позже, одновременно; день, ночь, утро, вечер.

Дети трех с половиной лет различают понятия: сегодня, завтра, вчера, утро, день.

Дети четырех лет различают контрастные и смежные части суток, определяют их последовательность: «вчера», «сегодня», «завтра».

Дети пяти лет ориентируются в контрастных и смежных частях суток, выделяют последовательность суток и используют слова: «сегодня», «вчера», «раньше», «скоро» и т. д.

У детей пяти с половиной лет формируем умение определять время по часам, длительность временных отрезков с использованием календаря и песочных часов.

Дети шести лет самостоятельно определяют и условно обозначают временные отношения: сутки – неделя, неделя – месяц, месяц – год.

Дети шести с половиной лет обозначают на схеме отношения во времени (минута-час, неделя-месяц, месяц-год).

В процессе формирования временных представлений речь ребенка обогащается существительными, обозначающими части суток, времена года, дни недели; прилагательными: поздняя осень, раннее утро, молодая, юная, старая, дряхлая и др. ; глаголами: молодеет, взрослеет, стареет и др. Числовое обозначение признака «времени» связано с признаком «количества».

Осознание ребенком наглядно выраженных временных связей говорит о том, что у ребенка начинают складываться интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения.

В работе по формированию временных представлений целесообразно использовать календари погоды, природы, отрывные календари, игры типа «четвертый лишний», можно собирать коллекции часов и т. д.

Публикации по теме:

Формирование целостной картины мира у дошкольников. Экологический проект с использованием ТРИЗ игр «Паровозик времени» Структура проекта: Тема: «Паровозик времени». Актуальность. Технология ТРИЗ становится частью образовательного процесса, открытые задачи.

Презентация «Формирование у детей представления о времени» Формирование У Детей Представления О Времени Анаит Сарксян Формирование У Детей Представления О Времени Описание презентации: Слайд 1.

Консультация для педагогов «Формирование фонематического восприятия у дошкольников» Предмет нашего разговора – развитие фонематических процессов. Предлагаю вниманию известную вам теорию, немного разбавленную историческими.

Консультация «Роль дидактических игр на занятиях по формированию элементарного математического представления у дошкольников» Консультация для родителей: «Роль дидактических игр на занятиях по формированию элементарного математического представления у дошкольников.».

Консультация для родителей! Формирование графических навыков у дошкольников В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для воспитания.

Консультация для родителей «Формирование представлений о времени у дошкольников. Ознакомление детей с частями суток» Консультация для родителей: «Формирование представлений о времени у дошкольников. Ознакомление детей с частями суток». Восприятие времени.

Консультация для воспитателей «Формирование основ правового сознания дошкольников» Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется организм ребенка, осуществляется развитие личности.

Консультация для воспитателей «Формирование основ экологической культуры дошкольников»Консультация для воспитателей «Формирование основ экологической культуры дошкольников» «Стандарт дошкольного образования –это стандарт поддержки разнообразия детства, стандарт развития личности ребенка. Стандарт дошкольного.

Консультация «Формирование читательского интереса у дошкольников» «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни надо ввести его в мир книг» В. А. Сухомлинский. Актуальность Детство – ответственный.

Формирование представлений о времени с использованием проектной деятельности 1 слайд Сегодня вашему вниманию мы хотим показать свой опыт работы по теме Тема: «Формирование представлений о времени с использованием.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Лето
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Формирование у дошкольников представления о времени»
Опубликовано: 2 мая 2018 в 16:59
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. Всемирный День без бумаги

В четвёртый четверг октября отмечается экологический праздник – День без бумаги. Эта ежегодная международная «безбумажная» акция проходит под лозунгом «Научимся использовать бумагу рационально!» Дело в...

24 октября. День тыквы на МААМ

Красочная тыква – настоящее украшение осени. Она дарит нам неунывающее оранжевое настроение. В Китае этот овощ вообще считается мистическим талисманом – китайцы верят, что тыква может защищать своих...

Конспект рисования с использованием нетрадиционной техники «Одуванчик» в...
Цель: Развивать у детей художественно-творческие способности с помощью нетрадиционной техники рисования – набрызг. Задачи: * обучать особенностям...
Контрольная работа по математике для 4 класса за 3 четверть
Контрольная работа по математике. ( 4-Б класс, Тищенко Е. И) 1. Решите задачу. Из двух городов навстречу друг другу выехали две машины и встретились через...
Конспект НОД во второй младшей группе «В гостях у сказки «Колобок»
Цель. Продолжить знакомство с русскими народными сказками и закрепить сказку «Колобок». Задачи. Формировать умение слушать и смотреть художественное...