виктория ильина
Формирование целостной картины мира у дошкольников. Экологический проект с использованием ТРИЗ игр «Паровозик времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Структура проекта :
Тема: «Паровозик времени».
Актуальность. Технология ТРИЗ становится частью образовательного процесса, открытые задачи все чаще применяются педагогами на занятиях. Мы так же не даем детям готовых ответов, а стимулируем их познавательную активность.
Цель: Развитие системного мышления. Знакомство с окружающим миром (формирование целостной картины мира у детей).
Публикация «Формирование целостной картины мира у дошкольников, Экологический проект с использованием ТРИЗ игр „Паровозик времени“» размещена в разделах
- Железная дорога, поезд. Проекты, исследования
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Задачи: Формировать у детей навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельности; развивать умение планировать свою деятельность, работать в коллективе, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению детей в школе.
- Проект обогащает знание детей об окружающем мире и законах природы: знакомим с явлением цикличности в живой/неживой природе.
- Формируем у ребенка представление об изменении объекта во времени.
- Знакомить детей с новыми играми.
Вид проекта : Краткосрочный, исследовательско-познавательный, групповой, продолжительность 1 неделя.
Участники проекта : воспитанники 2 младшей группы №2, воспитатель, родители.
Предварительная работа: чтение материалов по ТРИЗ играм, написание аналитической статьи на сайте Вытворяндия, подготовка наглядных материалов и пособий (делаем паровозик, приобретение книг о природе.
Работа с воспитанниками: беседы, игры, тематические занятия.
Работа с родителями: обсуждение особенностей ТРИЗ педагогики в раннем дошкольном детстве (Родительское собрание №2, организация выставки работ «Паровозик времени» о домашних питомцах.
Систематизация материалов, подведение итогов.
Первый этап.
Определение темы проекта.
Воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются : вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
Второй этап.
Подготовительный этап.
На втором этапе воспитатель, дети и родители подготавливают все необходимое для проекта. Детям показываются выборочно несколько отрывков мультфильма «Поезд динозавров».
Третий этап.
Основной этап (работа с дошкольниками, работа с родителями, оснащение предметно-развивающей среды). Выполняется практическая часть проекта, проводятся 4 занятия: «Как появляется лягушка», «Как появляется бабочка», «Как появляется цветок», «Как появляется птица».
Воспитатель по необходимости оказывает все участникам практическую помощь. У детей происходит усвоение знаний.
Четвертый этап.
Завершающий этап. Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.
Конспект 1 занятия. Тема «Паровозик времени : Как появляется лягушка»
Цели и задачи:
-Формируем у ребенка представление об изменениях объекта во времени.
- Знакомим детей с идеей цикличности развития в живой/неживой природе.
- Работаем с навыком составления цепочки изменений объекта до 3-4 вариантов.
- Обогащаем картину мира ребенка, поощряем познавательный интерес.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Что сначала, а что потом?». На доске изображены 4 веточки. Без листьев, с почками, с зелеными листочками и с желтыми. Скажите, когда это бывает? (Дети отвечают при помощи наводящих вопросов воспитателя).
Далее предлагаются варианты игры, воспитатель подбрасывает мяч тому, кто должен ответить. Возвращая мяч, ребенок отвечает на поставленный вопрос:
- сначала (названия детенышей животных) – потом (названия взрослых животных);
- сначала (возраст человека) – потом (возраст человека);
- сначала (время суток) – потом (время суток).
Воспитатель: Ребята, вы помните Серую звездочку из книги Бориса Заходера? А вы когда-нибудь задумывались как появляются лягушки?
Детям предлагается послушать и рассмотреть иллюстрации книги Н. Фаттаховой «Как появляется лягушка».
Далее педагог прикрепляет к доске демонстрационный паровозик с вагонами, Паровозик времени. В окошки вагонов воспитатель совместно с детьми вставляет картинки постепенного изменения объекта во времени. Дети проговаривают название каждого: икра, головастик, лягушонок, взрослая лягушка.
Затем воспитатель проводит подвижную игру «Лягушата-головастики», приглашает ребят на ковер.
Тут же, сидя на ковре, педагог и дети рассматривают иллюстрации из Красной книги России, знакомство с которой у ребят состоялось в ранее проводившемся проекте о диких и домашних животных.
Воспитатель: ребята, я предлагаю подвести итоги занятия: кто такие головастики? (ответы детей, чем питаются лягушки (ответы детей, как Паровозик времени помог нам понять : как появляется лягушка?
Аналогичным образом проводились занятия о цветке (мы также посадили и прорастили несколько найденных на участке семян клена, поиграли в игру «Я садовником родился», бабочке, птице.
Итоговая работа с родителями заключалась в оформлении Паровозика времени домашних питомцев наших воспитанников (котенок – кошка, щенок-собака, птенец-попугай). Из представленных работ мы оформили выставку в раздевалке группы.