Папки-передвижки

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством интеграции содержания учебных предметов

Бабушкина Галина
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством интеграции содержания учебных предметов
▼ Скачать + Заказать документы

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Бабушкина Г. А. учитель начальных классов, высшей квалификационной категории, МАОУ СОШ №17 г. Тобольск

С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в начальной школе перед учителем стоят задачи не только научить учащихся читать, считать и писать, но и формировать две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Публикация «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством интеграции содержания учебных предметов» размещена в разделах

В условиях динамичного, быстро меняющегося мира у учащихся необходимо формировать не только умения решать учебные задачи в пределах учебного предмета. Но и прежде всего опыт решения проблем, который может быть использован за рамками образовательного процесса - в познавательной, культурно - досуговой, семейно-бытовой и других видах деятельности. Решить данные задачи в начальной школе возможно через интеграцию содержания учебных предметов (метапредметный подход, межпредметные связи).

Интеграция позволяет научить ребёнка самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учению, повышать его интеллектуальный уровень. Данное направление сегодня актуально, продиктовано новыми социальными запросами, предъявляемыми к обучению. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. А также способствуют формированию целостной картины у учащихся, пониманию связей между явлениями, в обществе и мире в целом, помогают получить умения применять знания одной из дисциплин к знаниям другой.

Методической основой интегрированного подхода является установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук и понимании закономерностей. А это возможно при условии многократного возвращения к понятиям на разных уроках, их углубления и обогащения, вычленения доступных данному возрасту существенных признаков, понятий. Следовательно, за основу интеграции может быть взят любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения, в содержательную сторону которого будет включена та группа понятий, которая относится к данному учебному предмету, но на интегрированный урок привлекаются знания, результаты анализа понятия с точки зрения других наук, других учебных предметов. Работая в сотрудничестве с учителями школы, разработаны интегрированные уроки различных предметов, например: «Буква Х. Украинская сказка «Колосок». Изготовление аппликации»Колосок»

-обучение грамоте – письмо – литературное слушание – технология;

- литературное чтение – русский язык – музыка; «Роль глагола в предложении. К. Бальмонт «Снежинка»

- окружающий мир – математика и др.

Особенностью интегрированного урока является то, что в этом процессе могут участвовать два или три, а может и больше педагогов. В начальных классах интеграция имеет свои особенности. Дети знакомятся со многими явлениями, понятиями, предметами уже на раннем этапе обучения, но имеют о них самые элементарные представления. По мере обучения они получают всё новые и новые знания, пополняя и расширяя уже имеющиеся. В этом основная сложность интегрированных уроков, т. к. необходимо сохранить динамическое развитие любой темы от её введения до закрепления. В свою очередь эти уроки позволяют учителю сократить сроки изучения отдельных тем, ликвидировать дублирование материала по разным предметам, уделить больше внимания тем целям, которые учитель выделяет в данный момент обучения (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала).

Принципы интегрированного обучения, призваны в полной мере работать, на достижение главной цели интегрированного обучения — развитие мышления учащихся:

· синтез знаний - целостное, систематизированное восприятие способствует развитию широты мышления. Постановка проблемы, исследуемой методами интеграции, развивает целенаправленность и активность мышления.

· углублённость изучения - более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления.

· практическая значимость проблемы - обязательная реализация рассматриваемой проблемы в практической ситуации.

Интеграция содержания в этом случае создает условия для возникновения диалогов культуры, искусства, личностей; стимулирует общение, обмен знаниями между учащимися и педагогом, обеспечивает поиск способов деятельности; побуждает детей к рефлексии, самооценке. Результатом работы является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся, их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний. Для раскрытия творческих способностей детей применяю активные формы и методы :

- беседы, дискуссии, игры и экскурсии, конкурсы, турниры, собеседования, олимпиады,

- наблюдения, творческий труд, поисковые эксперименты, индивидуальные занятия, исследовательскую деятельность.

Фрагмент урока

Интеграция содержания предметов. Тема урока, класс Формируемые УУД Методы, приемы, средства обучения; формы деятельности учащихся

Интегрированный урок

математики и окружающего

мира, 1 класс

Тема урока: «Прибавление и

вычитание 1. Дикие животные

зимой».

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных Словесные, наглядные, практические,продуктивные. Парная, ролевая игра, путешествие

ошибок. - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. -Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую : составлять ответы на вопросы.

II. Актуализация опорных знаний и умственных умений (2 мин)

-Сегодня 2 февраля. Какое число будет завтра? (Учитель записывает «3»).

-Как называется число 3 по отношению к числу 2? (Следующее)

-Как получили следующее число 3? (Учитель записывает «2+1=3»).

-Результат сложения как называется? (Сумма)

-Назовите сумму чисел 2 и 1.

-Так как прибавить к числу 1? (Надо назвать следующее число).

-Сделаем вывод о прибавлении 1. (Если надо +1, называем следующее число. Результат сложения

называется сумма).

-Какое число было вчера? (Учитель записывает «1»).

-Как называется число 1 по отношению к числу 2? (Предыдущее)

-Как получили предыдущее число 1? (Учитель записывает «2-1=1»).

-Результат вычитания как называется? (Разность)

-Назовите разность чисел 2 и 1.

-Так как вычитать из числа 1? (Надо назвать предыдущее число).

-Сделаем вывод о вычитании из числа 1. (Если надо -1, называем предыдущее число. Результат вычитания

называется разность).

III. Формулировка темы урока, постановка цели (4 мин)

-Назовите тему урока математики. («Прибавление и вычитание 1»). (Слайд № 2)

-Какие задачи вы ставите перед собой?

-Работаем парно. Перечислите правила работы в паре.

-Возьмите карточку №1.

-Ваша задача: указать «лишнее» животное.

-Итак, кто «лишний»? Аргументируйте свой ответ.

-Проверим правильность ваших утверждений. (Слайд №3)

-Оцените свою работу.

-Как называются животные, которые живут в дикой природе, не зависят от человека и самостоятельно

добывают себе корм? (Дикие).

-Назовите тему урока окружающего мира.

-На дворе зима. И тема урока: «Дикие животные зимой». (Слайд № 4)

-Какие задачи вы ставите перед собой?

III. Открытие нового знания (16 мин)

-Отгадайте, о ком идёт речь.

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ногами

За жуками и мышами.

-Кто это? (Слайд № 5)

-Ира подготовила информацию. Послушаем.

Обычно ежи питаются жуками, червяками и улитками, но также едят лягушек, змей, ящериц, птенцов, мышей, а также плоды и ягоды. С наступлением зимы насекомые исчезают. Ёж остаётся без пищи. К осени ежи набирают жир и в октябре впадают в спячку, которая длится до апреля. Зимой при повышении температуры воздуха могут иногда выходить на поверхность.

Все ученики вовлечены в творческую работу. Тем, кто неплохо сочиняет, предлагается составить загадки, ребусы, сказки, викторины. Ребятам это нравится. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно. Детские кроссворды, загадки, ребусы, викторины носят интегрированный характер и способствуют формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению. Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий учащегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.

Фрагменты уроков

Интеграция содержания предметов. Тема урока, класс Формируемые УУД Методы, приемы, средства обучения; формы деятельности учащихся

Интегрированный урок

литературного чтения и музыки

Тема урока: Осень в изображении

поэтов, художников и

композиторов. - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: определять и формулировать на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. -Познавательные УУД: умение выразить впечатления о поэтическом произведении в форме высказывания; знакомство с новым приемом языковой выразительности- эпитет Словесные, наглядные, практические, продуктивные. Парная, ролевая игра, путешествие

III. Открытие нового знания

Открываем учебники. Давайте прочитаем. (Чтение по цепочке. За чтение и ответы на уроке дети получают

листочки)

. Анализ стихотворения.

- Какие чувства вызвало стихотворение? (печаль, восхищение, радость)

- Какой вы увидели Бунинскую осень? (яркая, праздничная, красивая)

- Как автор относится к этому времени года?

- Какими словами И. Бунин смог передать восхищение осенью?

- Какие цвета вам незнакомы? - Какой цвет оказался неожиданным? - Красоту Бунинской осени мы увидели, а теперь давайте послушаем. Что вы слышите? - А запахи почувствовали? - Какие приёмы языковой выразительности использовал автор? (Сравнение, олицетворение) 5 Слайд. (Схема) - Что такое «Сравнение»? - Найдите в тексте примеры «сравнения». 6 слайд. - Что такое «Олицетворение»? Найдите в тексте «Олицетворение» - А сейчас я хочу познакомить ещё один приёмом языковой выразительности «эпитетом». Может быть, кто-то знает, что это такое? 7 слайд. - Другими словами эпитеты – это имена прилагательные. Они делают описание ярче и красивее, придают образность и эмоциональность. - Найдите в тексте имена прилагательные. - Прочитайте стихотворение без них. - Что вы заметили? - В стихотворении И. А. Бунин создал с помощью эпитетов картину осеннего листопада. Работа с музыкальным произведением. - Сейчас мы поиграем в игру. Я буду предлагать вам прослушать фрагмент музыкального произведения из цикла «Времена года», а вы будете угадывать, как оно называется. (Детям предлагается прослушать отрывки в следующем порядке: Ноябрь, Октябрь, сентябрь. Каждый фрагмент дети характеризуют. Игра сопровождается демонстрацией слайдов 11, 12, 13) Ребята, а как называется жанр, в котором композиторы пишут музыку на стихи? (Песенный жанр). - Какую песню мы изучали на прошлых уроках? («До свиданья журавли») - Что мы должны сделать перед тем, как начать петь? (Распеться) - Для чего нужно распеваться? (Чтобы голоса разогрелись) (Распевка) - Выйдете, пожалуйста из-за парт. Мальчики станьте слева, а девочки справа. Давайте споём нашу песню по-новому. Первый куплет поют девочки, второй – мальчики, припев – все вместе. (Исполнение песни) - Расскажите о характере этой песни, о настроении. - Сегодня я хочу познакомить вас с новой песне, которую мы будем изучать на следующем уроке. Исполнят вам её Алёна и Лиза. (Девочки заранее разучили эту песню) - Песня называется «Ходит осень несмеяна», музыка и стихи М Еремеевой. (Девочки исполняют песню).слайд 14-19. (Осенние пейзажи) - Вы услышали новую песню. А как бы вы её назвали? - Спасибо, ребята вам большое за работу на уроке. Мы с Ольгой Владимировной приготовили вам музыкальный сюрприз. Сейчас мы исполним вам песню Р. Паулса «Листья жёлтые». (Исполнение песни дуэтом)

1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

2. Привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

3. Обучает детей приемам работы в группах.

4. На уроке уделяет большое внимание, самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку.

5. Создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

6. Включает детей в открытие новых знаний. 7. Учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации.

8. Учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.

9. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

Таким образом, интеграция – это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя и ученика, имеет следующий результат обучения:

· повышение уровня знаний учащихся по предмету;

· изменение характера интеллектуальной деятельности;

· эмоциональное развитие учащихся, основано на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т. д. ;

· рост познавательного интереса учащихся, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;

· включение учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их творчество (собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам);

· приобретение опыта решения проблем, который может быть использован за рамками образовательного процесса - в познавательной, культурно- досуговой, семейно- бытовой и других видах деятельности.

Литература

1. Бабкина Н. В. Радость познания. – М: Аркти. – 2000.

2. Бахарева Л. Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. Начальная школа. – 1991.

3. Браже Т. Г. Интеграция предметов в современной школе. Литература в школе. - 1996.

4. Ильенко Л. П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах. Начальная школа. - 1989. - №9.

5. Кололожвари И. Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок (о методике интегрированием образования? Народное образование. - 1996. - №1.

6. Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии в начальной школе. Ростов-на-Дону. - 2003.

Публикации по теме:

Формирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возрастаФормирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возраста «Формирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возраста» В раннем возрасте у детей при повседневной практике действий с игрушками.

Освоение соотносящих действий посредством дидактической игрушкиОсвоение соотносящих действий посредством дидактической игрушки В раннем возрасте происходит бурное развитие движений ребенка, овладение многими новыми действиями, зарождение и совершенствование новых.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Мастер-класс по изготовлению учебных пособий из баночек от чипсов «Разновысотные цилиндры»Мастер-класс по изготовлению учебных пособий из баночек от чипсов «Разновысотные цилиндры» Готовясь к занятиям по математике, часто сталкиваюсь с проблемой, где найти наглядные пособия для сравнения по высоте. И тут пришла идея.

Мастер-класс «Стаканчики для учебных принадлежностей»Мастер-класс «Стаканчики для учебных принадлежностей» Мастер-класс «Стаканчики для учебных принадлежностей» На просторах интернета можно найти очень много полезного и интересного материала,.

Применение учебных презентаций в образовательном процессе кадетской школы Сегодня в общеобразовательной школе одной из наиболее распространённых форм донесения учебного материала можно назвать мультимедийные презентации.

Проект «Формирование КГН в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Цель: Формирование.

Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ.

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов 2015. Отчет о посещенииВсероссийский педагогический марафон учебных предметов 2015. Отчет о посещении Уже не первый год мы с моей подругой (сестрой по духу и коллегой по совместительству) принимаем участие во Всероссийском педагогическом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством интеграции содержания учебных предметов
Опубликовано: 23 марта 2020 в 14:55
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством интеграции содержания учебных предметов» (включая файлы) размещена пользователем Бабушкина Галина (УИ 1637019) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД