Папки-передвижки

Формирование экологической культуры у дошкольников

Жанна Куликова
Формирование экологической культуры у дошкольников

Формирование экологической культуры у дошкольников

Одной из основополагающих задач в экологическом образовании детей дошкольного возраста является задача формирования экологической культуры. Экологическая культура дошкольника подразумевает следующие компетенции:

эмоционально-положительное отношение к природе, к окружающему миру;

ответственное отношение к своему здоровью и состоянию окружающей среды;

Публикация «Формирование экологической культуры у дошкольников» размещена в разделах

соблюдение моральных норм и правил в системе ценностных ориентаций экологического характера.

Для развития данных компетенций, педагогу необходимо ориентироваться на три основных направления в содержании экологического образования дошкольников.

Первое направление — ознакомление дошкольников с элементарными биоэкологическими знаниями. Содержание данного направления:

живая и неживая природа;

особенности живых организмов, их разнообразие, распространение;

связь внешнего вида, строения (для животных – поведения) живых организмов;

особенности среды обитания, приспособленность живых организмов к этой среде;

разнообразие сред обитания (водная, наземно-воздушная, воздушная, почвенная).

Второе направление — ознакомление с правилами поведения в природе. Данное направление включает знания о том:

как нужно вести себя в природе, почему нужно к ней бережно относиться;

как экономить природные ресурсы;

почему живые организмы нуждаются в нашей охране;

почему на Земле должны жить все живые организмы;

что такое заповедники, для чего созданы Красные книги, знакомство с охраняемыми растениями, животными своего края и с условиями, необходимыми для сохранения всего живого.

Третье направление – ознакомление с элементами социальной экологии. В рамках этого направления изучаются такие темы:

люди (здоровье, безопасность) и окружающая среда;

влияние человека (в частности, ребенка) на природу;

бережное отношение к природным ресурсам.

Для того, что воспитанники эффективно усвоили знания и приобрели практические умения экологического характера, необходимо обратить внимание на экологизацию развивающей предметно-пространственной среды. Экологическая среда должна быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для формирования у воспитанников навыков труда и общения с природой, а также для пропаганды экологических знаний среди родителей.

Игры по экологическому воспитанию

Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой. Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.

Игра с мячом «Я знаю…»

Цель: Формирование умения называть несколько предметов объекта одного вида. Развитие умения объединять предметы по общему признаку.

Игровые действия:

Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребё нку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.

«Птицы, рыбы, звери»

Цель: Развитие умения называть предмет определённой группы предметов.

Игровые действия:

Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Угадай, что в руке»

Цель: Различие на ощупь овощей, фруктов и ягод.

Игровые действия:

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

«Растения леса, сада, огорода»

Цель: Расширение знаний детей о растениях леса, сада и огорода.

Игровые действия: аналогично игры «Я знаю.»

«Сад - огород»

Цель: Закрепление знаний детей о том, что растёт в саду или в огороде.

Игровые действия:

Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.

- Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.

«Что это такое?»

Цель: Умение отгадывать предметы живой или неживой природы. Рассказывать признаки предметов.

Игровые действия:

Воспитатель или ведущий загадывает живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети должны отгадать заданный предмет.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Игра в воспитании экологической культуры дошкольниковИгра в воспитании экологической культуры дошкольников Бережное отношение к природе, формирование экологической культуры и природоохранного сознания надо воспитывать у детей с раннего детства.

Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольниковКонспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.

Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!»Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!» Сегодня я хочу привлечь внимание детей и взрослых к проблемам окружающей среды, в частности, к весенним поджогам травы. Самые распространенные.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Презентация «Воспитание экологической культуры дошкольников» (часть 2) Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию: "Воспитание экологической культуры дошкольников", в которой делюсь своим опытом,.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры у дошкольников
Опубликовано: 17 января 2022 в 13:57
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД