МААМ-картинки

Формирование этических представлений у дошкольников и их родителей в процессе театрализованной деятельности

Елена Богуненко
Формирование этических представлений у дошкольников и их родителей в процессе театрализованной деятельности

Каждый человек в течение жизни выполняет различные актерские функции. Маленький ребенок, который только начиняет осмысливать окружающую жизнь, с удовольствием демонстрирует, как выглядят гуси-лебеди, как передвигается неуклюжий косолапый медведь или резвый зайчик. А став взрослым, каждый из нас вынужден не раз перевоплощаться, выступая в роли участника семерной игры, выполняя реальные действия продавца, учителя, врача т. д.

Публикация «Формирование этических представлений у дошкольников и их родителей в процессе театрализованной деятельности» размещена в разделах

Актеры, в отличие от людей иных профессий, перевоплощаются осознанно, а значит, управляют процессом, если можно так выразиться, «влезания в шкуру» другого. Дети, как известно, любят актерствовать; при этом у них формируются коммуникативные навыки, умение видеть мир и себя со стороны. Цель театрализованной деятельности - помочь детям стать гибкими в общении, научиться находить нестандартные решения в различных ситуациях, раскрывать свой творческий потенциал, снять накопившееся напряжение.

Постигая технику актерской работы, дошкольники занимаются тренингами сценического движения, выполняют различные упражнения по правильному дыханию, дикции и артикуляции, знакомятся с приемами постижения и выражения художественного образа.

Таким образом, театрализованная деятельность является одним из важных средств развития личности ребенка, его интеллекта, речи, памяти, эмоциональной отзывчивости. К школьному обучению дети, которые целенаправленно занимались театром, показывают лучшую успеваемость, в том числе благодаря именно развитию произвольного внимания, памяти, навыков выразительного чтения.

В процессе театральных занятий дошкольники знакомятся не только с языком и эстетикой театра, но и с такими важнейшими категориями, как прекрасное и безобразное: исполняя разные роли, они должны передавать поступки и поведение разных героев, в том числе добрых и злых. Расширяя художественный опыт детей, их знакомят с основными понятиями театрального искусства, а также с особенностями театральной архитектуры. Дошкольники узнают, какие существуют театральные здания, чем они выделяются от остальных общественных построек, рассматривают изобра-жения известных театров.

В детском саду, в процессе театрализованной деятельности решаются и этические задачи, которые возникают на разных стадиях занятий с детьми. Они могут возникать тогда, когда дети только приступают к освоению премудростей «театральной азбуки», и тогда, когда происходит распределение ролей.

Театральные занятия требуют от детей немалых усилий, особенно на начальном этапе, когда они начинают постигать азы актерской профессии. И нельзя дать гарантию того, что их первые шаги всегда будут успешны-ми. Так, при тренинге дикции, во время многократных повторений скоро-говорок отдельные дети допускают обмолвки, которые вызывают у товарищей смех. Если такая реакция возникает один раз, ее нетрудно погасить укоризненным взглядом, направленным в сторону тех, кто смеялся, «знаком тишины» (палец, приложенный к губам). Но, если подобная реакция становится нормой поведения, с ней необходимо достаточно долго бороться, формируя у детей правильные этические нормы во время занятий.

Одним из результативных приемов может оказаться просьба, обращенная к тому, кто смеялся над товарищем: «Попробуй сам выполнить это задание без ошибок!». Нередко выясняется: тот, кто смеялся над своим «коллегой по театру», тоже ошибается! И это открытие снимает вопрос не-корректного поведения на занятии. При завершении выполнения задания насмешником следует повторить: «Вы все начинающие артисты. Вы еще только учитесь все выполнять правильно».

Второй прием - просьба педагога, обращенная к тому же насмешнику: «Если ты сам уже достаточно хорошо умеешь выполнять задание, то помоги товарищу научиться правильно выговаривать нужный текст». Подобные поручения не только развивают верное понимание чувства коллективизма, единства действий, но и не дают развиваться возможному соперничеству.

Следующий этический момент, который следует держать под постоянным контролем, касается распределения ролей в преддверии работы. В профессиональном театре существует закон : распределением ролей занимается режиссер и его приказы не обсуждаются. Но в детском коллективе следует прибегать к более корректным решениям. Например, несколько детей выражают желание исполнить роли главных героев, и никто не хочет играть в эпизодах. В подобном случае руководителю следует настроить их на то, что все роли важны, что успех постановки зависит от того, как складывается ролевой ансамбль - согласованность всех исполнителей независимо от «веса» их ролей в сюжете. В этом случае уместно выглядит обращение к классическим театральным поговоркам типа «Не бывает маленьких ролей, есть маленькие актеры» или к рассказам о том, что некоторые известные исполнители значительную часть своей жизни играли в эпизодах, но их появление на сцене всегда сопровождается аплодисментами зрителей: настолько талантливы актеры вторых ролей.

Еще один момент регулирования этической ситуации связан с многократными повторами одних и тех же физических действий, одних и тех же речевых упражнений, что для дошкольников может показаться утоми-тельным. И бывает так, что кто-то вслух выразит свое недовольство: «Сколько раз можно повторять одно и то же!». Накопленный детьми опыт театральных действий позволяет преодолеть отрицательные эмоции, пере-ведя их в положительные впечатления. Как правило, подобные высказыва-ния встречают неизменные возражения, которые произносят другие участники театрального коллектива : «Ведь мы должны хорошо спектакль сыграть. Ведь мы должны научиться все делать правильно. Ты же хочешь, чтобы спектакль получился!». Подобные высказывания свидетельствуют о стремлении самих детей найти выход из конфликтной ситуации, не прибегая к вмешательству педагога.

Наряду с важнейшими задачами, актерскими и педагогическими, воспитателю в ДОУ приходится также решать и задачи этического плана, которые касаются родителей юных актеров.

В настоящее время многие мероприятия, которые проводятся в ДОУ с присутствием родителей, приходится начинать с традиционного обращения: «Уважаемые гости, мамы и папы, просим вас на время выключить звук ваших мобильных телефонов, чтобы не отвлекать детей во время постановки, воздержать от кино и фотосъемки». Бывает и так, что кто-то из мам начинает со своего места чересчур экспрессивно посылать дочке знаки привлечения внимания: «Таня, я здесь!». Реакцию девочки трудно предсказать. Хорошо, если она обрадуется и сыграет свою роль успешно от удовольствия, что на нее смотрят родные и гордятся ею. А если начнет оглядываться (откуда зовут, смешается, допустит ошибку в тексте или действии, зажмется и, как результат, выступит неудачно? Кого в этом случае винить? Порой случаются ситуации и еще более, скажем так, неделикатные. Так, фотографируя, иной родитель считает в порядке вещей гром-ко произнести: «Вася, повернись, чтобы тебя было видно!». А Вася в этот момент выполняет ответственную часть своей роли, и такая команда запросто может сбить его с настроя.

Поэтому перед показом постановки приходится обращаться к празднично настроенным мамам и папам еще и с такой просьбой: «Мы не против того, чтобы вы сфотографировали, как ваш сын или дочка принимает участие в празднике. Но постарайтесь сделать это тактично, чтобы не сбить их с верного творческого настроя. Иногда ваш резкий выкрик с места: «Поверни голову, я тебя сфотографирую!» может оказать юному артисту плохую услугу. Выход прост: фотографию можно сделать в конце постановки, когда все ее участники завершили выступление и под аплодисменты зрителей выходят на поклоны, довольные собственным успехом.

Другая сторона неверного родительского отношения к театральным занятиям детей - их завышенное мнение насчет способностей сына или дочки. Бывают случаи, когда родители требуют, чтобы их чаду дали главную роль. Тут не действуют уговоры о том, что мальчик или девочка де-лают лишь первые шаги, что не следует форсировать их успехи, которые, конечно же, будут отмечены, но со временем. Когда подобные разъяснения не помогают, приходится обращаться к ребенку с просьбой продемон-стрировать его данные перед мамой: «Хорошо, повтори хотя бы первую фразу.». Как правило, мама убеждается, что ребенку надо тренировать память, умение выразительно читать и т. п. Важно завершить такую встречу на нотке дружелюбия. Конечно же, любой ребенок развивается и непременно получит достойные роли для исполнения. А пока у него пора накопления новых умений и навыков, которые будут реализованы.

В процессе работы над спектаклем, по отношению к родителям не надо жалеть поощрений, например вручения благодарственных писем родителям, которые нашли в себе силы поддержать театральный коллектив. Помогла чья-то мама отвести детей на выступление участников ежегодного смотра - вручаем ей благодарственное письмо от ДОУ. Принес чей-то папа рыболовную сеть, которая пригодилась в оформлении военной сцены, - пусть и ему сын принесет благодарственное письмо.

Из вышесказанного, очевидно, что некоторые поведенческие моменты, возникающие у родителей во время работы с их детьми, требуют вмешательства со стороны педагогов. Но на этом фоне более ценным выглядит развитие творческих способностей детей. И, конечно, понятно: ряд ситуаций, которые возникают во время театральных занятий с дошкольниками, настоятельно требуют регулирования педагогом. Использование описанных методических приемов поможет воспитателю достойно выйти из них.

Публикации по теме:

Формирование первичных представлений старших дошкольников об истоках русской народной культуры в кружковой деятельности Академик Д. С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость»; так как без корней.

Формирование представлений о труде взрослых в процессе сотрудничества с родителями Сегодня многие педагоги отмечают, что традиционные методы и приемы ознакомления с профессиями не вызывают у детей активного познавательного.

Формирование представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования дошкольников Аннотация. В статье проанализированы понятия экологического образования и воспитания дошкольника. Рассмотрены средства, методы, а также.

Формирование у дошкольников основ социальной культуры в процессе игровой деятельностиФормирование у дошкольников основ социальной культуры в процессе игровой деятельности Хочу поделиться опытом работы по теме: «Формирование у дошколят основ социальной культуры в процессе игровой деятельности» Важнейшей.

Коммуникативное развитие детей 5–6 лет в процессе театрализованной деятельности. Одной из задач современного дошкольного образования является воспитание активной, самостоятельной личности с творческими потенциалами и.

Консультация для родителей «Значение театрализованной деятельности для развития дошкольников» Театр обладает удивительной способностью влиять на детскую психику "играючи". Малыш вливается в действие на сцене, сопереживает героям,.

Формирование навыков сотрудничества у старших дошкольников в процессе коллективной изобразительной деятельности Формирование навыков сотрудничества у старших дошкольников в процессе коллективной изобразительной деятельности Слайд 1. (название сообщения).

Сообщение «Формирование здорового образа жизни дошкольников через использование музыкально-театрализованной деятельности» Здоровый образ жизни – это активная деятельность людей, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Основные компоненты здорового.

Сообщение на педсовете «Развитие связной речи у дошкольников в процессе театрализованной деятельности» Сообщение на педсовете «Развитие связной речи у дошкольников в процессе театрализованной деятельности».[/i] Согласно новым требованиям.

Воспитание этических и эмоциональных ценностей природной среды в процессе продуктивной деятельности у детей с ЗПР Воспитание этических и эмоциональных ценностей природной среды в процессе продуктивной деятельности у детей с задержкой психического развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование этических представлений у дошкольников и их родителей в процессе театрализованной деятельности
Опубликовано: 23 марта 2017 в 15:38
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД